Чуть меньше года назад со мной произошло Нечто Прекрасное: я познакомилась с мюзиклом-фэнтези «Последнее испытание».
Есть
два брата. По замыслу автора они должны быть близнецами, но они до такой
степени не похожи внутренне, что даже чисто внешнее сходство не исправило бы
ситуацию, поэтому гримеры и не морочились с внешностью братьев. Один – сильный
и здоровый, наделенный земной крестьянской мудростью, в облаках не витающий и
живущий беззлобно и просто. Второй родился болезненным и хилым, зато умным. А
сочетание телесной немощи с талантом, умом и сообразительностью чревато очень
дурными последствиями. Один из братьев стал воином, второй – магом. Чёрным
магом. Затравленный в детстве, рано лишившийся родителей, черный маг Рейстлин
Маджере достиг такого уровня мастерства, что пределов возможностей его не знал
никто из живущих. Он поставил себе великую цель: стать богом. Благая ли это
была цель, ответить должен будет тот, кто смотрел постановку. Ибо нет ничего на
свете однозначно черного или белого, и Зло может рядиться Светом, и Темный Маг
может горевать по умершей матери, и светлая жрица может быть надменной и в
гордыне своей ставить условия своему же божеству. Для чего ему было становиться
именно богом – он мог бы объяснить, если бы захотел, но не было никого, кто
захотел бы его выслушать и понять. Даже Карамон, при всей своей любви к брату,
не разумел, зачем идти так далеко. А преград на пути к исполнению своей мечты
Рейстлин знать не хотел. Он пошел до конца.
Роль
черного мага Маджере я видела в исполнении разных артистов, и каждый из них
создал своего собственного, уникального Рейстлина.
Гастрольная версия и версия от Stairway – это, безусловно, Руслан Герасименко: красивый, высокий, плечистый, залюбуешься! Его Рейстлин – темпераментный абьюзер, хитрый манипулятор, напоминающий лису. Играл со зрителем как кот с мышью. Это, безусловно, именно тот, «кто всегда идет к своей цели», не просто идёт – по трупам шагает, по головам. Подсмеивающийся, выворачивающий наизнанку понятия и не ищущий подачек от богов. Циничный обаятельный мерзавец. В Stairway он выходил кроме роли Мага еще и в роли Даламара (ученика Мага) и в роли Карамона (брата Мага). Ни Даламар, ни Карамон ему не удались, но в Мага влюбиться можно сходу. Проблема в том, что, даже учитывая кашель, все равно не видишь «ущербного и больного» мальчика, которого в детстве мучили сверстники. И поэтому непонятно, за что он так ненавидит окружающих и на кой ему становиться богом. При большом желании, он любому мог бы морду начистить и без брата-воина, и без магического посоха.
Версия
театра Леге Артис. В постановке Полины Меньших блистал Евгений Егоров.
Невысокого роста и достаточно стройный (назвать его худощавым или субтильным у
меня не поворачивается язык), он больше соответствовал определению «ущербный и
больной», чем рослый красавец Герасименко. Кроме внешних данных, этот Рейстлин
обладает еще и потрясающим вокалом: голосом ставил зал на колени! Золотой грим,
серебряные волнистые волосы, взгляд тигра – и в этом взгляде читается такая
воля, что веришь: этот Врата Бездны мог бы вынести как сотрудник спецназа с
разворота. Брата, прославленного воина Карамона, взглядом в дугу согнет и узлом
завяжет! В этом Рейстлине сквозь желание во что бы то ни стало заполучить
абсолютную власть над миром, как мушка сквозь застывшую смолу, сквозит
человеческое страдание, незажившая боль от потери матери, тоска по родственной
душе. Особенно в сцене «Детство Чародея». Еще секунда, еще чуть-чуть – и он
поцелует любимую девушку, и соединятся руки не магическим усилием, а
человеческим чувством – и будет пройдено то самое последнее испытание… И его
надрывному выкрику: «Да, я полюбил, я не отрицаю!» - веришь безусловно!
И финальному отчаянию: «Никто не даст мне новой попытки!» - веришь! И
слезы из глаз, когда, избиваемый призраками в Бездне Кошмаров, он зовет на
помощь отвергнутого им же самим брата! И Рейсту-Егорову сочувствуешь куда
больше, чем Рейсту-Герасименко в этих же сценах.
Версия
театра «Этериус». Здесь Рейстлина исполнил самый молодой из всех претендентов
на эту роль – Ярослав Баярунас. В версии Stairway он исполнил роль Даламара –
ученика Мага, двуличного предателя. На главную роль его не утвердили. Но в
театре Этериус нам предстал уже третий Рейст: действительно болезненный и
хилый, затравленный и озлобившийся мальчишка, который, став самым мощным магом,
остался, тем не менее, инфантильным подростком. Да, он как будто назло всем
сумел выдержать нечеловеческое испытание, которое едва его не убило, он решил
отомстить всему миру, показав, на что способен. Этот идет к своей цели через
«не могу», на каждом шагу ломая себя об колено. Телесная немощь не способна
поколебать его волю даже тогда, когда Тёмная Госпожа ставит его перед жестоким
выбором: откажись от своей цели стать богом – и ты будешь любим той, которую
любишь сам! Цель свою забыть? О нет! Боль, которую испытывает этот Рейст
на всем протяжении спектакля, заставляет зрителя сочувствовать ему и даже
оправдывать его! Он нам понятен и вызывает сострадание, даже несмотря на то,
что все-таки предает и брата, и любимую жрицу. В финале, когда гаснет свет,
когда убитый и воскресший из мертвых Маг, он же новоявленный бог, остается
наедине с разрушенным миром и с самим собой, мы слышим горькие рыдания этого
бога… Рыдания мальчика, жестоко обманувшегося в своих ожиданиях. Но ничего уже
исправить нельзя.
В
постановке В.Заржецкого в роли Рейстлина вышел потрясающе талантливый и
притягательный Александр Казьмин. Вот уж кому удалось сыграть настоящего
подонка – так это ему. По задумке режиссера, он не условно «ущербный и
больной», а самый настоящий калека, у которого даже магический посох одновременно
еще и костыль. Искалечено его тело, искалечена и душа. Извращено его понимание
любви и целеустремленности, даже тогда, когда в Бездне Темная Госпожа
возвращает ему здоровье и привлекательность, он не отказывается от своих
планов! Он урод не телесно – он моральный урод, и как бы в конце он ни каялся,
ему веры нет, его не жаль, как не бывает жаль приговоренных к расстрелу
маньяков или педофилов.
Кроме
перечисленных, есть и еще исполнители этой роли: Антон Авдеев, Андрей Бирин,
Максим Раковский и Антон Круглов. О Круглове стоит сказать: это композитор,
создавший мюзикл «Последнее испытание», и он же играл самые первые постановки в
роли Рейстлина. Но спектакли с их участием я полностью посмотреть не смогла, в
сети натыкаюсь только на отрывки любительских съемок на телефон, а это,
согласитесь, не то. В Сети, однако, крутилось мнение, что единственный
каноничный Рейстлин, полностью совпадающий с книжным вариантом – это Круглов.
Ничего не скажу ни за, ни против. Мне удалось увидеть короткий отрывок с его участием,
его персонаж показался мне холодным и отстраненным. Но делаю скидку: Круглов
все-таки композитор, а не актер.
Немного о других персонажах. Самым положительным из них является Карамон, по сценарию – брат-близнец Рейстлина. Но характерами братья настолько непохожи, что большего несходства трудно и вообразить. Каков бы ни был Рейст – Карамон всегда приходил ему на помощь, защищал в детстве от хулиганов, во время Войны Копья сражался «спина к спине», не отвернулся даже тогда, когда Рейст выбрал путь черной магии. Даже под пыткой не предал! И до последнего мига верил, что и Рейст не способен его бросить, что «будет все как прежде, как когда-то». Эту роль исполняли в разное время и Руслан Герасименко, и Данила Жиляев, и Андрей Школдыченко, и Андрей Лобашев. Но абсолютный победитель этого рейтинга – Ростислав Колпаков: добрый, искренне тянущийся к брату с желанием помочь и поддержать, попивающий, как и всякий солдат, он все же не может постичь его замысла … В сцене «Утро в таверне» он единственный сыграл лютое похмелье так, словно сам всю жизнь не просыхал. А в сцене постановочного боя ему равных не оказалось, ощущение, что он родился с мечом в руке. И баритон! Умопомрачительный лирический баритон, глубокий и бархатный! Вторым в моем списке был бы Школдыченко, остальные – не запоминаются.
Король-Жрец.
В разных постановках эту партию исполняли Алексей Толстокоров, Федор
Воскресенский, Павел Пламенев, Александр Хананин. Среди них нет лучшего или
худшего: все убедительно создали образ поехавшего крышей маньяка, фашиста.
Жуткий фанатик, рядом с ним даже Рейст-Герасименко не кажется скотиной. А
лозунг «Во имя добра уничтожим нечистые расы!» до того напоминает
сегодняшнюю ситуацию, что оторопь берет. Так что мои аплодисменты шикарным
басам Толстокорова и Пламенева и роскошному баритенору Воскресенского. Кроме
того, Воскресенского видела в роли Пар-Салиана, наряду с Александром Хананиным.
Здесь тоже нельзя выделить лучшего. Разве что Хананин выглядит более статусно и
величаво и его хочется услышать еще – настолько красивый бас. И об игре
Толстокорова написал один из зрителей так: «Чувак настолько эпичен, что
захотелось вступить в его секту прямо сегодня». Воскресенский более других
артистичен, а невысокий рост делает его еще более похожим на злобного упыря,
дорвавшегося до власти. Поэтому ставлю коллаж.
Темная богиня Такхизис. Она же – Темная Госпожа. Она же – пятиглавая Драконица. Страшный образ, олицетворение всего зла. Единственный, кто мог бы ей противостоять – черный маг Рейстлин Маджере, когда-то принесший ей присягу верности, но изменивший этой присяге и законопативший бывшую свою Госпожу в Бездну. Теперь он жаждет вообще устранить ее, дабы самому стать единственным божеством того мира, где обитает он и вся эта развеселая компания вкупе с Госпожой. Почти везде роль Такхизис исполняют либо Дарья Бурлюкало, либо Вера Зудина, либо Галина Шиманская. Между ними выбор делать не буду, поскольку все красивы, талантливы и созданы именно на эту роль. Но сколько же костюмов создали театры для воплощения этого персонажа! Сказка + авангард.
Даламар,
«верный» ученик Рейстлина Маджере. Представитель Тьмы во всех смыслах. Он не
просто ученик Черного Мага – он предает своего учителя при первой же
возможности. Он предает Конклав. Потому что так выгодно в моменте. Даламар
двулик и двуличен, это отражено и в гриме, и в костюме. И актеров подбирают
соответственно – утонченных представителей типажа «отрицательное обаяние». Все,
кого я видела в этой роли были очаровательны – кроме, увы, Руслана Герасименко.
В этом случае подвела фактура, да и не похож потомственный интеллигент на
предателя. И Антон Круглов с этой ролью тоже не справился, слишком отстранен и
равнодушен. А вот Александр Казьмин, Сергей Смолин, Павел Стукалов, Эмиль
Салес, Евгений Градусов и Максим Клестов были каждый по своему прекрасны. Самый
злобный и утонченный, по-моему, Ярослав Баярунас, самый аристократичный –
Максим Клестов.
Меньше всего мне хочется говорить о главной женской роли – светлой жрице Крисании. Что-то есть во всем этом нелогичное. В самом начале она говорит:
- Не встречалась я со Злом,
Но смотреть смогу
Я бестрепетно в глаза
Твоему врагу.
Ну,
то есть, врагу Светлого Бога Паладайна, коему поклоняется жрица. Ну, то есть,
что такое Зло и чем оно опасно, жрица понятия не имеет, но не боится. Так и
грудной ребенок не испугается, если его положат на проезжей части. Он просто
понятия не имеет, чего ему надо бояться. Он вообще не понимает происходящего.
Так и Крисания. С одной стороны:
- В свете гимнов и молитв,
В хладе храмовых колонн
Душа моя давно огня ждала.
И вот он запылал! И вот ворвался он!
Во взгляде врага я его нашла.
Так пусть ранит он меня!
Пускай опалит ладонь!
Где страх — там и борьба.
Где боль — там и любовь!
Лишь прошу — не прерывай
Мою смертельную игру!
Его одолею я в ней — или умру.
Лицом к лицу! Глаза в глаза!
Вот он — мой враг! Вот он — мой друг!
Слышен сердца стук…
Не разнимай горячих рук, Отец мой…
Дозволь сразиться с этим пламенем хоть раз,
Хоть раз!
И
Паладайн дозволил. И не разнял, не прервал, дал все шансы сразиться с этим
пламенем. Странный, кстати, бог: знал ведь, что неопытная девушка не выстоит
против циничного Черного Мага. Знал! Потому что, если не знал – какой же он, к
неправильной матушке, бог? У Мага цель – свалить и его, Паладайна, а не только
Темную Такхизис. И он посылает своим защитником – кого? Девочку, которая жизни
не видела, пороха не нюхала? Для которой суть человеческая заключена в цвете
его одеяния? Но дозволил. Разве не закономерно, что девочка оказалась брошенной
в Бездне, слепой и беспомощной? И когда так случилось – не помог и не спас. А
уж кто сильнее верил в его могущество во всей этой истории – да никто! И
неудивительно, что, открыв врата Бездны с помощью обманутой жрицы, Маг
уничтожил и светлое божество наряду с темным.
И как закономерный итог, плач Крисании в Бездне:
-
Ты это допустил Отец Небесный!
Единственное, что мне остаётся —
Свернуться калачом у края бездны,
Сомкнуть глаза.
Кому столкнуть, найдётся.
Но ни одна из исполнительниц этой роли как-то не дотянула до такой степени наивности и глупости в сочетании с надменностью. И тем не менее. Я не могу сказать. Что кто-то не справился. Но, видимо, у каждого Рейстлина шедеврально получалось только с одной актрисой составить такой дуэт, которому веришь и которым любуешься. То есть, получается, что Крисания в каком-то смысле фольгированный персонаж и призвана оттенять сильные стороны Рейста. Так что самые прекрасные пары в этой постановке сложились так: для атлетичного и темпераментного Герасименко лучшей Крисанией стала автор либретто Елена Ханпира, для оледеневшего сердцем героя Евгения Егорова – нежная Елена Минина, ранимому Баярунасу самую удачную партию составила Дарья Январина, мощному Андрею Бирину подошла беззащитная Елена Бахтиярова. Остальные – просто красивые девушки с прекрасными голосами, а образ создать все-таки не смогли.
Интересно,
что есть у мюзикла и альтернативная концовка, в которой Рейстлин, поняв и
осознав масштаб и ужас своих деяний, добровольно запирается в Бездне с Темной
богиней Такхизис, которую он предал и которая мстила ему.
-
Беги, мой брат, беги, пока не поздно!
Я
видел мир, каким при мне он станет:
В
нём по пустыням пламя полыхает,
В
нём меркнет свет, и лопаются звёзды…
Беги,
мой брат, беги пока не поздно…
И
только так он смог хотя бы частично загладить свершенное, и вернуться. Но
альтернативный финал играется лишь на юбилейных показах мюзикла – да и
правильно. Мысль о том, что не всякое средство хорошо для достижения хотя бы и
благой цели, должна быть очевидна и без того, чтоб тыкать ею в глаза зрителю.
Мюзикл
живет уже 25 лет. Несть числа спорам между фанами о том, кто лучше справился с
ролью Рейстлина, кто более каноничен, кто больше вызывает сочувствие… В
сентябре этого года состоялась премьера мюзикла «Новое Последнее испытание»,
где, не меняя либретто, создан был спектакль с совершенно новым прочтением
сюжета… Фентези-мюзикл продолжает жить и меняется. Что поделать – изменяется
даже Бог, мир исполнен сплошных измен…
Думаю,
что Антон Круглов войдет в историю как композитор, создавший гениальное произведение.
Уверена, что Руслан Герасименко создаст еще не один мюзикл и обязательно станет
знаменитее Никиты Михалкова. А потрясающие певцы и певицы, названные мною
здесь, когда-нибудь, наконец, сменят в новогодних «Огоньках» тех, кто свое уже
спел. Лично я бы с удовольствием смотрела программу с участием Егорова,
Мининой, Бахтияровой, Воскресенского, Баярунаса, Бирина, Колпакова, Градусова,
Пламенева и Хананина.
Так
что, если кто-то еще не посмотрел "Последнее испытание" - очень
рекомендую. Эта музыка останется с вами надолго.
уть
Комментариев нет:
Отправить комментарий