Мысли постфактум
Когда фестиваль заканчивается, всегда остается послевкусие. Это нормально: эмоции схлынули, в голове тумблер переключается с отметки «сбор информации» на «обработку». За всех не распишусь, конечно, может, у кого-то все так и остается на волне эйфории и человек может годами помнить круговерть событий в огнях праздничного фейерверка, не мороча себя вопросами о чем0-то еще… А я начинаю рассматривать все с нескольких сторон, и не всегда картинка остается праздничной как новогодняя открытка. Начинают вспоминаться детали, лица, слова, мысли по поводу… Появляется еще одна картинка, потом еще и еще… из этих картинок – или картин? – складывается галерея. А в галерее картины висят не сами по себе, все вместе они способны рассказать историю. Иногда то, что рассказывают фотографии и картины, может оказаться альтернативной историей, совсем как жанр в номинации «Фантастика». Что-то я с прелюдией затянула. Давайте-ка с Фантастики и начнем.
В Положении о
фестивале всегда есть раздел «Конкурсные номинации», для меня он самый любимый
и интересный. Уверена, что и остальные начинают читать Положение с середины.
Так вот, одним из жанров «Малая проза» указана «Фантастика». Меня всегда
удивляло, как мало бывает заявок на выступление в этом жанре, ведь именно
«Фантастика» предполагает ничем не ограниченный полёт фантазии автора! Уж
тут-то можно развернуться во всю ширь и насочинять не меньше Грина и Толкиена,
навыдумывать миров и существ, и так завернуть и заплести интригу – косы
викингов отдыхают! Но большинство прозаиков предпочитают «Свободную тему».
А все потому, что уверены, что фантастика – это роботы и тоботы, космоопера и очень много физики. Ну, а про спор физиков и лириков все наслышаны, конечно, и помнят, что спор этот лирики проиграли. Поэтому сочинять новый мир, не нарушая физических законов, лирикам (литераторам) довольно проблематично, это оставляют ученым, способным объяснить детям доступным языком некоторые постулаты серьезной науки. Как в СССР это делалось в журналах «Юный техник» или «Техника - молодежи». Но фантастика – это сумасшедшее количество поджанров! Все сказки, мифы, легенды – это сюда, это мистика и фентези, это альтернативная история, это киберпанк, стимпанк и постапокалипсис, описание РПГ, боевая (или военная) фантастика с описаниями всяческих войн будущего, сталкерство, попаданцы… Ну, с исключениями, конечно: сказка должна быть не бытовой, не про то как жили-были дед и баба, ели кашу с молоком. В каком-то смысле, наверное, даже хоррор и ужасы можно отнести к фантастике. Если не переусердствовать. Чувство меры должно быть на уровне интуиции. Но прозаики, приезжающие на «Седьмое небо», отдают предпочтение свободной теме, и сюда частенько попадают как раз те произведения, которые могли бы с успехом быть представлены как фантастические.
«Свободная тема»
хороша тем, что автор и его герои не покидают привычной среды обитания. Горе и
радости, любовь и разлука, бытописание, деревенские истории - все происходит в
мире материальном и реальном, без вмешательства потусторонних сил, без
необъяснимостей. Это дает автору простор для размышлений, позволяет сделать
глубокий анализ характеров и событий, уделить время описаниям природы или быта героев.
И многие пользуются этой возможностью, и звучат красивые, логичные, лирические
или трагические истории, которые впоследствии хотелось бы перечитать и
порекомендовать кому-то. Но и обратная закономерность есть: зачем морочить себе
голову психологией или размышлениями, если можно просто изложить
последовательность событий? А в конце добавить незатейливую мораль, как в
школьных баснях? И в результате получается все то же самое: жили-были дед и
баба, ели кашу с молоком, рассердился дед на бабу, хлоп по пузу кулаком. Я не хочу сейчас сказать, что такие
произведения не нужны, ибо в мире нет ничего ненужного, и на всяк горшок
найдется крышечка. Просто если уж автор желает не просто представиться
слушателям, а и увлечь, запомниться, в конце концов, победить в этой номинации,
то и сюжеты должны запоминаться хоть чем-то: небанальностью сюжета, стилем
изложения, неожиданным выводом… Так что прошу прощения у всех, кто хотел
победить, но в число победителей не попал. Вы не плохие авторы, просто есть
произведения сильнее, и судить я стараюсь максимально честно, насколько умею.
И еще одно
грустное наблюдение. Касающееся моего самого любимого жанра «Сатира и юмор». Я
люблю хохмить, я уважаю тех, кто шутку не низводит до примитивного подкола, кто
не считает, что «смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно».
Иногда грешно.
Приведу пример.
Когда-то у меня был приятель, всю жизнь отслуживший в пожарной части. На пенсию
он вышел, имея приличный чин и мешок историй в запасе, и этими историями
делился со мной щедро. Но все они были трагические, чего веселого слушать, как
заживо сгорела, например, корова в сарае… И я однажды попросила его рассказать
что-то позитивное. Он рассказал следующее:
- Однажды
заступаем на смену, а предыдущий расчет все поголовно пьяные в драбадан. Во
время дежурства же пить запрещено, а они – никакущие, как дрова, даже мычать не
могут. Оказалось – винный склад ночью тушили.
- Отравились
спиртовыми испарениями? – спросила его.
- Вусмерть!
- Так это
гарантированная инвалидность же!
- А то! После
этого весь расчет легкие выплевывал, всем инвалидность присвоили.
- А смеяться
где?
- Ты просила
смешное, я рассказал. Более веселого ничего не случалось.
Вам было бы смешно? Вот и мне тоже… Вообще должна существовать какая-то этическая норма в таких случаях. Ну, нельзя смеяться над человеческим страданием! Над болезнью, смертью, инвалидностью – как вообще можно шутить? Мы не варвары, в конце концов. Ведь не писали же анекдоты, когда разбился самолет с ансамблем Александрова, с доктором Лизой. Не шутили на тему Беслана или Донецка, «Норд-Оста» или взрывов в Хиросиме… И здесь то же самое.
Друзья мои, юмористы и сатирики, будьте избирательнее, когда вам вдруг захотелось написать смешной рассказ! Историй «ниже пояса», слава Богу, не было представлено, но сколько же мне их достается читать и без фестиваля! Помните, мои любимые: шутка – это когда смешно! А если в результате вашего высказывания никто не смеется, а наоборот, расстраивается и пьет таблетки – то у вас отвратительное чувство юмора, этим чувством юмора только полы мыть. Пишите уж лучше про любовь и тополя.
Ну вот, о прозе
– высказалась. Полегчало. Теперь еще пару слов о поэзии.
Спасибо всем
тем, кто привез на фестиваль произведения о любви! Они реально были о любви,
где писалось о возвышенном и трепетном, где были такие образы, от которых у
меня ёкало сердце! Спасибо тем, кто все-таки понял, что о любви – это о
чувствах мужчины и женщины друг к другу, а не о Родине, не о матери, не о детях
и не о любимой собаке. Не о жареной картошке, хоть бы автор ее больше жизни
обожал.
Спасибо авторам
и за гражданскую лирику: мне (конкретно о себе говорю сейчас) было сложно
выбирать претендентов на призовые места, у меня так много было положительных
оценок, что проще было перечислить тех, кто не справился. Нет, сейчас я этого
делать не буду, я хочу сказать спасибо победителям – в этом жанре они были на
самом деле короли (да, это маленький реверанс Равилю Валееву, 1 место в
подноминации «гражданская и патриотическая лирика»).
Авторы детских
стихотворений заслуживают отдельного респекта. Их и вообще мало. Потому что
мало кто умеет писать для детей без менторства, не включая внутреннего учителя,
а погружаясь в восприятие мира именно с точки зрения ребенка. Так что спасибо
вам всем, вас было мало, но вы были «в тельняшках».
Номинация
«Авторская песня» многочисленной не была в силу вполне объективных причин:
где-то рядом проходил еще один фестиваль бардовской и авторской песни, многие
рванули туда. Имели право. Но тем больше шансов было у тех, кто приехал в
Николаевку! Жюри не было едино в своих оценках, но, тем не менее, наградили
именно тех, по поводу чьих произведений мысли совпали. Это особое искусство:
написать и слова, и музыку. И самому спеть! Три в одном. Это дорогого стоит.
Заканчивая свои
размышления, хочу сказать вот еще что: я знаю, что результатами конкурса
довольны бывают не все. Многие бывают недовольны настолько, что высказывают
нежелание в дальнейшем участвовать в конкурсах. Что ж, конечно, заставить не
имеет права никто, это решение остается за автором. Но! Давным-давно Александр
Александрович Иванов, пародист, которого не забыли до сего дня, сказал так:
- Талант никогда
не бывает «для себя».
Талант имеет
свойство расти и развиваться, а для этого нужны и победы, и поражения, удачи и
провалы, ибо, только наступая на грабли и получая по лбу, учишься не только
писать красиво, легко и доходчиво. Но и вызывать улыбку читателя. Восторг.
Грусть. Выбивать слезу. Сочувствовать. Писать в стол, для себя – это путь в
никуда. Это все равно, что зарывать талант в землю. Все, кто приехал на
фестиваль, даже не получив призовых мест, получили нечто более ценное: они были
услышаны читателями и приобрели единомышленников. Их талант – не для себя, у
них впереди простор для творческого роста и новые конкурсы, и новые победы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий