среда, 18 декабря 2019 г.

Наблюдения обывательницы. Фильм, который не смог выполнить свою задачу.


Фильм «Тучи над Борском», снятый на «Мосфильме», мне довелось смотреть еще будучи ученицей шестого класса, в рамках программы антирелигиозного воспитания. А сейчас, почти через полвека, пересмотрела, и он неожиданно всколыхнул мою память. Огромное количество мыслей на тему, поднятую в фильме, буквально захлестнуло. 
Сюжет фильма несложен. Это рассказ о том, как советская школьница, старшеклассница, умница, оказалась втянута в секту пятидесятников, и как ее оттуда освободили. Тогда, в детстве, я принимала за чистую монету все, что там показали. Но позже мне в жизни довелось пообщаться с сектантами самого разного толка.
Пятидесятницей была моя одноклассница. В школе она не проповедовала, училась прилично и потому никто из педагогического состава никогда не заострял внимания на том, что она не состоит в ВЛКСМ. Середина 80-х уже была, идеология трещала по швам, но нам это было пока неизвестно. Ее звали Жанна, она была очень красива, мальчики пытались за ней ухаживать, но все без исключения остались при своих интересах, Жанну не интересовали «мирские». И учеба не особенно интересовала, она не планировала никуда поступать. И сейчас я думаю, что верхом мечтаний Жанны было стать супругой и спутницей «богоизбранного» человека, отмеченного Духом Святым, желательно из числа новообращенных. Что ж, многие девушки мечтают стать спутницами «звезды» или «гения», не особо понимая, что это будет за жизнь.
А в начале 90-х вчерашние школьники уже массово принимали крещения в баптистских церквях, вступали в общество Свидетелей Иеговы,  чуть не поголовно венчались в православных храмах, толком не понимая, что это значит и для чего это вообще делается. Просто все это только-только разрешили, на все это была мода, а ВЛКСМ уже не существовал. Модно было верить, и потому верили во все подряд, включая Кришну, Анастасию, Велеса и Марию Деви Христос. Но у пятидесятников крещение несколько отличалось от других направлений. Крещеным Святым Духом считался лишь тот, кто внезапно начинал говорить на незнакомом и часто непонятном языке. Не на том который в школе изучал как иностранный, а на «новом».
Так вот, возвращаясь к Жанне… Однажды я ее встретила на улице, мы разговорились и она пригласила меня к ним домой. Просто посидеть, поболтать. Учитывая, что в школе мы почти не дружили, в ее радости было что-то странноватое. Но я согласилась и отправилась в гости. У Жанны уже было двое детей, дошколята, чистенькие, здоровенькие, крепенькие бутузики. Меня тут же обложили со всех сторон игрушками, детскими книжками-раскрасками, Жанна притащила какой-то напиток из холодильника – было видно, что свежему человеку с улицы здесь несказанно рады. Было легко и весело, пока не вернулся домой ее супруг. Молодой, как я поняла – из новообращенных. Как Жанна и хотела.
Радость Жанны мгновенно погасла, она смолкла и исчезла на кухне, дети перестали щебетать и забились в угол с какими-то книжками. Глава семейства бегло поинтересовался, христианка ли я, и не дожидаясь ответа, принялся рассказывать о том, что его пригласили на стажировку в США, после чего он станет пастором в одном из евангелистских приходов. Он так же известил меня, что уже крещен Святым Духом, говорит «новым языком» и считается «избранным», и долго бы еще продолжал в том же ключе, если бы Жанна не сообщила, что ужин готов. Глава семейства милостиво пригласил меня к столу и стал читать молитву перед едой.
Во время молитвы он вдруг начал вставлять слова:
- Лама савахфани… элои, элои… авва, отче…
Жанна, опустив голову, молчала. Супруг ее поглядывал на меня с видом победителя. Похвалы, что ли ждал… Но для меня его «незнакомый язык» был не новость, я с Евангелием к тому времени уже была знакома.
После скромной трапезы я стала прощаться, Жанна вышла меня проводить. И тогда я спросила у нее:
- И ты счастлива?
Она вздохнула и промолчала. Вскоре после они уехали в Штаты. Думаю, что ее муж все-таки стал пастором.
Но только теперь я уже знала, что означает в понимании пятидесятников «новые языки». Обычное мошенничество. И потому сцена в амбаре, где Ольга проходит «крещение Духом Святым», а вокруг трясутся старухи, и это надрывное на все голоса «дай, Господи», вызывает во мне странное чувство. Раньше, в школе, это было удивление, сейчас – досада. И брезгливость. Не вызвали доверия эти киношные «радения» тогда, не обманут никого и сейчас.  


Бывала я и на молитвенных собраниях евангелистов, да и многие бывали, отмечали схожесть этих служб с концертами эстрадной музыки. Бывала и на проповедях, когда совсем молодой мужчина, пастор, читает заранее подготовленный текст по бумажке, как докладчик на партсобрании. И сборник евангелистских псалмов в руках держала, вчитывалась в стихи, пытаясь отыскать в них хотя бы одну неординарную мысль или не заштампованную рифму. Так вот, сегодняшние пятидесятники – не забитые старики, не старушки в платочках «внахмурку», не слабоумные юродивые, которых таскают на молитвенные собрания мамочки только потому, что они к дому ближе, чем клуб. Хотя и такие тоже есть. И на улице не отличишь по одежде атеистку от пятидесятницы. Все это вместе разочаровывает, неприкрытая ложь всегда разочаровывает.
Но есть и еще кое-что. Пятидесятники не доходят на своих собраниях до человеческих жертв. Незачем. И раньше было незачем. И потому сцена с принесением Ольги в жертву – совсем уж лжива. Но даже если теоретически допустить, что киношные «пятидесятники» - это собирательный образ сектантства вообще, то и в этом случае сцена вызывает тысячу вопросов. Потому что – ну для чего им ольгин труп? Что им делать, если девчонка, паче чаяния, скончается на кресте? Садиться за убийство и на старости лет жрать баланду? А как же христова заповедь «не убий» - разве они не знакомы с нею? Они же желают привлечь к себе молодежь – так разве ж убийство школьницы много адептов приведет в церковь? Зачем показывать их настолько тупыми? Это так же неинтересно, как и показывать немцев в военных фильмах круглыми дураками. С другой стороны: сектанты в фильме совершили деяние, которое можно квалифицировать как покушение на убийство – где милиция? Почему в кино не фигурирует представитель закона? В советском кино, в антирелигиозном фильме просто обязаны были показать суд и приговор! Но никого не наказали.
И еще один момент не дает мне покоя. Это образ Мити Саенко. Почему никак не обозначено, что же стало с ним, как на нем отразилось все произошедшее? Ведь это он привел влюбленную девочку в секту, он был добр с ней, он искренне верил в Бога, и вот он увидел, что сделали с Олей его соверующие. Разве в финале вместо убегающей из Борска учительницы не логичнее было бы показать, как изменилась судьба и сознание этого мальчика?
Все эти вопросы заставляют меня усомниться в том, что создатели фильма подошли к задаче с полным знанием темы. Я понимаю, был госзаказ, Хрущев начал антирелигиозную кампанию, пообещав вскоре показать по телевизору последнего попа. Фильмов этих насоздавали с десяток, и везде злобные, замкнутые верующие, половина из которых еще и слабоумные. Тот же Митя Саенко – едва ли не единственный положительный персонаж на весь антирелигиозный кинематограф. Да, я считаю положительным персонажем именно его, а не трусливую учительницу, которая как раз и должна была по замыслу сценариста спасти Олю. А спас ее как раз не слишком дисциплинированный бывший детдомовец Генка Бочарников, …
И последний вопрос к тем, кто фильм все-таки посмотрел. Учитывая все косяки сценариста и прекрасную игру актеров, тот факт, что фильм скорее пробуждает интерес к религии, чем гасит его – это странность или наоборот закономерность? Во всяком случае, во мне этот интерес проснулся и я очень часто обращалась к религиозной тематике. В 38 лет крестилась в Русской Православной церкви, а перед этим пообщалась не только с пятидесятниками, но и со Свидетелями Иеговы.
Порекомендую ли я смотреть этот фильм? Нет, даже не смотря на прекрасную актерскую игру Инны Гулая. Фильм не выполнил задачу, которую поставил перед ним госзаказ в лице Хрущева. Но и вселить интерес к христианству он сможет далеко не в каждого. На мой взгляд, он уже бесполезен, как оказалась бесполезной и вся антирелигиозная кампания 60-х.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...