вторник, 12 июля 2022 г.

О фестивале "СЕДЬМОЕ НЕБО-2022"

 

Приметы времени

Фестиваль – это всегда такое количество событий, эмоций, впечатлений, знакомств и информации, что сознание едва-едва успевает фиксировать происходящее. Осознание медленно наступает потом, спустя хотя бы сутки после его завершения. А в процессе проведения фестивальных мероприятий надо успеть впитать всего и побольше, зарядиться энергией на год, напитаться морем и солнцем, мыслями и идеями, теплом и любовью…

Но вот яркое, словно цветок папоротника в купаловой ночи, событие подошло к концу: мозги больше не вскипают, дым из ушей не валит, не тарахтит прикрученный к спине пропеллер…

Не было пропеллера? А что тогда было? Без пропеллера столько всего успеть физически невозможно! Или возможно?

Начиналось все традиционно: с открытия, с речей представителя администрации поселка Николаевка, с приветственного слова «отца» этого фестиваля В.В.Килесы, с представления состава жюри уважаемым конкурсантам. Я начала ценить умение официальных лиц быть краткими. Нет, честно: это ведь большое дело – не быть похожими на товарища Огурцова из «Карнавальной ночи»! Это же приятно, когда чиновник не начинает с доклада:

- КоротЕнько так, минут на 40, в крайнем случае – за 39 уложусь…

На самом открытии народу было немного, но оно и понятно, времена сейчас не самые простые, до Николаевки из того же Ханты-Мансийска, Волгодонска или даже Горловки (ДНР) еще добраться надо. Но добрались! И из Саранска, и из Таганрога, и из Вологды, и из Москвы. Кто хотел приехать – тот приехал. Конечно, были и крымские: от Армянска до Керчи, включая Саки, Евпаторию, Ялту, Гурзуф, Севастополь, Балаклаву, Симферополь, Бахчисарай…

Считается, что когда говорят пушки, музы молчат?

Не тот случай! Нашу песню не задушишь, не убьешь!

Людям нужен был праздник, музы жаждали общения, потому что только в результате общения возникает взаимопонимание. Люди слушали друг друга – и понимали друг друга! И умудрялись обойтись в общении без политики, без упреков и обвинений, потому что они не за этим приехали сюда! Они приехали, чтобы делиться творчеством, это было самое ценное, что подарил литературно-музыкальный фестиваль: возможность поделиться, что-то отдать, что-то приобрести.

Ну, а теперь, собственно, о том, что запомнилось мне лично.


1.     Живопись.

Стало уже модной традицией украшать Дома культуры к приезду гостей выставкой картин местного живописца. Я очень уважаю живопись вообще, а некоторые направления мне нравятся особенно.

В этом нет ничего особенного, у каждого человека есть свои предпочтения: кто-то неравнодушен к пейзажистам, кто-то к маринистам, кому ближе портретные галереи, кому – жанровая живопись. У всякого свой вкус и один другому не указчик, - говорит пословица, - иной любит арбуз, а иной свиной хрящик. Я отдаю должное почти всем, разве что импрессионизм кажется грубоватым, и кубизм мне совершенно чужд (простите, мэтр Пикассо). Выставка картин художника Е.Козьменко мне понравилась. Удивление вызвало полотно с изображенной на нем березовой рощей. Я долго не могла понять, что оно мне напоминает, но потом вспомнила: Архип Куинджи.  

Впрочем, абсолютной копией знаменитого полотна эта работа не является, это говорит многое в пользу художника. Вообще же, по здравом рассуждении, я подумала, что нет ничего предосудительного в том, чтобы учиться у мастеров. Учимся же мы у Пушкина, Достоевского, Гоголя, Есенина, у современных талантливых авторов владению словом и техникой – почему в живописи не может быть подражания? И художник Е.Козьменко, чей юбилей Николаевский ДК отмечал одновременно с проведением фестиваля, был бы достойным учеником  Мастера Света, каковым является А.И.Куинджи.

 

2.Мастер-класс по прозе.


От выставки меня отвлекло начало первого литературного конкурсного дня, выступали авторы прозаических произведений. Прозаиков было сравнительно с предыдущими годами немного – это тоже примета времени. Так было и во времена ВОВ: стихотворения военных поэтов и печатали, и читали чаще и больше, чем романы с продолжением. Поэзия всегда лидирует в смутное время, ибо жизнь коротка, ситуация меняется иногда мгновенно, и надо успеть «с налету прочесть, спросить, сказать», чтобы тебя услышали и поняли – и ты услышал и принял ответную реакцию. Да, их было немного, но произведения, предложенные ими для рассмотрения на конкурсе, были интересны и глубоки. Сейчас уже нет времени на пустяки, успеть бы сказать главное. Не размазывается слезами по оконному стеклу психоделика, прозаики стремятся донести до читателя что-то более существенное, чем рефлексии и душевные самокопания. Даже произведений о любви не было, наверное, и любовные переживания откатились сейчас на несколько позиций назад! Даже в подноминации «Сатира и юмор» улыбались не над пьяными сантехниками. Все было куда как серьезнее. Потому что  время сейчас такое, серьезное.


3.Детская библиотека

Точнее – выступления литераторов перед детьми. Друзья мои, это очень тревожный симптом! Что-то происходит с детьми или с нами, мы друг друга плохо слышим и плохо понимаем. Может быть, это извечный конфликт отцов и детей, не знаю, но тем, кто собирается работать в жанре детской литературы, пора меняться и начинать всерьез интересоваться темами, которые стали близки сегодняшней детской аудитории. То, что мы пишем  – для них уже архив. Ни язык, ни поднятые темы двоих из трех подростков, присутствовавших в зале библиотеки, не заинтересовали вообще. Никакие. Абсолютно. Были бы у них мобильные телефоны – они даже голов не подняли бы от них.  А их и всего-то было трое. Маловато.


По-че-му? Почему им не интересны сказки, рассказы о животных, милые загадки?

У меня на этот вопрос есть только половина ответа: литературный русский, на котором пишут большинство детских писателей, стал для молодежи скучным. Хрестоматийным. Немодным. Как «бабкофон» среди огромного выбора айпадов. Но если изучить молодежный сленг и научиться использовать его старшему поколению вполне по силам, то это надо срочно делать! Причем так, чтобы не уподобляться молодящимся старушкам.

И есть предложение: надо изучить, что же именно предлагает детворе мобильник. Может, нам стоит попробовать обыграть те темы, которые предлагает он, а не сушить мозги над рассказами об «ути-пути-кошечках» и «сюси-муси-собачках»?

Может, попробовать рассказать школьникам, что «мочить монстров» в реальности не менее интересно и учить распознавать этих монстров, которые умело вуалируют себя под людей? Может, используя тему «стрелялок» рассказывать об армии, дисциплине, и даже (чем черт не шутит!) о милосердии к врагу? В любом случае, так или иначе, а искать общий язык надо нам, старшему поколению. Это нам надо, чтобы они не озападнились и научились беречь то, что кое-как, но сохранили мы.

 

4.Мастер-класс по поэзии

Я очень люблю стихи. И классическую поэзию. И современных авторов.

И меня порадовало, что поэтов на фестивале было много, и произведения их были выше по уровню мастерства, чем пресловутое:

Я поэт, зовусь Незнайка,

От меня вам балалайка.

То есть, и рифмы были, и смысл был. Хотя…

Знает ли вы, господа литераторы, что такое «любовная лирика»? Одна из подноминаций поэтического мастер-класса именовалась так: любовная и пейзажная лирика. И если с «пейзажной» все как-то было понятно, то с любовной был некоторый затык. Впрочем, этот затык на каждом фестивале.

Любовная лирика – это о любви. Понимаете?

Но не к Родине, не к детям, не к жареной картошке, не к домашним животным и не к литературе в целом. И даже не к природе, хотя там и пейзажная стоит рядом в названии. Любовная лирика – это о любви к представителю противоположного пола! И никак по-другому. Это должно быть как у Пушкина про мимолетное виденье и гений чистой красоты. Или как у Лермонтова про таинственную холодную полумаску. Или как у Цветаевой: «Мой милый, что тебе я сделала?» Это должно быть то самое слишком личное, которое со страхом и замиранием сердца вручается или отсылается человеку, один взгляд которого способен заставить дрожать и таять… И странно, что многие поэты этого не понимают.

- «Я люблю тебя, Россия» - разве же это не о любви? – рассуждает дама, приятная во всех отношениях. – Там же написано «люблю»!

Да, в этом пункте украинский язык богаче русского. Там любить можно все на свете, а вот ее (или его) – только кохать! Неплохо было бы помнить об этом тем, кто собирается участвовать в фестивале на будущий год. Это еще хорошо, что научились различать философскую поэзию и духовную, потому что многие и тут танцевали на граблях, а не от печки. С гражданской, военной и патриотической проще, конечно, а вот философию я все-таки выделила бы в отдельную номинацию. Конечно, если бы меня спросили.

А вообще – это тоже примета времени: когда все запутывается в один клубок, с надеждой, что ничего, мол, страшного, сойдет и так, то этот клубок начинает расти как снежный ком и превращается наконец в тот самый Гордиев узел, который только мечом рубить…

Плохо, когда поднимаются мечи? Так не нужно, изначально не нужно «как попало», не нужно «там разберемся», не нужно все в одну кучу. Так что это единственный момент, который меня смущал в коей-то мере, в остальном я получала истинное наслаждение, слушая стихи…

 

5. На будущее

Все-таки я вернула бы номинацию Публицистика. Только подноминации изменила бы немного. Например, предложила бы писать размышления и статьи на тему «Герой нашего времени». Кто он сейчас: политик, страдалец, непризнанный гений? Хипстер или фанатик? Или фрик? Мне кажется, что сочинения о людях были бы не менее интересны, чем сочинения на тему о России или о Николаевке. Второй подноминацией предложила бы «Фельетон». Фельетонный жанр – это не художественный юмористический рассказ. Это все-таки немного другое, это литературное произведение малой формы публицистически-злободневного характера,  его широко использовали Дидро и Вольтер, да и нашим журналистам было бы полезно научиться владеть сатирическим пером, ибо острое слово – сильное оружие. И третьей подноминацией я рискнула бы предложить «Исторический анекдот». Это может быть весьма и весьма увлекательно для будущих журналистов.

 


P.S. А море, как всегда, восхитительно! И барды, как всегда, восхитительны!Жди нас, фестиваль, мы хотели бы вернуться будущим летом.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...