воскресенье, 4 августа 2019 г.

"Час духовности". Сценарий для проведения мероприятия ко Дню Крещения Руси


Перед началом мероприятий – музыка, 15-20 минут.

 
28 июля весь Православный мир отмечает День Крещения Руси. Вдуматься на минуту: целый народ принял Крещение. Церковь учит нас: Крещение – есть не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести. Русский народ обещал Иисусу Христу жить по доброй совести, соблюдать все, чему Он нас учил. Русь, принимая Крещение, брала на себя обет жить уже не как жили язычники, и не так, как иудеи, которых Христос обвинил в нарушении Закона Божьего. Русь обещала нести свет Христа, соблюдать Его нормы и заповеди.

История Православной Руси начинается со Святого равноапостольного князя Владимира. Вместе с христианской верой на Русь пришли письменность и книжное просвещение на родном языке. За право славян читать и писать на родном славянском языке, проводить богослужения на родном языке всю жизнь ратовали великие Просветители земли русской – Кирилл и Мефодий.

***
Ростислав, Святополк и Коцел,
Что князьями славянскими были,
Ко царю Михаилу своих, 
В Византию, послов отрядили.

Дескать, - «Земли у нас крещенЫ
Но ни греческих слов, ни латыни
Мы не тямем, а в них включены
Всех Еванглий – Закон и  Отныне…»

Константин – «брат Кирилл» - молодой,
И Мефодий, что «старший из братий»,
Монастырь с Олимпийской горой
Покидают - «славян обучати…»

«Аз и буки» сначала нашли,
Алфавит весь славянский создали,
Чтобы росы-славяне земли
Все Законы Господни познали.

О Величии Божьем тогда
По-славянски читали впервые…
Православья «святая вода»
Омывала веками  Россию.

Восемьсот шестьдесят третий год
Букв славянских явил начертанье,
Всё оттуда начало берёт -
Просвещенье и правосознанье…

Но  культуру великой страны
В век двадцатый бездарно распяли.
Мы - славян тех потомки, должны
Возвратить Правой веры  Скрижали.



863 год! А Русь, как известно, приняла Крещение в 988-м. Получается, что великие правители Руси сначала имели возможность узнать смысл учения Христова, проникнуться им, и принять решение уже осмысленно. Этот факт очень важен, ведь в абсолютном большинстве стран Европы у людей долгое время не было возможности читать Священное Писание на родных языках. Тех, кто пытался перевести Вульгату и Септуагинту с латинского и древнегреческого, подвергали инквизиции, пытали и жгли на кострах как отступников и еретиков. История Государства Российского рассказывает нам, как это было на Руси: на совете решено было принять веру от греков. Однако горд был князь Владимир, не хотел ничего просить у Византии. Он пошел на них войной и осадил Корсунь, а затем и овладел городом. Передал князь Владимир греческому царю такое послание: «Отдайте мне в жены сестру вашу Анну, не то и с Царьградом я сделаю то же, что и с Корсунью». Ему ответили так: «Если хочешь, князь, чтобы Анна стала твоей женою, прими святое Крещение». Владимир согласился. А незадолго до таинства крещения разболелись у него глаза. Анна сказала ему: «Крестись, княже, и избавишься от слепоты и телесной, и душевной». И едва погрузился князь Владимир в купель, как спала с глаз его пелена слепоты и он прозрел. Летописец доносит до нас слова князя: «Ныне познал я истинного Бога!»
За сухими словами истории – факты, значение которых мы не сразу осознаем. Решено было принять веру от греков – значит, на Руси уже знали и о существовании этой веры, и о ее учении. Князь Владимир был горд, но силен, он хотел получить в жены одну из самых богатых и красивых женщин своего времени силой оружия. Но отдать ее согласились лишь на том условии, что станет князь христианином. Легко согласившись, Владимир ослеп. Он знал об учении Христа. Но не верил в него. И лишь когда было явлено ему чудо исцеления – принял Владимир веру Христову искренне, сердцем, потому и сказал: «Ныне познал я истинного Бога!» Вернувшись домой, окрестил князь 12 своих сыновей, а затем приказал созывать жителей Киева на Днепр, чтобы и они принимали святое крещение.

***
Из колодезной, синей такой глубины
Вырастает мой Китеж, четыре стены,
Золочёный конёк, ставни-кружево – врозь…
Розовеет восток. Озаряется Рось.
Деревянная сказка, озёрный покой,
Для чего мне твой берег, ажурный такой?
В прихотливых изгибах узорочья крыш?
Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?
Видно, память архивная стала болеть,
Если нечего в дебрях бетонных жалеть –
Так хотя бы тебя поманить из глубин,
Из кириллицей сотканных песен-былин.
Деревянная сказка, забытая Рось,
Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.
И не знаю, зачем так бывает нужна,
Как вода из колодца, твоя старина….




Немало героев в Русском Православии, именем Христа потрудившихся на благо Руси и России. Среди них есть и воины, и просветители, и врачи, и великие князья, и известные поэты, и скромные монахи. Сегодня мы можем увидеть здесь, возле стен Свято-Вознесенского храма, выставку в честь Дня Крещения Руси. Руками наших женщин так же прославляется Христос. Женщины прилагают усилия и тратят большое количество времени, чтобы запечатлеть на полотнах красоту православия. 

Идеи христианства на Руси неразрывно связаны с идеей православной чистоты, духовного совершенства, внутренней свободы, патриотизма. В тяжелые для нашей Родины годы на защиту своей земли и своей веры выступали бесстрашные воины, ставшие потом народными героями или легендарными примерами мужества православного воинства. Мы можем вспомнить и Александра Невского, который перед решающей битвой на Чудском озере говорил:
- Не в силе Бог, но в правде!
Мы помним Куликовскую битву и ее героев, православных монахов Пересвета и Ослябю. Помним, что на ратный подвиг русское воинство и князя Дмитрия благословил преподобный Сергий Радонежский – иеромонах Русской церкви, духовный собиратель русского народа, с которым связан духовный идеал Светлой Руси.
Образцом христианской семьи была княжеская православная чета Петра и Февронии, чей подвиг супружеской любви и верности почитается 8 июля. Образцом беззаветного служения человечеству можно считать Святителя Луку Крымского, хирурга и целителя, закончившего свой земной путь в Симферополе в 1961 году. Огромное количество русских людей, принявших православную веру, и сегодня совершают духовные подвиги – кто силою слова, кто силою оружия.
Православным поэтом быть особенно нелегко, нелицеприятную правду приходится говорить. Но потрясает эта правда до глубины души, и поэтому в День Крещения Руси вспомним мы и тех, кто несет нам свет веры своим поэтическим талантом.

***
Дорогие мои, это всё!
Отовсюду хула и глумленье!
Нас теперь только чудо спасёт,
Да хотим ли мы сами спасенья?

Где народ мой? Ау! Что со мной?
Я не вижу родимого люда.
Потому-то и правят страной
Подлецы, проходимцы, иуды.

Наши души пускают на слом.
Нам шипят, указуя на стойло.
И молчим, позабыв обо всём,
Всё меняя на горькое пойло.

И не чуя особых утрат,
Мы таскаем чужие обноски,
И в припадках заходимся в лад
Жеребцам и кобылам с подмостков.

Окропить бы Крещенской водой
Одержимых безудержной корчью.
Русь моя! Боль моя! Что с тобой?
Кто навёл эту тяжкую порчу?

Горе, горе над Русской Землёй!
Разгулялись в открытую бесы.
Размелькались, под хохот и вой,
И рога, и копыта, и фейсы.

О, народ мой! Довольно дремать
Помолись перед Подвигом Богу.
Православная Родина-Мать!
Двери ада тебя не возмогут!

***
А Ироду спасения не чаять:
За злодеянье милостей не ждут.
Младенцы, умерщвлённые мечами,
Доныне у Престола вопиют.

Их много тысяч! Страшное счисленье!
История свершённое хранит.
Которое по счёту поколенье
Царя жестокосердого клеймит?

О нём ли речь? Что нового на свете!
Поистине, Терпенье без границ.
О, матери! Прости меня, Содетель,
Что называю так детоубийц!

И всё-таки! О, матери! Доколе!
Я заклинаю ради всех святых!
Не убивайте жмущихся от боли
Незрячих, безголосых, но ЖИВЫХ!

Не умножайте скорби над страною!
Не слушайте губительных речей!
Но лекари недаром белизною
Задёрнули обличье палачей!

О, Родина! Ты словно в исступленьи
Себя решила извести совсем.
Какого мы хотим благословенья?
На каждый день — кровавый Вифлеем!

Кровавит мир! Кровь всё-таки водица!
По всей земле великий недород!
О, Пресвятая Дево! Как молиться?
Стал иродом-народом мой народ!

Но жив Господь! Любое преступленье
Несёт с собою высший приговор:
Родившиеся станут отомщеньем
За убие́нных братьев и сестер!

Какие горячие строки! Принадлежат они иеромонаху Роману, в миру – Александру Матюшину, православному монаху.  Но и до него, во времена гонений на веру были такие поэты, которые не боялись говорить правду, исповедовать Христа и служить ему искренне и честно.



Стихотворение Б.Пастернака «Рождественская звезда»

Стихотворение «Граффити»


Все эти образы, от подвига первых православных просветителей до подвигов сегодняшних новомучеников за веру, могут стать сюжетами для будущих произведений мастеров, своими руками воспевающих красоту Православия. А для завершения нашей маленькой программы я хочу предоставить слово настоятелю Свято-Вознесенского храма г. Красноперекопска протоиерею о. Игорю.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...