воскресенье, 24 июля 2022 г.

ХРАМЫ РОССИИ-2 (сценарий мероприятия ко Дню Крещения Руси)

 




Добрый день, дорогие друзья! 28 июля Православная церковь отмечает Крещение Руси и преставление равноапостольного Великого князя Владимира, память которого свято почитают все, приверженные православию. И мы сегодня собрались здесь для того же: отдать дань памяти Равноапостольному русскому князю Владимиру Крестителю, которого народ наименовал Красным Солнышком.

Множество книг, картин, лекций и других трудов посвящено выбору государственной религии – историческому решению князя Красное Солнышко, и последствиям этого решения для укрепления и развития государства.

День Святого Владимира есть кладезь духовной силы, из которого мы черпаем живую воду, которая может оживотворить и нас, и нашу Родину. И я предлагаю вспомнить историю принятия христианства самим князем Владимиром Святославовичем, которого позже будут именовать Крестителем.

 



 

 «Широко было влияние Церкви на гражданский быт языческого общества, - пишет  Платонов - Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи.

Наконец, христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками».

В «Повести временных лет» рассказывается о создании Владимиром церкви пресвятой богородицы «… и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами…» 

В честь равноапостольного великого князя Владимира построено большое количество храмов в России и за рубежом, среди них есть два, о которых сегодня пойдет речь, оба они находятся в г. Севастополе.

Первый – вы видите его на экране – называется Свято-Владимирский собор, он расположен в черте Севастополя, на территории историко-архитектурного комплекса «Херсонес Таврический». Впервые вопрос о постройке православного собора, посвященного девятисотлетию Крещения Руси, подняли в 1825 г. – инициатива исходила от командующего Черноморским флотом в Крыму адмирала Грейга. С этим предложением он обратился к Александру I, одобрившему его проект. С 1827 г. под руководством мичмана Крузе в Херсонесе велись раскопки, целью которых было обнаружение церкви, где крестился Великий князь Киевский.

Археологи нашли руины нескольких старинных культовых объектов, но предпочтение отдали крестообразной византийской базилике, находившейся на центральной городской площади – как наиболее вероятному месту крещения Владимира. Тем не менее, по ходатайству адмирала Лазарева, утвержденному в 1836 г. Николаем I, возведение началось не там, а в самом Севастополе.

К прежнему проекту вернулись лишь в 1852 г., но строительство снова пришлось отложить, на этот раз из-за разгоревшейся Крымской войны. Лишь в августе 1861 г., в присутствии Александра II, состоялась церемония закладки, а Владимирский собор в Херсонесе начал строиться при деятельном участии императорской семьи.

 


После установления в Крыму советской власти в 1922 г. из блиставшего роскошью Владимирского храма изъяли всю драгоценную утварь, а его закрыли и передали новообразованному музею на Херсонесском городище. Однако экскурсии в нем проводили недолго, в 1924 г. его закрыли для посещений и фактически забросили, несмотря на все просьбы прихожан позволить им проводить в нем службы.

После этого церковь начали систематически разграблять, она ветшала, начала постепенно разрушаться. В годы войны в нее угодила бомба, полностью разрушившая купол, а в 1944 г., перед уходом из Крыма, немцы по приказу оберста Кольба взорвали ее.

 

К 1000-летию крещения Руси, как и Херсонес Таврический, Владимирский собор, находившийся в руинах и представлявший собой жалкое зрелище, «гармонично дополнял» общий пейзаж городища. В 1997 г. началось первое после окончания ВОВ восстановление. На стартовом этапе проводилась внешняя реставрация достопримечательности, закончившаяся в 2001 г., а в течение следующих пяти лет велись работы по реконструкции внутреннего убранства и настенных росписей. 3 апреля 2004 г. освятили главный алтарь, а в 2006 г. реставрационные манипуляции закончились и Свято-Владимирский собор в Севастополе возник в первозданном виде, о чем можно судить по фото начала прошлого века. Таким он был задуман изначально – таков он и сегодня.

Стоит упомянуть еще и о том, что Свято-Владимирский собор расположен практически в центре так называемой Гипподамовой системы – города, разделенного на примерно равные прямоугольные участки, которые когда-то образовывали улицы и пересекались под прямым углом. Именно здесь располагался древний Херсонес, или Корсунь, как его называли тогда. Собор стоит на том месте, где находилась агора – центральная торговая площадь города. А по свидетельству летописца в «Повести временных лет» прямо указано, что князь Владимир принял Святое Крещение в церкви, которая «стоит посреде града, идеже торг деют корсуняне». Именно на этом месте стоял в древности храм, в котором крестился и венчался Равноапостольный Владимир Креститель.

 

А что сталось с тем храмом, который уже начали возводить по ходатайству адмирала Лазарева и строительство утвердил Николай 1? Адмирал Лазарев ратовал за то, чтобы православный храм был возведен в центре Севастополя – тогда еще совсем молодого города, но в этом городе было уже  несколько мечетей, синагога, лютеранский храм и очень мало православных святынь. А конкретно всего одна, Петропавловский собор, но и его строил не архитектор, а инженер-поручик Рулёв. Нужен был большой классический храм, и проект для него был предоставлен архитектором Константином Тоном: классический пятикупольный храм в русском стиле.

Едва ли в России найдется второе подобное место, где так плотно спрессована память о героическом сопротивлении русских врагу, пришедшему завоевывать их землю. Стены собора только-только начали подниматься от фундамента, когда разразилась Восточная война (1853-1856), Нахимов уничтожил турецкую эскадру при Синопе. Там отличился Истомин, командир корабля, носившего по иронии судьбы имя "Париж". Меньше чем через год под Севастополь прибыли вооруженные люди из Парижа и окрестностей, а свой флаг командующий французским экспедиционным корпусом Сент-Арно держал на корабле "Город Париж". К слову сказать, Корнилов спешил к Синопу на "именном" пароходе "Владимир". Этим троим ученикам Лазарева судьба дала возможность пройти сквозь опасности Наварина, Синопа и Севастополя. Защищая последний, адмиралы не пожалели жизни. Их учитель, адмирал Лазарев,  уже три года к тому времени покоился в основании строящегося Владимирского собора.

Четыре русских героя были похоронены в «адмиральском склепе» еще недостроенного собора. И то, что случилось дальше, не пришло бы на ум никому, кроме просвещенных европейцев!

То, что они в храмах конюшни устраивали – были еще цветочки. Цивилизованные варвары взломали склеп! Гробы были разбиты, с останков адмиралов, с мундиров, в которых они похоронены, срезаны золотые эполеты и пуговицы. Потревоженные кости русских героев наскоро забросаны землей. Такого обращения с захоронениями противника никогда не позволяли себе русские «варвары». 11 апреля 1858 года был составлен акт о гнусном варварстве европейских дикарей. Собор достраивали долгие три десятка лет. Первая полноценная служба тут состоялась в 1888 году. С этого момента собор стал местом паломничества со всех концов империи.

Было принято решение перезахоронить прах всех четырёх адмиралов, нашедших свой последний приют во Владимирском соборе, в новых гробах.


 Но на этом история погребения адмиралов во Владимирском соборе не заканчивается, хотя об этом умалчивают многие путеводители.

На самом деле в храме было захоронено 13 адмиралов: 12 до революции и один после.

23 сентября 1869 года рядом с усыпальницей адмиралов погребён контр-адмирал Петр Александрович Карпов (1822 — 1869), бывший последним командиром Малахова кургана.

24 ноября 1888 год был погребен в крипте собора адмирал Иван Алексеевич Шестаков (1820–1888). Интересно, что ставший в 1882 году управляющим Морским министерством Шестаков, был отчислен из Морского кадетского корпуса за постановку запрещенной тогда пьесы Грибоедова «Горе от ума» и стал офицером лишь благодаря протекции М. П. Лазарева,

8 марта 1901 года в крипте собора был погребён адмирал Перелешин Павел Александрович (1821- 1901), участвовавший Синопском сражении и обороне Малахова кургана под командованием адмирала Истомина.

15 января 1903 года был погребен в крипте собора вице-адмирал Сергей Петрович Тыртов (1839–1903), отдавший военной морской службе ровно 53 года.

1 июля 1906 года в крипте собора был погребён вице-адмирал Григорий Павлович Чухнин (1848–1906), бывший с 1904 года Главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря.

19 февраля 1909 года в крипте собора был похоронен адмирал Владимир Петрович Шмидт (1827–1909). Еще один герой Крымской войны и обороны Севастополя 1854–1855 годов, командовал морским батальоном на Малаховом кургане, затем Ростиславским редутом, был четырежды ранен.

6 октября 1910 года в крипте собора был погребён вице-адмирал Иван Осипович Дефабр (1827 -1910). Он участвовал в обороне Севастополя, командовал батареей. Самой высокой его должностью стала должность начальника штаба и портов Черного и Каспийского морей. С 1901 по 1910 год Дефабр являлся церковным старостой собора святого Владимира.

Ровно через 4 года после погребения Дефабра, 6 октября 1914 года, был погребен адмирал Иван Михайлович Диков (1833- 1914) С 1907 по 1909 год Диков был Морским министром Российской империи.

Единственное послереволюционное захоронение датируется 20 октября 1920 года. В нижнем — храме был погребён вице-адмирал Михаил Павлович Саблин (1869 -1920).

Во время Великой Отечественной войны здание собора так же очень сильно пострадало.

 

В 1965 г. было принято решение о восстановлении собора, и почти 10 лет спустя его здание передали Музею героической обороны и освобождения Севастополя, ставшему не только центром изучения его истории, но и организатором его возрождения.

Но возрождение оказалось слегка однобоким, потому что до останков героев первой обороны Севастополя дело дошло лишь в 1991 году. Не удивительно, что специальная комиссия, обследовавшая склеп, обнаружила среди мусора лишь обломки костей. Удивительно то, что сохранилось хоть что-то.

Останки В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова и М.П. Лазарева были торжественно перезахоронены 29 февраля 1992 года.

Так выглядит усыпальница после реставрации.


«Велика и всякими богатствами обильна наша матушка-Русь святая! - читаем в книге Н. Фреймана «Рассказы сельского учителя; Начало Руси» (1894). - Сколько городов богатых в ней настроено, сколько храмов божьих!.. Дивится на нее весь мир, и ни один царь не дерзнет идти против Русского Царя, страшась его силы и могущества! А то ли было лет 1800 назад? Нет, не то было в те поры! <...> В тех местах, где теперь храмы Божии благолепием сияют... там в те поры проливалась кровь человеческая и славились боги языческие».

Но и в более поздней истории храмы православные строились на местах, где проливалась невинная кровь человеческая. К таким относится один из самых известных петербургских храмов – Спас на Крови.


Каноническое его название – Храм Воскресения Христова, но в народе всегда называли его Спасом на Крови. Он так же как и многие другие храмы России является памятником историческому событию, о котором нельзя забывать во избежание повторения трагедии. Событие это произошло 1 марта 1881 года. В этот день в результате террористического акта, совершенного «народовольцами», был убит русский император Александр II, которого история нарекла  Освободителем. Тот самый Александр II, который финансировал постройку Владимирского собора в Херсонесе. Все в истории взаимосвязано.

Чтобы глубже понять значение этого события, надо указать на тот факт, что в России самодержец получал власть не в результате голосования.

Он проходил специальный церковный обряд, называемый Помазание на Царство. Помазание — означало ниспослание человеку даров Святого Духа для исполнения того, что превосходит естественные силы человеческие. Помазанный на Царство самодержец правил уже не собственною силою – его поддерживал Бог, и покушение на помазанника расценивалось как покушение на Бога. И потому убийство Помазанника фактически приравнивалось к распятию Христа.


 

Новый император, Александр III, отдал приказ о строительстве храма на том месте, где пролилась кровь его отца. Этот храм должен был стать искупительной жертвой за преступление, совершенное русским народом, это должен был быть храм-покаяние. Из казны на строительство было выделено 3 миллиона 600 тысяч рублей серебром — огромные по тем временам деньги. Кроме того, значительную сумму составили пожертвования от учреждений, от императорской фамилии и должностных лиц. Частные же вклады играли скорее символическую роль.

Облик храма подчиняется главной задаче – увековечиванию покаяния и памяти народа о невинно убиенном царе-освободителе. При оформлении интерьера храма Спаса на Крови архитектор использовал не живопись, а мозаику, выложенную по эскизам талантливых художников, членов Императорской Академии Художеств. Стены от пола до потолка, своды храма и иконы – сплошь мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней. Евангельские мозаичные сюжеты, созданные Владимиром Фроловым, выглядят удивительно живо. Через окна внутрь храма проникает солнечный свет, освещая иконы и отражаясь от них, наполняет пространство мягким свечением. Мозаичное убранство храма дополняет пол, выложенный красочным орнаментом из 10 сортов итальянского мрамора в виде 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются. Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использованы полудрагоценные камни: уральская яшма; мрамор; порфир; лабрадорит; орлец; порфир; змеевик; горный хрусталь; топазы. Общая площадь мозаики в храме – более 7000 кв. м.

 


 


В храме сохранена часть мостовой Екатерининского канала – то самое место, где упал с раздробленными ногами Александр II. В храме не зажигают свечей, чтобы сохранилось как можно дольше внутреннее великолепие, не крестят и не венчают, поскольку храм не является приходским. Собор открыт как музей, но по праздничным дням совершаются богослужения.

Нашу встречу завершает стихотворение «Научи меня, Боже, любить». В завершение нашей встречи литературное объединение «Пятиозерье» еще раз поздравляет всех собравшихся с Днем Крещения Руси и желает вам Божьих благословений. Многая и благая лета всем! До новых встреч!





Первая часть мероприятий,посвященных Храмам России здесь



Стихи, рекомендованные для проведения данного мероприятия:



***

Царь благодушный, Царь с евангельской душою,

‎С любовью к ближнему святою

‎Принять, державный, удостой

‎Гимн благодарности простой!

О, будь же, Царь, прославлен и хвалим,

Но не как царь, а как наместник Бога,

‎Склоняющего слух

‎Не только к светлым легионам

‎Избранников своих, небесных слуг,

Но и к отдельным, одиноким стонам

‎Существ, затерянных на сей земле,

И внемлющего их молитвенной хвале.

 

Чего же, Царь, тебе мы пожелаем?

Торжеств ли громких и побед?

От них тебе большой отрады нет!

‎Мы лучшего тебе желаем,

 

А именно: чтобы по мере той,

‎Как призван Волей ты Святой

Здесь действовать, в печальной сей юдоли,

 Ты сознаваем был все более и боле

 

‎Таким, каков ты есть,

Как друг добра нелицемерный…

‎Вот образ твой и правильный и верный,

‎Вот слава лучшая для нас и честь.

Ф.Тютчев



УТЕШЕНИЕ В СКОРБИ

 

Если в жизни измучен бываешь,

И труды не по силе тебе,

Если тяжко душой ты страдаешь,

Изнываешь в неравной борьбе.

 

Если вера тебя покидает.

И надежда начнет оставлять,

Если сердце от боли рыдает,

На судьбу тогда станешь роптать.

 

Если сил не хватает порою,

В Божий храм поскорей поспеши,

Припади пред иконой святою

Помолись, помолись от души.

 

Там ты найдешь утешение,

От тяжелых трудов отдохнешь

Все твои разрешатся сомненья,

Когда душу в слезах изольешь.

 

Ты с любовью и верой святою,

Будешь жизненный путь проходить,

Если станешь во храме с мольбою

Утешенье себе находить.



Я церкви Греции люблю — их шестикрьшья, звоны,

обрядовое серебро, светильники, иконы,

лампады, чаши, алтари, огни, амвоны.

И каждый раз, когда вхожу я в греческую церковь

с благоуханьями ее, сияньем, песнопеньем,

с многоголосьем литургий, священников явленьем —

само величье строгий ритм диктует их движеньям,

их жесты свыше им даны, их облаченье свято,

лампад сияньем, жаром свеч убранство их объято, —

и в этот час объят мой дух величьем нашей Византии,

культурой моего народа, великого когда-то.



Научи меня, Боже, любить,
Не тогда, когда радость и счастье...
А тогда, когда нужно простить,
Когда в доме и гром и ненастье...

Научи меня, Боже, любить,
Даже тех, кто спиной повернулся...
Чтобы мысль не пришла отомстить,
Тем, кто плюнул во след и ругнулся...

Научи меня, Боже, любить,
Чтоб плохое в других не заметить...
Чтобы чистой любовью светить,
Как умеют наивные дети...


Научи меня, Боже, любить,
Чтобы видеть больных и холодных...
Без раздумья на помощь спешить,
Разделяя горбушку с голодным...


Научи меня, Боже, любить,
Если вдруг предадут и оставят...
Дай мне силы любовью покрыть,
Пусть обиды любовь не отравят...





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...