понедельник, 12 ноября 2018 г.

Наблюдения обывательницы: Тайган (фоторепортаж)


Что такое Тайган?
Согласно всезнающей Википедии, это крупнейший в Европе питомник львов. На территории его проживают… Ну, и статистические цифры. Про «крупнейший в Европе» я не знала, знала только, что Тайган – это одна из жемчужин Крыма, такая же драгоценная, как, наверное, Аджимушкайские каменоломни, Ханский дворец в Бахчисарае, Неаполь Скифский или Усыпальница четырех Адмиралов. Тайган – это символ Крыма, наряду с Ласточкиным Гнездом, Аю-Дагом, Митридатом и Памятником погибшим кораблям. Отличие его в том, что он по размеру больше, чем все остальные памятники – 32 гектара. И в том, что, наверное, требует несоизмеримо больших затрат на свое содержание. Туда приезжают круглый год, но в холодный сезон администрация Тайгана для жителей Крыма делает весьма приличные скидки на посещение – вот это, собственно, и стало главной причиной нашего путешествия в Тайган. Ну, грешно же не воспользоваться случаем, коль уж он предоставляется! И мы поехали.
Парк львов вполне оправдывает свое название – здесь проживают около 50 львов. Кроме львов – тигры, леопарды, гепарды… Есть весьма редкие особи, как этот белый тигр.
Википедия утверждает, что во всем мире в неволе содержится 130 белых тигров, из них 100 – в Индии. Значит, Крыму крупно повезло:  из оставшихся тридцати две особи у нас в Тайгане. А может, и врет Википедия, не каждый же день там сведения обновляются.
Кроме всяких кошачьих в Тайгане невероятное количество всякого разного другого зверья! От слонов до голубей, от крокодилов до кур и уток, от верблюдов до карликовых свинок. За день все осмотреть практически невозможно. Ну, если только остаться там в гостинице «Сафари» переночевать и продолжить с утра… Кстати, инфраструктура на территории парка очень развита, можно не опасаться остаться голодным. Хотя всякое встречается.
Дом птиц невелик, в нем стоит гвалт как на любом птичнике, но питомцы там совершенно уникальные!
Павлины, фазаны, фламинго, лебеди, цесарки! Декоративные куры: длинноногие бойцовские, мохноногие, словно одетые в расклешенные штаны,  с черными коронами, красными бородами, белыми ожерельями… Куры серые в крапинку, огненно-рыжие, снежно-белые, угольно-черные! Фотографируя очередную жар-птицу, я вполголоса выговорила:
- Нет, ну вы только посмотрите, какая красивая!
- И вкусная, наверное, - с грустью ответил мне какой-то отец семейства, чья жена-стройняшка выгуливала здесь свое новое пальто.
Рогатых и копытных в Тайгане тоже огромное количество, и туристы везут сюда корм буквально сумками. Перед нашим приездом мы даже натыкались на сообщение администрации парка, взывавшее к совести и разуму посетителей. Решили послушаться и с собой захватили лишь маленький пищевой контейнер с резаной морковью. Я видела такие контейнеры в другом зоопарке, их содержимого вполне хватает угостить с десяток коз или ланей. Мы угощали жирафов! Удивительно воспитанные животные! Корм нужно протягивать на раскрытой ладони и они берут его нежно, губками, касаясь ладони теплой жестковатой шерсткой.Не у всех берут, может потому, что большинство детей протягивают им бананы и яблоки далеко не первой свежести. Поэтому жирафы вежливо отказываются.
Удивительно добрые глаза были и у верблюда, он доверчиво тянулся к посетителям, и в отличие от симферопольского своего коллеги совершенно не был агрессивен. Хотелось его обнять и погладить по голове и за ухом, как кота.
Кстати, коты тоже здесь живут, их никто не прогоняет.
Обезьяны есть самые разные, от маленьких и вороватых мартышек до шимпанзе. Кстати, шимпанзе смотрел на посетителей, которые тыкали в него пальцами, хохотали и щелкали фотоаппаратами такими глазами, что у меня в груди что-то ёкнуло. «Вся грусть еврейского народа», как выразился кто-то из современников, застыла в этом взгляде. Он словно говорил:
- Эх, вы, потомки. Да разве же об этом мечтали наши с вами предки, слезая с деревьев? Во что вы превратились? Ведете себя, как шуты гороховые.
Удивительно, но под его взглядом многим посетителям становилось не по себе, и они торопились отвести глаза и отойти к более веселой компании мартышек.
Одна из таких безобразниц выхватила у пятилетней девочки упаковочку сладкой соломки и тут же принялась рвать ее, чтобы достать лакомство. Ребенок расплакался, а я буквально увидела, что значит выражение: «Порву, как обезьяна салфетку».
Но если мартышки обожали соломку, то орангутанг – кукурузные палочки. Он демонстративно не брал из рук посетителей яблоки или бананы, зато мог пальцем показать на упаковку кукурузиков. В общем, я лишний раз убедилась в том, что братья наши меньшие ни разу не глупее нас, долженствующих быть старше и мудрее.
Медведи – бурые и гималайские. Бурому, очевидно, было нехорошо, он ревел и махал на посетителей лапой, словно просил всех убираться к черту. А может, и просил, ведь по его биологическим часам уже давным-давно пора в спячку впадать. Но люди разучились понимать животных. И бурого мишку они не понимали точно так же как и мудрого шимпанзе, и вежливого жирафа. Люди не уходили, хохотали и щелкали фотоаппаратами, а медведя это злило еще сильнее.
Тибетский як с удовольствием принимал кормежку, но в отличие от верблюда он не брал еду с ладони, а разевал рот и кусочки яблок или морковки нужно было туда забрасывать как уголь в паровозную топку. Охотников находилось мало, и тибетскому яку оставалось повторять свои попытки раз за разом. Но мы рискнули.
Дальше – ламы, лани, муфлоны, карликовые олени, выдры, барсуки, носухи…
Носуха в прошлой своей жизни, должно быть, была цирковым акробатом, потому что и в этой своей звериной ипостаси продолжала выделывать акробатические номера на перекладинах и жердях. Я думала об этом, глядя на ее представления, и вспоминала кота, который обожает спать на капоте соседского Фольксвагена. Потому что в бытность свою человеком, наверное, водил такую же машину. А мартышка, стырившая у ребенка пакет соломки, в прошлой жизни была беспризорником-карманником. Интересно, это они на нас похожи, или все-таки мы на них?
В общем, день в зоопарке промчался как один час, и хотя мы не обошли и половины его, пора было возвращаться. Но обратный путь подарил еще два впечатления.
Первое: неподалеку от села Яблочное растет еще одна крымская достопримечательность, охраняемая законом – Суворовский дуб. Дубу этому 800 лет, и это не старейшее дерево в Крыму, нет! В Никитском ботаническом саду есть экземпляр, которому более 1000 лет, он, наверное, видел еще скифов и аланов на территории Крыма. Правда, в ботаническом саду дерево уже умирает, и жизнь его поддерживается искусственно, а Суворовский дуб еще крепок как солдат! Обхватить его не смогли бы и шесть человек. 
И второе: Белая Скала. Она представляет собой большое плато и словно вырастает из земли, ее склоны совершенно отвесны и совершенно белы. На вершине плато, говорят, есть крепость, которая носит то же название, может быть, когда-то увижу и ее. Когда мы остановились пофотографироваться, кто-то увидал наверху на плато двух человек, они выглядели, словно крохотные маковые зернышки.
- Там сегодня сильный ветер, - сказал кто-то из моих спутников, и все вдруг заметили, что уже очень холодно и середина ноября.
Крым обладает удивительным свойством, он, словно шкатулка, хранит невероятное количество драгоценностей, и Тайган, пожалуй, одна из самый ценных его жемчужин.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...