понедельник, 19 июля 2021 г.

ХРАМЫ РОССИИ (Сценарий для проведения Дня Крещения Руси)

 Перед началом звучит лирическая духовная музыка (например, песни Г.Кошминой)

28 июля Православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира, в день его преставления.

Для истории Руси и России личность, подобная Владимиру Красное Солнышко – это один из краеугольных камней этой истории. Значение поступка киевского князя на сегодняшний день переоценить невозможно. Ибо если бы не принял Святое Крещение князь в Корсуни – неизвестно, по какому пути развития пошла бы Русь. И как бы мы жили сегодня, и жили бы вообще – неизвестно. А благодаря князю Владимиру русский народ сегодня называют народом-богоносцем. Благодаря его поступку цветет красота русского православия и удивляет весь мир.

История Государства Российского рассказывает нам, как это произошло: на совете решено было принять веру от греков. Однако горд был князь Владимир, не хотел ничего просить у Византии. Он пошел на них войной и осадил Корсунь, а затем и овладел городом. Передал князь Владимир греческому царю такое послание: «Отдайте мне в жены сестру вашу Анну, не то и с Царьградом я сделаю то же, что и с Корсунью». Ему ответили так: «Если хочешь, князь, чтобы Анна стала твоей женою, прими святое Крещение». Владимир согласился. А незадолго до таинства крещения разболелись у него глаза. Анна сказала ему: «Крестись, княже, и избавишься от слепоты и телесной, и душевной». И едва погрузился князь Владимир в купель, как спала с глаз его пелена слепоты и он прозрел. Летописец доносит до нас слова князя: «Ныне познал я истинного Бога!»  Это было в 988 году от Рождества Христова.

И самое первое, что сделал после своего крещения Владимир – он заложил новый храм в Корсуни.

Новый – значит, православные храмы уже были тогда в крымской земле. Греки, жившие в Крыму, исповедовали веру свою по всем правилам, и Кирилл и Мефодий еще в 863 году дали возможность славянам перевести на родной язык Святое Писание и познакомиться с ним. И бабушка Владимира Красного Солнышка, княгиня Ольга, была крещена в православной вере. И до сего дня сохранились остатки базилики, где принял крещение Владимир – не в чистом поле свершалось таинство сие и не на языческих капищах.

Но Владимир заложил новый храм. Это был очень символический поступок, так князь обозначил, что отныне православие становится государственной религией. До Владимира господствующей религией славян было многобожие, язычество. Но, тем не менее, самый первый поступок – не уничтожение старых верований, а утверждение новых. И именно Херсонес считается теми воротами, через которые вера Христова пришла на Русь.

Звенят на Руси колокола. Большие – размеренно и низко, словно трубы, а те, что поменьше – часто и весело, с переливами, с перезвонами. Плывет над Россией колокольный перезвон, от города к городу, от села к селу, созывая прихожан на службу. Звенит Русь во время праздников, набатным колоколом гудит во время пожаров или войн. Малиновый звон льется над землей в дни побед. Стоят церкви на Руси. Стоят не одни каменные соборы, до сих пор стоят деревянные церкви и часовни, с незапамятных пор стоят, хранят для нас истории деревянного зодчества.

А где находится самый известный деревянный храм в России? Даже тот, кто не исповедует православную веру, ответит – Кижи.



Но прежде, чем рассказать о храме Преображения Господня, расположенном на острове Кижи, надо сказать вот еще что. Древняя Русь не знала памятников в нашем современном понимании этого слова. То есть, не знала памятников как общественных монументов. Памятниками были сами храмы. Конечно, прежде всего, храм – это дом Божий, это символ, прообраз Царства Небесного, это место для молитвы, для обращения человека к Богу. Но, кроме того, храм часто был памятником какому-либо событию в жизни России. Например: на Куликовом поле, где решалась судьба Руси, был воздвигнут храм Сергия Радонежского. После того, как Иван Грозный взял Казань, и Русь прочно утвердилась на волжских берегах, был воздвигнут Покровский собор, в народе именуемый храмом Василия Блаженного. Заложив на берегах Невы новую столицу государства Российского, Петр Первый выстроил Петропавловский собор, золотая игла которого стала символом Петербурга. Так же и храм Преображения Господня на острове Кижи был воздвигнут в 1714 году на месте церкви, уничтоженной сильнейшим пожаром, и появление этого деревянного чуда света связано с победами русского воинства в Северной войне. План 22-главого храма принадлежит, по легенде, императору Петру Первому, других имен архитекторов, рубивших церковь, история не сохранила. Говорят, что мастер по имени Нестор, закончив создание этой красоты, забросил топор свой в Онегу-озеро и сказал: «Нет и не будет такой!»


Количество куполов над храмом в православии имеет значение. 1 — символизирует Единого Бога, 3 — Святую Троицу, 5 — Спаситель и четыре евангелиста, 7 — семь таинств Церкви, 9 — по числу ангельских чинов, 13 — Спаситель и двенадцать апостолов. Храм Преображения в Кижи имеет 22 купола. Но рядом с ним мы видим еще одно строение – с 10-ю куполами, и звонницу под шатровым куполом. Всего получается 33 купола – по числу земных лет Иисуса Христа. Храмовый комплекс на острове Кижи, имеющий 33 купола, долгое время был уникален, но сейчас в России существуют еще два храма с таким же количеством куполов: Это Казанский храм в Долгопрудном (в Подмосковье) и Спасо-Преображенский храм в Усть-Медведицком (Волгоградская область). Оба они построены уже после 2000-го года.



«Как белая свечечка, одна-одинешенька в зеленой зыби полей, оберегаемая только старыми вязами от недоброго взгляда, стоит эта красавица восемь столетий над тихими луговыми реками Клязьмой и Нерлью, и восемь столетий ходят сюда люди, гости ближние и дальние, чтобы на всю жизнь унести в сердце невыразимое обаяние этого места. … Утреннее солнце легло розовым отблеском на белокаменные стены храма, и весь он, чудесно опрозраченный этим живым озарением, отразился в зыбкой воде речной старицы. Пролетали над Нерлью чайки-рыболовы, и тогда рядом с недвижным отражением белого камня быстро проскальзывала в воде живая тень, уже иного оттенка белизны. Да облака, все еще похожие на корабельные паруса, неторопливо и важно шли над лугами и рекой. Хорошо было увидеть все это именно весной, когда речные воды у Покрова-на-Нерли холодны и чисты, зелень еще не запылилась и ветром приносит откуда-то острый дух тополиных листьев».

Так описывает первое свое впечатление от увиденного храма Покрова-на-Нерли советский журналист Роберт Штильмарк.

Все, кому доводилось увидеть этот маленький, по сравнению со многими пышными соборами, храм, оставались под впечатлением его легкости, воздушности, и удивительной женственности. Своим изяществом и нежностью храм  заставляет вспомнить старинное сказание о Богородицыном прокрове: как однажды Богородица вошла в царьградский храм, сняла с головы воздушную ткань и незримо простерла ее над головами людей. Князь Андрей Боголюбский установил на Руси новый праздник – Покрова Пресвятой Богородицы, и в честь этого праздника был воздвигнут белый храм на реке Нерли.



История Руси и России неотделима от истории православия. Каждый значимый храм или собор был памятником какому-либо значительному событию в жизни государства. Получается, что храмы России – это та часть ее истории, которую невозможно переписать? Можно, конечно, заменить школьный учебник. Можно отделить церковь от государства. Но что делать с храмом, где хранятся летописи, где стенные росписи представляют собой документальные свидетельства, где мозаики и витражи, фрески и панно – все посвящено не только библейским событиям, но и тем, которые был призван увековечить храм? И, конечно, чтобы храм не мог больше свидетельствовать и рассказывать историю – его в лучшем случае закрывали. А в худшем – подвергали разграблению, сожжению, или взрывали. В нашей стране после 1917 года это явление было настолько массовым, что сейчас даже нет статистики, сколько всего храмов, церквей, часовен, монастырей было разрушено. Есть предположение, что цифра эта доходит до 90%. Таким образом переписывалась история, на разрушениях строилась новая.

Среди полностью уничтоженных святынь можно упомянуть такие старинные: Рождественский собор в г. Владимир – поостренный в 1192 году, церковь Богородицы Пирогощей в Киеве (1136 год), Георгиевская церковь в Киеве (1115 год), собор Алексея Митрополита в Чудовом монастыре (1483 год), церковь Спаса-на-Бору (1300 год). Среди наиболее известных – Храм Христа Спасителя (сегодня он выстроен заново). 

Закрыт и разграблен был Владимирский собор в Севастополе, построенный на месте крещения Владимира Красное солнышко, была осквернена и Усыпальница Адмиралов в нем.  Сильно пострадала Десятинная церковь в Киеве, заложенная Владимиром Красное Солнышко, ставшая в свое время усыпальницей для него самого и его супруги, царевны Анны.

Добавлю так же, что в списках уничтоженных храмов числятся не только православные святыни, но и мечети, синагоги, кирхи и костелы, располагавшиеся на территории СССР.

Перечислять, наверное, можно еще долго, но после 1990 года православные храмы начали, наконец, восстанавливать. Восстанавливать старые и строить новые храмы.



Тенденция восстановить утраченные святыни – намерение, безусловно прекрасное. Строится так же очень много новых… Хотелось бы мне сказать «церквей», но уместнее будет употребить иное словосочетание: храмовые комплексы. Наверное, это уже не памятники. Скорее всего, это будет центры по обслуживанию духовных потребностей населения. И архитектура таких комплексов очень далека от канонической архитектуры православия. И, может быть, поэтому они вызывают ропот среди тех, кто не видит необходимости в церковном воспитании подрастающего поколения, кто десятилетиями обходился без участия Бога в своей жизни.

Например: Храм Дмитрия Донского на юго-западе Москвы станет крупнейшим в городе храмовым комплексом, нацеленным на активную духовно-просветительскую общественную деятельность. "Идея такого крупного храмового комплекса вынашивалась не один год. Было создано 16 эскизных проектов, прежде чем пришли к одному, самому оптимальному решению, - рассказал журналистам в понедельник куратор Программы по строительству православных храмов Москвы, депутат Госдумы Владимир Ресин. По его словам, над проектом работали около 40 архитекторов и проектировщиков под руководством заслуженного архитектора Александра Зыкова. Проект предполагает, что здание будет пятикупольным, сочетающим традиции древнерусского храмового зодчества с элементами модерна и даже хай-тека. Здание храма займет лишь десятую часть территории. Воскресная школа, театральный и кинозал, спортивный центр, дом приемов и остальные постройки, также необходимы для работы духовно- просветительского центра. Под строительство храма отведена столь большая территория - около 17 тыс. квадратных метров плюс подземное пространство.

Рунет всколыхнула новость о том, что Русская Православная Церковь якобы попросила правительство выделить 140 млрд рублей на строительство «Православного Ватикана» в Сергиевом Посаде. Общественность тут же начала возмущаться нецелевым расходованием бюджетных средств, в духе «лучше бы построили дороги, детсады и школы». Однако сама новость о просьбе РПЦ оказалась фейком. На самом деле вопрос о создании в Сергиевом Посаде Православного центра всего мира обсуждается уже более 10 лет. Однако, ни с какой просьбой в адрес государства РПЦ не обращалась. Церковь лишь принимала участие в общественных слушаниях, посвященных этому амбициозному проекту. Более того, из 140 млрд рублей, необходимых на реализацию задумки, только 35 млрд могут быть направлены на строительство храма, культурного центра, музея и административных зданий РПЦ. Остальные деньги предназначены для фактического переустройства города Сергиев Посад. Планируется строительство новых дорог, развязок, аэропорта, жилых кварталов, парковых зон и т. д. То есть, основная часть средств будет вложена в возведение чуть ли не нового города.

А такой православный храм планируется возвести в г. Кемерово. Конечно, каноны строительства православной святыни официально не прописаны нигде, но строить храм, похожий на языческий вавилонский зиккурат, наверное, уже перебор. Во всяком случае, речь здесь идет не о желании архитектора воздать славу Богу, а о самовыражении. То есть, это будет не памятник истории, это будет памятник самому себе.

Но есть среди новейших храмов и такие, которые, несмотря на веяние времени, сохранили главное свое назначение – быть памятниками истории своего государства. Храм Вооруженных Сил Российской Федерации посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а так же ратным подвигам русского народа во всех войнах. Он необычен: стены его не белые, как принято в православии, здесь преобладает защитный цвет. У храма шлемовидные купола, как у былинных богатырей. Все габариты храма символичны и отсылают к важнейшим числам, связанным с историей Великой Отечественной войны, историей России и Вооружённых Сил России.

Диаметр барабана главного купола составляет 19,45 метров. 1945 год — окончание Великой отечественной войны. Диаметр купола — 22 метра 43 сантиметра. Восьмого мая 1945 года в 22 часа 43 минуты был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Высота звонницы составляет 75 метров. В 2020 году исполнилось 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны.

Высота малого купола составляет 14,18 метров. 1418 дней и ночей длились боевые действия в Великой Отечественной войне.

Площадь мозаики в интерьере 2644 квадратных метров, что соответствует числу полных кавалеров Ордена Славы.

Своды храма собраны из витражей с изображением орденов, которыми награждали за ратные подвиги в разные периоды истории России. Образ Спаса Нерукотворного в центральном куполе храма — самое большое изображение лика Христа, выполненное в мозаике.

На территории комплекса создан музейный комплекс «Дорога памяти» длиною 1418 шагов в память о 1418 днях и ночах Великой Отечественной войны. Галерея с помощью технологии микрофотографии оформлена десятками миллионов фотографий участников войн.

Музей под открытым небом «Поле победы» является собирательным образом сражения под Москвой в 1941 году и вошёл в комплекс Главного храма Вооружённых сил. Его место расположения — район, где немцы предприняли последнюю попытку прорваться к столице.



Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Именно в храме послы великого князя Владимира убедились в красоте православия. Церковная служба стала для них верным свидетельством истинности православной веры. Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество. Благодаря храмам и храмостроительству на протяжении более чем десяти веков развивались русская архитектура и все виды церковного искусства, связанные с богослужением, обычно совершаемым в храме. Лучшие русские храмы стали славой России. Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры. Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой.   А начало всему этому положил князь Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко, Владимир Креститель, прославленный в лике святых как Равноапостольный.



Предлагаемые стихотворения для участников вечера:

Наум Коржавин

Церковь Покрова на Нерли

I

 

Нет, не с тем, чтоб прославить Россию,-

Размышленья в тиши любя,

Грозный князь, унизивший Киев,

Здесь воздвиг ее для себя.

И во снах беспокойных видел

То пожары вдоль всей земли,

То, как детство,- сию обитель

При владенье в Клязьму Нерли.

Он — кто власти над Русью добился.

Кто внушал всем боярам страх —

Здесь с дружиной смиренно молился

О своих кровавых грехах.

Только враг многолик и завистлив.

Пусть он часто ходит в друзьях.

Очень хитрые тайные мысли

Князь читал в боярских глазах…

И измучась душою грубой

От улыбок, что лгут всегда,

Покидал он свой Боголюбов

И скакал на коне сюда:

Здесь он черпал покой и холод.

Только мало осталось дней…

И под лестницей был заколот

Во дворце своем князь Андрей.

От раздоров земля стонала:

Человеку — волк человек,

Ну, а церковь — она стояла,

Отражаясь в воде двух рек.

А потом, забыв помолиться

И не в силах унять свой страх,

Через узкие окна-бойницы

В стан татарский стрелял монах.

И творили суд и расправу,

И терпели стыд и беду.

Здесь ордынец хлестал красавиц

На пути в Золотую Орду.

Каменистыми шли тропами

Мимо церкви

к чужим краям

Ноги белые, что ступали

В теремах своих по коврам.

И ходили и сердцем меркли,

Распростившись с родной землей,

И крестились на эту церковь,

На прощальный ее покой.

В том покое была та малость,

Что и надо в дорогу брать:

Все же родина здесь осталась,

Все же есть о чем тосковать.

Эта церковь светила светом

Всех окрестных равнин и сел…

Что за дело, что церковь эту

Некий князь для себя возвел.

 

 

II

По какой ты скроена мерке?

Чем твой облик манит вдали?

Чем ты светишься вечно, церковь

Покрова на реке Нерли?

Невысокая, небольшая,

Так подобрана складно ты,

Что во всех навек зароняешь

Ощущение высоты…

Так в округе твой очерк точен,

Так ты здесь для всего нужна,

Будто создана ты не зодчим,

А самой землей рождена.

Среди зелени — белый камень,

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал — и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.



 Олег Иванов

Разрушенная церковь

 

В благоустроенном районе, средь домов,

Отмеченных печатью индустрии,

Стояла церковь, памятник России

Былых времён, когда был дух её здоров.

 

Остались только стены; жалкий кров

Едва скрывал следы нещадной истерии

Времён новейших, и слезами ностальгии

Душа вскипала в Рождество или Покров,

 

И жёг вопрос – кому нужно было увечье

Такой красавицы? Иль, может быть, мешал

Лик Божий с кротостью овечьей

 

«Подъёму благ» – ведь Он бы вопрошал:

«Чем жив ты ныне, человече?»

И совесть нашу сытую смущал.

 


 

Николай Добронравов

Восстанавливают храмы

 

Нынче радостей немного.

Больше подлостей и сраму.

Правда, нынче, слава Богу,

Восстанавливают храмы.

В сёлах и первопрестольной,

Словно юные старушки,

Возникают колокольни,

И часовни, и церквушки.

 

Вмиг слиняли атеисты.

Наверху — иные вкусы.

И рисуют копиисты

Вместо Брежнева — Иисуса.

Вместо Маркса с «Капиталом» —

Рождество и Пасху в массы.

А в церквях стройматериалы —

Сплошь синтетика с пластмассой…

 

Прислан к нам из-за кордона

Пастырь, сделавший карьеру.

Антирусские иконы.

Синтетическая вера.

Храм в элитных эмпиреях

Возвели в мгновенье ока.

Ну, а людям, что стареют,

Всё ж без Бога одиноко…

 

Рядом выстроились банки.

Нищета в церковной арке.

К платной новенькой стоянке

Подъезжают иномарки…

Заказные злодеянья.

У братвы всё шито-крыто.

Из Священного Писанья

«Не убий» давно забыто.

 

Травка каверзная тлеет

В дискотеках хулиганских,

Где тинейджеры наглеют

И поют не по-христиански.

Трудно даже Бога ради

Отличить мужчин от женщин.

На всеобщем плац-параде

Храмов больше. Веры меньше.

 

А в деревне Божьи служки

Мир подлунный покидают.

Тропка к старенькой церквушке

Зарастает, зарастает…

Там была она, святая,

Лишь одна на всю округу.

Ноги босые сбивая,

К церкви люди шли, как к другу.

 

Жили бедно и убого,

Да боялись слова злого.

Сколько было веры в Бога,

Своего, не подкидного!

Паства выглядит устало

На ступеньках новой эры.

Храмов, правда, больше стало.

Веры меньше. Веры… Веры…



***

Когда душа, устав от бремени ударов,

Проблем пустых земного бытия,

В мелодии колоколов Святой Варвары

Найдет успокоенье для себя.

 

И в мирной тишине Божественного Храма,

В сияньи мягком восковых свечей,

Спадет завеса плотского дурмана.

Очистит сердце от земных страстей.

 

Я с робостью вхожу в Твою Обитель,

В надежде искупить свои грехи.

Пришел тот час наверно, Повелитель,

Когда я слышу голос Твой:- Приди!

 

Предстану пред Тобой душою обнаженной,

Как в зеркале промчат ушедшие года.

И разум озарит раскаяньем пронзенный

Любви безгрешной светлая слеза.

 

Я не прошу особых милостей у Бога.

Сияла б только сердца чистота.

Сумела бы добром ответить я на злобу

В коварстве заплутавшего врага.

 

Сияй же, Храм, своею красотою.

Пускай звенят твои колокола.

Их звон наполнится Божественной Любовью

И утвердится в нас Святая доброта.



***

Перезвоны в сердцах, если даже в пути,

Бесконечно желанье всё слушать и слушать,

И мы с верой надеемся снова найти,

Исцеленье своё в исковерканных душах.

 

В душах наших, где пусто в деяньях благих,

Где безумствует страх, и отсутствует память,

И в стремленье быть лучше, мы топчем других,

Не заметив, как медленно движемся в замять.

 

И кому-то из нас у последней версты,

Когда встанем в усталости, сердце, послушав,

Вдруг послышится звон, а потом с высоты

Он вольётся теплом в опустевшие души.

 

Только, может, другая нужна высота?

Не суметь превратиться ни в зверя, ни в хама?

И тогда засияет вокруг красота,

Что летит переливами прямо из храма.


Еще о храмах России можно прочесть Здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...