Сегодня мы будем
говорить о лирике великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Первое, что
обязательно нужно сказать, это то, что Тютчев не считал себя профессиональным
поэтом. Он часто забывал тексты стихов в книгах, иногда их находили даже после
его смерти. Об одном таком случае я расскажу чуть позже. Тютчев не заботился о
том, чтобы его тексты были опубликованы, у него, собственно, и не было карьеры
поэта. Тютчев был дипломатом. Он очень рано, в 1822 году покинул Россию, жил
преимущественно в Германии, немного в Италии, русским языком в повседневности
своей пользовался крайне редко.
Он не просто не был профессиональным поэтом, он и родной язык использовал довольно редко. Но, тем не менее, главное свое наследие Федор Иванович Тютчев оставил не в виде документов, блестяще проведенных переговоров или политических статей и обзоров – а именно в виде стихотворений.
Он не просто не был профессиональным поэтом, он и родной язык использовал довольно редко. Но, тем не менее, главное свое наследие Федор Иванович Тютчев оставил не в виде документов, блестяще проведенных переговоров или политических статей и обзоров – а именно в виде стихотворений.
Иногда читатели
думают, что Федор Тютчев – это поэт поколения уже плослепушкинского. Язык его
стихотворений таков, что может сложиться впечатление, что это поэт скорее
некрасовской школы. На самом же деле Тютчев родился в 1803 году, он всего на 4
года младше Пушкина. Родился он в селе Овстуг
Орловской губернии 23 ноября и в этот день весь читающий мир отмечает 215-ю
годовщину со дня его рождения.
Самое первое
свое стихотворение Федор Тютчев написал, когда ему было 11 лет. Домашний
учитель его, Семен Раич, после того, как его воспитанник Федор Тютчев в 14 лет
стал вольнослушателем Словесного отделения в Московском университете, был
уволен с должности домашнего учителя и позднее стал наставником другого
талантливого юноши – Михаила Юрьевича Лермонтова. В 1821 году Тютчев поступает
на службу в Коллегию иностранных дел и в 1822 году выезжает за границу, в
Мюнхен, чтобы заниматься дипломатической деятельностью. Молодому Федору Тютчеву
в это время всего 18 лет.
Пейзажная лирика
занимает очень большое место в творческом наследии Ф. И. Тютчева. Еще
современники называли его "певцом природы".
Как известно,
поэт прожил за границей более двадцати лет, но при этом не утратил духовной
связи со своей родиной и постоянно воспевал красоту русской природы. Тютчев
называл себя "верным сыном" "матери-Земли" и во многих
стихотворениях говорил о своей любви к ней. "Мать-Земля" в
представлении поэта не была отвлеченным понятием. Она олицетворяла собой
отечественную природу, по которой тосковал Тютчев. Большое количество
произведений Тютчев посвятил весне - времени пробуждения и торжества природы. К
ним относятся самые радостные и веселые строки, вышедшие из-под пера поэта.
Самые известные стихотворения - "Весенняя гроза" и "Весенние
воды". Они наполнены жизнеутверждающими чувствами восторга и ликования. Тютчев
стремился показать весну в различных ракурсах: одновременное пробуждение
природы и души человека.
Люблю
грозу в начале мая,
Когда
весенний, первый гром,
как
бы резвяся и играя,
Грохочет
в небе голубом.
Гремят
раскаты молодые,
Вот
дождик брызнул, пыль летит,
Повисли
перлы дождевые,
И
солнце нити золотит.
С
горы бежит поток проворный,
В
лесу не молкнет птичий гам,
И
гам лесной и шум нагорный —
Все
вторит весело громам.
Ты
скажешь: ветреная Геба,
Кормя
Зевесова орла,
Громокипящий
кубок с неба,
Смеясь,
на землю пролила.
Природу
Тютчев называл "Великой Матерью", по сравнению с которой человек -
всего лишь "беспомощное дитя", "греза природы". По его
глубокому убеждению, в основе мироздания лежит древний хаос, на который накинут
"златотканный покров" внешнего мира. "Клокочущие страсти"
этого хаоса лежат в основе человеческой души. Сравнение явлений природы с
душевным состоянием человека - одна из центральных особенностей пейзажной
лирики Тютчева. Часто с помощью пейзажной лирики Тютчев прямо или
иносказательно объяснял внутренний мир человека. Наиболее ярким примером этого
тютчевского приема является стихотворение «Овеян вещею дремотой».
Овеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит...
Из летних листьев разве
сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.
Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям
испещренным,
С их ветхим листьем
изнуренным,
Молниевидный брызнет луч!
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнется раз!..
Тютчев по праву
заслуживает звания "певца природы". Его пейзажная лирика отличается
тем, что способна не только дать верную картину, но и вызвать эмоциональные
ощущения, которые возникают при непосредственном восприятии природных явлений.
По поводу стихотворения "Весенние воды" Некрасов писал: "Читая
их, чувствуешь весну..." А есть стихотворение, читая которое воочию
видишь, вдыхаешь и ощущаешь осень, ту ее пору, когда уже землю покидает тепло,
когда начинают дуть холодные ветры, которые уносят с собою облетающие с
деревьев листья.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Любой творческий человек, а,
тем более, поэт - это всегда очень тонко чувствующая и глубоко переживающая
личность. Именно у таких людей рождаются самые проникновенные лирические произведения,
которые часто задевают самую душу и сердце любого, кто прикоснется к этим
бесценным строкам. Тютчев, конечно же, не был исключением, и любовная лирика
занимает особое, отдельное место во всей его творческой деятельности.
Женат Федор Тютчев был дважды. Первую его жену звали Элеонора, но еще во время
пребывания в Мюнхене, у него случился роман с молодой привлекательной графиней
Амалией Крюденер. Она отказывала в
чувствах Гейне, Пушкину и даже самому Баварскому королю Людвигу, а вот в Федора
влюбилась без памяти. И если бы не ее строгая мать, их отношения бы закончились
свадьбой. Тютчев посвятил ей прекрасные строки – «Я помню время золотое».
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит.
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за
цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль
глядела...
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
Поняв опасность, Элеонора
делала всё возможное, чтобы сохранить семью. Однако Тютчева уже ничто не могло
остановить. Элеонора впала в отчаяние и в мае 1836 года попыталась кончить
жизнь самоубийством, ударив себя несколько раз кинжалом. Несчастья не произошло
— кинжал был от маскарадного костюма. Увидев кровь, Элеонора в отчаянии
выбежала на улицу и упала без чувств. Соседи принесли её домой, а вскоре
примчался взволнованный муж. В течение суток жизнь Элеоноры находилась в
опасности. Она оправилась физически, но нервное потрясение не прошло. Тютчев
клятвенно пообещал жене разорвать отношения с баронессой Дёрнберг.
Ты любишь, ты
притворствовать умеешь, —
Когда в толпе, украдкой
от людей,
Моя нога касается твоей
—
Ты мне ответ даешь — и
не краснеешь!
Все тот же вид
рассеянный, бездушный,
Движенье персей, взор,
улыбка та ж...
Меж тем твой муж, сей
ненавистный страж,
Любуется твоей красой
послушной.
Благодаря и людям и
судьбе,
Ты тайным радостям
узнала цену,
Узнала свет: он ставит
нам в измену
Все радости... Измена
льстит тебе.
Стыдливости румянец
невозвратный,
Он улетел с твоих
младых ланит —
Так с юных роз Авроры
луч бежит
С их чистою душою
ароматной.
Но так и быть! в
палящий летний зной
Лестней для чувств,
приманчивей для взгляда
Смотреть, в тени, как в
кисти винограда
Сверкает кровь сквозь
зелени густой.
Во втором браке Элеонора
родила Тютчеву трех дочерей, старшая из которых, Анна, впоследствии стала женой
писателя Аксакова. 14 мая 1838 года Элеонора с тремя малолетними дочерьми
отплыла к мужу, предполагая добраться на пароходе до Любека, а оттуда уже на экипаже
до Турина. Вблизи Любека в ночь с 18 на 19 мая на пароходе вспыхнул пожар.
Погасить пламя не удалось. Капитан устремил корабль к скалистому берегу и
посадил его на мель. Пассажиры с трудом и не без потерь переправились на берег
— пять человек погибли, а пароход сгорел. Во время кораблекрушения Элеонора почти не
пострадала физически, но получила тяжёлое нервное потрясение, которое требовало
лечения и отдыха. Но оправиться от этого потрясения женщина так никогда и не
смогла и в конце концов в августе того же года умерла в жестоких страданиях.
Второй женой Тютчева стала Эрнестина Пфефель,
в первом браке носившая фамилию Дёрнберг. Эрнестина считалась редкой
красавицей. Детей поэта
от первого брака она фактически удочерила и еще троих родила поэту во время их
супружества. Эрнестина была и умна, и богата, и Тютчев не скрывал, что
фактически живет на ее деньги. В 1841 году его уволили из Коллегии иностранных
дел и лишили звания камергера. До 1845 года он оставался не у дел, но и это
было еще не самое худшее испытание. Тютчев познакомился с Еленой Александровной
Денисьевой, и снова влюбился. Он по факту завел с нею вторую семью, и это стало
сильным ударом по самолюбию Эрнестины.
О, как убийственно мы
любим,
Как в буйной слепости
страстей
Мы то всего вернее
губим,
Что сердцу нашему
милей!
Давно ль, гордясь своей
победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси
и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались
розы,
Улыбка уст и блеск
очей?
Всё опалили, выжгли
слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при
вашей встрече,
При первой встрече
роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенчески живой?
И что ж теперь? И где ж
всё это?
И долговечен ли был
сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем
он!
Судьбы ужасным
приговором
Твоя любовь для ней
была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь
страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались
вспоминанья...
Но изменили и оне.
И на земле ей дико
стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в
грязь втоптала
То, что в душе ее
цвело.
И что ж от долгого
мученья,
Как пепл, сберечь ей
удалось?
Боль злую, боль
ожесточенья,
Боль без отрады и без
слез!
О, как убийственно мы
любим!
Как в буйной слепости
страстей
Мы то всего вернее
губим,
Что сердцу нашему
милей!..
На 47-ом году жизни поэт познакомился с юной
выпускницей института благородных девиц. К тому моменту Тютчева уже знали, как
поэта и семейного мужчину. У него была жена и дети, однако это не смогло
удержать страсть к Елене, которая была почти ровесницей его дочерей. Между
взрослым поэтом и девушкой 24-х лет вспыхнула запретная страсть. Роман
продолжался на протяжении 14 лет и стал губительным для молодой Елены. Общество
не могло принять такого открытого проявления чувств. О Тютчеве и его избраннице
говорили везде, их больше не принимали в свете. Даже отец Денисьевой отказался
от дочери. Это увлечение стало самым сильным в череде тютчевских влюбленностей,
и вызвало к жизни целый цикл глубоких и сильных стихотворений, которые
впоследствии литературоведы назвали «Денисьевским циклом». Связь их продолжалась 14 лет, умерла Елена
Александровна 4 августа 1864 года от туберкулеза.
Вот бреду я вдоль большой
дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Все темней, темнее над землею —
Улетел последний отблеск дня…
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Улетел последний отблеск дня…
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Завтра память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
В цикле отразились все этапы
совместной жизни возлюбленных. Тютчев стремился описать, как любовь может быть
одновременно и добром и ужасным злом. Она сама по себе окрыляет и уничтожает
всё, что было построено до этого. Фёдор Иванович не забыл упомянуть об обществе,
которое контролирует эти чувства, оценивает их. Каждый шаг возлюбленных
отслеживается и разносится сплетнями. Осуждение и обсуждение всюду - заставляет
любовь становиться ядом для самого слабого из пары. Для цикла характерно
сравнение любви с природными явлениями, воспевание чувств и эмоций, изображение
романтических моментов. Стихи можно поделить на две части: одни описывают
трагическую сторону влюблённости, все неприятности и преграды, которые
встречаются на пути, другие — глубину и нежность запретных чувств. Герои цикла
словно противостоят сразу всему миру, который ставит себе цель разрушить союз.
Общество изображается как совокупность преград и злости, оно не способно понять
мотивы и простить страсть. Героям приходится отстаивать своё право на счастье.
Вместе они одновременно и счастливы и несчастны. Понимают всё, что происходит и
теряются в чувствах. Они способны здраво рассуждать и оценивать ситуацию, но не
могут ничего с собой поделать.
Любовь,
любовь — гласит преданье —
Союз
души с душой родной —
Их
съединенье, сочетанье,
И
роковое их слиянье,
И...
поединок роковой...
И
чем одно из них нежнее
В
борьбе неравной двух сердец,
Тем
неизбежней и вернее,
Любя,
страдая, грустно млея,
Оно
изноет наконец...
После смерти Елены Денисьевой
не у кого-нибудь, а именно у жены искал утешения в своем горе Федор Иванович.
Искал, даже не думая, каково ей видеть его слезы. И, пресекая все насмешки и
все злорадствования, она сказала так: «Его скорбь для меня священна, какова бы
ни была причина этой скорби». Это уже подвиг, подвиг женщины и жены. Много
ранее, до этих слов, он написал жене стихотворение «Не раз ты слышала
признанье», он вложил листок со стихотворением в ее гербарий. Хотел, чтобы она
нашла его как бы ненароком, случайно. Но получилось так, что она это
стихотворение не нашла, а он о нем и не вспомнил. На двадцать четыре года
пропало оно. И лишь через два года после его смерти Эрнестина Федоровна
наткнулась на него. «Это было целое событие в моей безрадостной жизни» -
написала она в своем дневнике.
Его черед пришел
27 июля 1873 года. Прислушаемся к Ивану Сергеевичу
Аксакову, рассказывающему о дне великой скорби России: «Ранним утром 15 июля
1873 года лицо его внезапно приняло какое-то особенное выражение
торжественности и ужаса; глаза широко раскрылись, как бы вперились вдаль – он
не мог уже ни шевельнуться, ни вымолвить слова, - он, казалось, весь уже умер,
но жизнь витала во взоре и на челе. Никогда так не светилось оно мыслью, как в
этот миг, рассказывали потом присутствовавшие при его кончине… Через полчаса
вдруг все померкло и его не стало… Он просиял и погас». Так умер Федор Иванович
Тютчев. Аксаков подчеркнул эти слова – просиял и погас, видно, так поразило его
это сияние перед уходом. Никому не дано заглянуть за этот полог, и что увидел
Федор Иванович в последний миг, мы никогда не узнаем. Но все-таки: человек
умирает так, как он жил, и трус не просияет перед смертью, и завистник не
успокоится, и палач не просветлится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий