Творчество
Михаила Зощенко – одна из блестящих, хотя и трагичнейших страниц нашей
литературы. Родился он в небогатой дворянской семье, где кроме отца и матери,
было 8 детей. Рано родившаяся мечта о писательском труде учила его наблюдать
окружающую жизнь, видеть разнообразие характеров, речи, особенностей людей. Он
поступил в Петербургский университет, но в 1914 г. началась Первая мировая
война, и он идет добровольцем на фронт защищать Родину.
Он был там
командиром взвода, прапорщиком, командиром батальона. Там он стал кавалером 4-х
боевых орденов, в том числе почетного ордена – Георгиевского креста. Там же, на
фронте, он был тяжело ранен, отравлен газами. После отравления у него развился
порок сердца, депрессия, которая обострялась во время крутых переломов его
судьбы.
Вернувшись в
Петроград, при Временном правительстве служил комендантом Главпочтамта, потом
пограничником, после Октябрьской революции добровольцем пошел в Красную армию.
Как писатель
выступил сразу после революции. Ему хотелось сохранить в своей писательской
практике чеховский замысел: в коротком рассказе раскрыт глубокие мысли, но так
раскрыть, чтобы «синтаксис улицы, народа, современная ему действительность
простых горожан, деревенских людей звучали в этих рассказах». Так появилась
проза Зощенко, которую критики назвали «литературой для бедных».
Но читатель
принял его рассказы сразу же. В этих рассказах – жизнь коммуналок, учреждений,
городских улиц и даже… трамваи!
В трамвае я
всегда езжу в прицепном вагоне. Народ там более добродушный подбирается. В
переднем вагоне скучно и хмуро, и
на ногу никому не наступи. А в прицепке, не говоря
уже о ногах, мне привольней и веселей. Иногда
там пассажиры разговаривают
между собой на
отвлеченные философские темы - о
честности, например, или о заработной плате. Иногда же случаются и приключения.
Инсценировка рассказа М.Зощенко "Не надо иметь родственников"
Цивилизация, город, трамвай, баня — вот в чем
причина возникновения нервных заболеваний. Наши предки в каменном веке и
выпивали, и пятое — десятое, и никаких нервов не понимали. А сейчас все нервные
стали. Да вот пожалуйста, не угодно ли случай?
Выступление Н.Шадловской
«Нервные люди».
Любовь, как это ни
удивительно, связана прежде всего с крупнейшими неприятностями. То, знаете ли,
обман наблюдается, то ссора и завируха, то муж вашей любовницы круглый дурак,
то жена у вас попадается такая, что, как говорится, унеси ты мое горе, то
вообще сильная корысть наблюдается, только припасай деньги. Главное, что можно
заключить, наши характеры уж очень
препаршивые. Вот и давеча в суде любовная сцена была в которой жена попалась
такая… Эх…
Выступление Татьяны
Зеленцовой «Баба».
И вот такая баба по
мне и не баба вовсе, а гладкое место! И вообще – грубый век. Грубые нравы.
Романтизму нету. Не дают человеку спокойно жить! Но вообще, конечно, любовь
играет некоторую роль в личной жизни. И хотя наша жизнь не так-то уж забита
любовными делами, чтобы без конца рассуждать о чувствительных мотивах, но
иногда порассуждать можно и о бабах, и о романтизме.
Для меня, ездить в трамвае – одно
удовольствие. Смотришь в окно, видами любуешься… Давеча еду в трамвае. Стою на
площадке и любуюсь окружающей панорамой. И очень вокруг поразительно красиво. Тут же солнце закатывается. Одним словом, очень,
как говорится, божественно. И душа у меня очень восторженно воспринимает каждую
краску, каждый шорох и каждый отдельный момент. Разные возвышенные мысли
приходят. Разные гуманные фразы теснятся в голове. Разные стихотворения на ум
приходят. Из Пушкина что-то такое выплывает в память: «Тятя, тятя, наши сети
притащили мертвеца...»
Инсценировка рассказа "Валя"
История любит по временам, так сказать, для
морального равновесия, придумать что-нибудь такое чувствительное. Не про любовь, конечно, про любовь уже много
всего придумало. А вот о вреде пьянства придумало еще мало. А потому поговорим
о вреде пьянства.
Выступление
Ольги Сухинской «Лимонад»
Любовь всегда отрицательно отражается на
мировоззрении отдельных граждан. Замечается иной раз нытье и разные гуманные
чувства. Наблюдается какая-то жалость к людям и к рыбам и желание им помочь. И
сердце делается какое-то чувствительное. Да ну что я все в одну сторону-то
сбиваюсь? Любовь, любовь… В стране, понимаете ли, индустриализация полным ходом
идет, люди в трамваях ездиют, некоторые даже и пить бросают, и авиация
развивается, я мы тут все про любовь да про любовь! Лучше вот про авиацию
послушаем.
Выступление
Александра Ядчука «Агитатор»
Стремление к деньгам — это одна из самых
сильных и могучих страстей, которые потрясали и потрясают уважаемое
человечество. Но когда-нибудь должно же
наступить такое хорошее время, когда денег совсем не будет, а разные нужные для
человека вещи можно будет получать совершенно бесплатно. Трофимыч вот хотел бы
чтоб так и было. А то каждый год деньги тратить на баретки для его дочки – это
прямо никаких денег не напасешься. Да вот, не угодно ли послушать еще?
Выступление
Павла Кравченко «Баретки».
Выступление
Валерии Пастуховой о травле М.М.Зощенко.
В
заключении нашего вечера я хочу процитировать двух писателей. Первый – это
Михаил Румер, прозаик и публицист. В своей статье «Лабиринты народной души» он
написал так: «Герой прозы Зощенко – существо, страдающее от комплекса
неполноценности и постоянно вынужденное отстаивать свое человеческое
достоинство в разных жизненных ситуациях. Нет помещика, фабриканта,
олицетворявших в прошлом сословное неравенство, несправедливость жизни, но и
теперь в столкновении с ней он каждый раз словно бьется лбом о стену, ощущая,
что новая социальная система ничуть не менее равнодушна к его нуждам и
запросам, чем старая. Отстаивать себя приходится на каждом шагу, на каждом
метре жизненного пространства – в очереди, в трамвае, в бане, в театре. Это
воспитывает в человеке толпы возбудимость, уменье пользоваться примитивной
демагогией, мгновенную готовность к отпору». Трудно не согласиться с очевидным.
Так же трудно, как не согласиться и со вторым высказыванием, которое
принадлежит Инне Вишневской,
члену-корреспонденту Академии русской словесности: «Непостижима страна Россия.
Только-только хочет она прослыть богатой, европейской, как иронично звучит
зощенковское: «Которые не при деньгах, не ходют с дамами». Только-только хочет
посмеяться над чем-нибудь горьким, как уже грозно звучит гоголевское: «Чему
смеетесь? Над собой смеетесь».
Комментариев нет:
Отправить комментарий