понедельник, 11 июня 2018 г.

Сценарий театрализованной программы "Пушкинская мистика" (видео)


Мистики в его жизни было слишком много. Да, у большинства при упоминании имени великого русского поэта возникают в памяти совсем иные строки: «Я вас любил…» или «Во глубине Сибирских руд». Или "Мой дядя самых честных правил…» Все так, но! В каждом законченном произведении Пушкина есть то, что в лучшем случае можно объяснить воспитанием его нянюшки Арины Родионовны. Помните пушкинские сказки – о мертвой царевне, о золотой рыбке, исполняющей желания, о шемаханской царице… Да, истоки пушкинской мистики лежат в раннем детстве – и поэтому никогда не умирала в нем вера в сказку. А начинать пушкинские сказки мы привыкли с посещения таинственного Лукоморья.

Исполняется стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый».




Но более всего мистических произведений появилось у поэта во времена его знаменитой Болдинской осени. И это были уже никак не детские сказки!  Болдино принадлежало роду Пушкиных на протяжении 4 веков. А находилось оно в Нижегородской губернии – очень далеко от Петербурга. Получив согласие на брак родственников Натальи Гончаровой, Александр Пушкин отправился в свое родовое имение, чтобы привести в порядок хозяйственные дела. Он планировал провести там не более двух недель, но обстоятельства сложились таким образом, что ему пришлось задержаться там намного дольше, чем он рассчитывал.

Хор ветеранов исполняет песню «Среди долины ровныя…»

Трек 03 – стук кареты
Входит Пушкин.

П.: Родные места! Приветствую тебя, пустынный уголок… Как давно я не был здесь? Забыл уже. Впрочем, и не до того было. А где же няня?
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Няня! Арина Родионовна!

Входит няня.

Н.: Сашенька! Да ты ли это, голубчик? Уж и не чаяла увидеть тебя!
П.: Ан вот и свиделись! Нянюшка, все ли здесь так же как в детстве, когда ты рассказывала мне свои сказки?
Н.: Ой, Сашенька, куды там! Хорошо-то у нас хорошо, а только не все так хорошо… Идем скорее, чаем тебя с дороги напою, да расскажу тебе такое… Что у нас тут деется, что деется…
П.: А я думал, что тут приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Уходят.

Исполняется отрывок из стихотворения «Деревня»




Няня и Пушкин
Няня: Говорю тебе, Сашенька,что все это правда, вот тебе истинный крест!
П.: Няня, да чтобы в таком раю, да водились домовые?
Н: А и не верь! Не буду больше ничего тебе рассказывать!
П.: Разве сказки про домового - это еще не все?
Н.: Не все! Утопленник у нас по ночам ходит! Вот как раз сегодня и придет! (Уходит)
П.: Запишу, пожалуй. 
(Уходит)


Исполняется стихотворение «Утопленник»


Пушкин: Зима… что делать мне в деревне? Я встречаю… Слугу несущего мне утром чашку чаю…

(входит друг Пушкина)

ДП: Ну, я хоть и не слуга, но рад встрече, друг мой Александр Сергеевич! Какими судьбами? Надолго ли?
П,: Хотелось бы скорее, но дела задерживают… Вот, пишу!
ДП: Поди, все про любовь?
П.: Ну, есть и про любовь, а больше про другое. Я еще в Петербурге слыхал историю о проигравшемся чудаке, который сошел с ума… Сперва я даже не поверил, но здесь, в деревне, среди домовых и утопленников, веришь всему!
ДП: Уж не о пиковой ли даме речь?
П,: О Пиковой даме! А ты разве знаешь эту историю?
ДП: Слыхал, слыхал…
П,: Так идем скорее! Я прочту ее тебе, а ты расскажешь мне начало, потому что Бог весть, с чего там все началось!
ДП: А было так. Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова…


(Уходят)

Читается отрывок из повести «Пиковая дама»



Музыкальный номер «Метель»


Пушкин и Друг Пушкина

ДП: Вот так все и было.
П.: Да… после таких историй в няниного домового поверишь с легкостью! Да и не только в домового.
ДП: А ты не веришь в домовых?
П.: не верю!
ДП: А в цыганские предсказания веришь?
П.: Верю! Черным очам цыганки и не захочешь – а поверишь!
ДП: Напрасно!
П,: А что, тут и цыгане есть?
ДП: А как же! Позвать разве цыганку, да пусть погадает тебе?
П,: Изволь, мой друг! Да я век не забуду твоей доброты! И цыганке заплачу, чтоб только скуку деревенскую скрасила! А про домового я для смеху написал…

Уходят


Исполняется стихотворение «Домовой»

Пушкин, Друг Пушкина и Цыганка

Ц.: Ай, молодой, бриллиантовый! Дай руку скорее – всю правду скажу!
ДП.: Ну, гляди! Что видишь?
Ц,: Вижу любовь! Ай, золотой, любят тебя девушки, да не за красоту любят, а за дар, что внутри тебя живет! А еще вижу одну, которую ты любишь больше других!
ДП.: Скажи мне имя ее – тогда поверю тебе!
Ц.: А зовут ее Наталья. Вижу – и она тебя любит. Вижу – женой тебе станет. Вижу – дети у вас будут!
П.: Правда! Все правда! А что еще видишь?
Ц, Вижу – неспокойное у тебя сердце, бриллиантовый! Ай, неспокойное! Горяч ты, часты у тебя гости, часто ты вино пьешь!
ДП.: Да кто ж в наше время вина не пьет да женщин не любит! Этак всякому можно нагадать!
Ц.: Нет… Ты слишком горяч… измены простить не сможешь. Пистолеты вижу. Кровь вижу.
П.: Я буду драться на дуэли? И меня убьют? Кто это будет?
Ц,: Убьет тебя человек с белыми волосами на белой лошади. Бойся его. Остерегайся его. Большой человек за ним будет стоять и руку его наведет.
ДП: Да что ты ее слушаешь! Тебе жить да жить! Ты же самый знаменитый поэт России! Ты же российский пророк!


Исполняется стихотворение «Пророк». 


Вед: Такова была знаменитая Болдинская осень великого поэта. Сколько произведений было написано во времена его нечаянного заточения в нижегородской губернии! Но самое главное – обстановка мистической болдинской осени  оказала влияние и на самое известное произведение Александра Сергеевича – на роман «Евгений Онегин». Знаменитый «Сон Татьяны» был написан под влиянием рассказов долгими осенними вечерами. Послушаем же, что это был за сон.

Выступление В.Пастуховой, исполняется «Сон Татьяны»



Хор исполняет песню  «Ой ты степь широкая…»

Стихотворение «Сват Иван» (без музыкального сопровождения)

Вед: Мистическая Болдинская осень великого поэта оказала сильное влияние на его творчество. В три месяца, которые Александр Сергеевич Пушкин провел в деревне, он завершил цикл «Повести Белкина». Он отметил даже дни их создания:

9 сентября был завершён «Гробовщик»,
14 сентября — «Станционный смотритель»,
20 сентября — «Барышня-крестьянка»,
14 октября — «Выстрел»,
20 октября — «Метель».

В Болдино были созданы «Пиковая дама» и «Медный всадник», отредактированы «Домик в Коломне», «Граф Нулин», «Руслан и Людмила», сказки о золотом петушке, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке, а так же ряд стихотворений. Пушкин работал в Болдино и над «Евгением Онегиным», и над поэмой «Полтава», но эти значительные произведения были завершены гораздо позднее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КО ДНЮ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА

  Вед.1: Сегодня исполняется почти два с половиной века — а если быть точным, то 254 года — со дня учреждения самой почетной и самой глав...