воскресенье, 20 мая 2018 г.

Анатолий Жук. Стихи




Анатолий Григорьевич Жук родился 25 марта 1948 года. О себе он пишет так: «Где родился, там и вырос, там и до сих пор живу». Работал трактористом, водителем. Агроном. Любит свой Крым, свое родное Полтавское, а еще – рыбалку, ночные посиделки у костерка возле речки или моря. Пишет обо всем что видит, слышит или чувствует. Печатались его произведения в альманахах «Поэтическая карта Крыма» и «Город в ожерелье строк», в юмористическом журнале «Трутень» (г. Севастополь) был даже членом редколлегии. Отдельные произведения печатались в журнале «Душевные встречи» - стихи и очерки. Пишет стихи, басни, рассказы. Одинаково владеет русским и украинским языками. У Анатолия Григорьевича – три сына, шесть внуков и уже есть правнук, он горд тем, что все они остались жить в Крыму.
Когда в самый первый раз я  прочла стихи Анатолия Жука, у меня было ощущение «дежавю». Мне казалось, что все это я уже встречала, но только в раннем детстве. Была такая песенка:
То березка, то рябина,
куст ракиты над рекой…
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой?
В детском саду мы ее учили. И вот тут, в его лирике, все это и живет: и березки, и река, и край родной, и даже этот самый вопрос: где еще такой? Да нигде. Здесь, в этих по-детски наивных стихах, оживает все та же чистая как слеза ребенка любовь к Родине. Удивительное дело! С годами мы становимся циничнее, а он – нет! А еще я подозреваю, хотя точно сказать не могу, что любимый его поэт – Сергей Есенин. Что-то есть в его стихах, какие-то отголоски, перекликающееся с есенинским надрывным плачем и о белоногих пущах берез, и о журавлиных криках над полями, и о камышовых зарослях у реки. Есенин, каков бы он ни был, Россию любил больше, чем любую из своих женщин, и нежнее, чем родную мать. Стихи А.Жука, конечно, далеки от совершенства, строгий критик будет прав, указывая на недостаточный уровень  образности, новаторства… Но эти стихи  и не претендуют на один ряд с тем же Есениным. Они отражают чувства абсолютного большинства крымчан, их настрой, их надежды, их веру в свою страну, частью которой они уже стали – в Россию.


Ода мосту
Рад, что Крымский долгожданный,
Очень-очень нужный мост
Над проливом многокранным
Встал во весь огромный рост!
Все, въезжая в край цветущий,
Восхищаются тобой.
Знаем мы – ты самый лучший,
Где в Крыму еще такой?
С  солнышком неторопливо
Ты взлетаешь в небеса!
Все так зрелищно, красиво –
Лишь поэту описать.
Нитью жизни над проливом
Крым связал с материком,
И величьем молчаливым
Уж стучишься в каждый дом.
Пусть враги на нас все злятся
И кусают кулаки,
Крыму нечего бояться:
Мост достроят мужики!



Возвращение на Родину, или Крымский марш
Лет шестьдесят твердили нам, крымчанам:
Крым – украинский! Но мы ждали час,
Когда вернется Крым в родную гавань,
Когда Россия возвратит всех нас.

Без выстрелов в Россию возвратились,
Нам Путин руку помощи подал!
Мы за него во всех церквях молились,
Он каждому на жизнь надежду дал!

Построим мост, чтоб ближе быть к России.
Москва-столица, городам всем мать,
Мы вместе с ней все санкции осилим,
Врагов любых сумеем мы прогнать!

Привет героям – соколам России,
Что в нужный час зовут на подвиг нас!
Москва родная даст всегда нам силу,
Как это было много-много раз!


Болею тобой
Под сводами храма святого,
Россия, молюсь за тебя.
Прошу я у Бога немного:
Покоя для всех и себя.
Всегда ты была величавой,
Тебя опасались враги,
Когда в нужный час златоглавый
Звонили набаты твои.
Что был я в разлуке с тобою,
Моя ли была в том вина?
Пил сока березы весною
Я полную чашу до дна.
Россия моя, ты, Россия,
Страна белоствольных берез.
Твои купола золотые
Я в сердце своем уберег.
Пусть флаг твой Андреевский реет,
Тобою всегда я горжусь!
Того, что тобою болею,
Нисколечко я не стыжусь!



Русь моя!
О, Русь моя, поправшая законы
В минувшем веке смутным октябрем,
Пославшая на гибель миллионы,
Ужель идешь ты вновь таким путем?
Нет, ты границы снова укрепляешь,
Без выстрелов и дня не простоять..
Своих сынов на подвиг посылая,
Ты учишь долг их свято выполнять!
О, Русь моя! Надежда и спасенье
Ты многим, мало верившим в тебя.
Но вознеси хвалу за исцеленье,
И научи, как жить, друзей ценя.
От дней Петра, все силы набирая,
Ты за века прошла нелегкий путь.
Вот и сейчас, все старое ломая,
Былую славу хочешь ты вернуть.
И я тебя за то не осуждаю,
Хвала и честь деяниям твоим!
Твои стремления я понимаю,
Ты выражаешь мысли все мои!


Незабываемое
Лунный свет сквозь царство паутины
Явью неземной засеребрил поля.
Средь села на окрик журавлиный
Скрипом отзовутся тополя.
Спит село, знакомое до боли
Каждой своей улочкой. Двором.
На дороге, тянущейся к полю,
Мне не слышно карканья ворон.
Успокоились. Угомонились,
За день облетев округу всю,
На деревья в гнезда опустились,
Спят, поди, они уже вовсю.
Перед сном, прижавшись к изголовью,
Долго не могу закрыть глаза.
Бабье лето уже брызжет новью
Серебристых нитей в небесах.
Поутру в седеющем тумане
По росе, по травам вновь пройдусь.
Тот туман не раз меня обманет,
Но к заветной цели доберусь.
Сяду в камышах, у тихой речки
И заброшу в воду поплавки,
На своем излюбленном местечке
Поиграю с рыбой в поддавки.
Зашуршит листвою камышовка,
Перепел присядет за спиной.
Пусть плотва, обманщица-плутовка,
Поиграет в ту игру со мной.
Братское 1971г.



Мой Крым
Ты войнам счета и не помнишь,
Здесь много крови пролилось.
Места боев печали полны,
Им столько выдержать пришлось.
Там по весне цветут тюльпаны
И красный мак, укрыв поля.
Незаживающие раны
Алеют посреди полян.
Но всем здесь дышится свободно,
О, Южный Берег, рай земной!
К тебе несут тепло все волны,
Твой воздух гор – нектар хмельной!


Ода Крыму
Весь омыт ты морем Черным,
Ты ветрам всем покорен,
Тут тобою все довольны,
Ну а я в тебя влюблен!
Бесконечные просторы,
Запах спеющих хлебов,
И зовущее к себе поле –
Кто бывал здесь, будет вновь!
Запах моря, шум прибоя,
Солнце, воздух и вода!
Где найдешь еще такое?
Только здесь, в Крыму всегда.
Фруктов море, шум базаров,
Пляж заполнен до конца,
Запах тлеющей сигары
На ступеньках у крыльца.
А дворцы твои и парки
Всех влекут к себе давно.
В них не только всем не жарко,
Там прохладно и светло.
Ты, мой Крым, красив весною,
Когда все вокруг цветет.
Я любуюсь вновь тобою,
Когда лето настает.
Осень так же здесь богата,
Поспевает все вокруг.
В море ставят люди сети.
Рыбаки там лов ведут.
Люблю таким, мой Крым, тебя,
И детям ту любовь привил,
Вот так и живу, тебя любя,
Мое ты сердце покорил!


Песнь о селе Полтавском
Окна отчего дома
Светят нам средь ночи.
Ставень дома знакомый
Скрипом в сердце стучит.

За бескрайнею долью
Людских судеб, дорог,
Журавлей крик печальный
Нас зовет на порог

Здесь дома, где родились,
Где детьми мы росли,
В первый раз мы влюбились
Или в школу пошли.

Деревеньки нет краше
Средь раздольной степи,
А Полтавское наше
Каждый может найти.



После дождя
Я помню, как благоухала
Сирень весной после дождя,
А рядом вишни зацветали,
Волнуя красотой меня.
За нашим старым палисадом
Мне пели птицы поутру.
Весне пришедшей были рады,
В свою играя там игру.
Я слышал птичьи все напевы,
Порой и трели соловья,
Цветущих вишен цвет тот белый
Бодрил и радовал меня


Скворец
Гонец весны, скворец певучий,
Весной ты радуешь меня,
С каждым днем поешь ты лучше,
Себя в усердье не щадя.
Ты отдохнул уже с дороги?
Который день ты все поешь.
Мой сад с прилетом твоим ожил,
Ты все поешь, подругу ждешь.
Родился здесь ты, в этом месте,
А осенью летал на юг,
Там радовал округу песней,
Чаруя местных там подруг.
Найдешь подругу ты, конечно,
Создашь семью, взрастишь птенцов,
В скворечне будешь жить ты тесной.
А улетишь – весной жду вновь!
Опять ты будешь петь рулады
В чужом краю, но для других.
Тебя не будет больше рядом,
Но будет продолжаться жизнь.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...