Путь каждого
большого мастера насчитывает немало этапов, которые предстоит пройти до того,
как найдет его слава и признание. И неважно, поэт это, кузнец, хирург, политик
или вышивальщица. Мастер своего дела должен постепенно проходить все этапы,
постигнуть вначале азы, не раз проверить себя на практике, услышать критику,
правильно ее воспринять, расширить горизонты и постоянно, ежедневно
совершенствовать мастерство, и лишь тогда результаты его труда будут
оцениваться высоким словом «шедевры».
Римма
Филаретовна Смирнова тоже прошла огромный путь становления как мастер ручной
вышивки, прежде чем в Крыму ее стали называть не иначе, как «ходячей
энциклопедией народного творчества».
А в начале было
Слово…
Рукоделила в
семье ее мама, рукоделила старшая сестра, и потому многие навыки работы с
нитками и тканью были усвоены ею еще в детстве. Больше всего нравилось вязать.
Этому увлечению она была предана многие годы, вязала с удовольствием, с
выдумкой. В семью была даже приобретена вязальная машина, так везет далеко не
каждой рукодельнице. Римма освоила навыки машинного вязания и достигла в этом
мастерстве неплохих успехов. Вышивками же могла скорее похвалиться Галя, ее коллега
по работе. А работали они в то время на Содовом заводе, это тоже сыграет свою
роль в дальнейшем. Галя была родом с Западной Украины и по обычаю тех краев
вышивала в основном салфетки и рушники. Женщины дружили, и однажды в одном из
женских журналов Римма Филаретовна нашла схему вышивки крестиком, которую
показала подруге. На схеме была изображена синяя ваза с букетом роз.
- А вот такую
картину ты смогла бы вышить? – спросила она подругу.
Сначала подругу,
а потом спросила и себя. Вот с этой синей вазочки, с этого вопроса самой себе:
«А я смогу ли?» - и начался ее путь вышивальщицы. Так что в начале любого пути
всегда бывает Слово, важно это слово услышать и никогда не забывать.
Вышивание
увлекло ее, она освоила эту технику и с удовольствием вышивала картины, но в
какой-то момент неожиданно для себя она стала ощущать неудовлетворенность своей
работой. Отчего возникает такое чувство? Так бывает, когда человек достигает
определенного уровня и понимает, что этого ему мало. А ведь сколько мастериц
успокаиваются на достигнутом, не стремятся попробовать что-то новенькое. Римма
к тому времени умудрилась увлечь вышиванием некоторых своих коллег настолько,
что даже получила грамоту за успехи в пропаганде народного творчества. И тогда
она стала целенаправленно искать того, кто смог бы стать ее учителем.
Директором Содового завода в то время был Дяченко Николай Степанович. Ходили
разговоры, что супруга директора так же увлекается вышиванием, но проживали они
в Армянске. С таким непроизводственным вопросом обращаться к директору завода,
у которого и других дел навалом, решится не каждая женщина. Римма Филаретовна
набралась храбрости и все-таки обратилась. К ее немалому удивлению, директор
весьма доброжелательно отозвался на ее просьбу, дал номер домашнего телефона и
сказал, что супругу зовут Флоренс Венедиктовна. Разговор с Флоренс
Венедиктовной открыл для Риммы действительно новый уровень мастерства. Я
напомню, что это было начало 80-х, еще не рухнул железный занавес, еще жив был
СССР – а Флоренс Венедиктовне наборы и материалы для вышивания присылали из
Болгарии, таких в маленьком Красноперекопске было не достать. Не видя на стенах
квартиры вышивок, Римма попросила:
- Хотелось бы
посмотреть…
- Да вы и
смотрите на вышивку! – хозяйка взяла с фортепьяно картину, которую Римма в
начале приняла за нарисованную. - Вот же она!
Так начался
новый виток в творчестве Риммы Филаретовны. Одна из работ того времени и в той
же технике исполнения – «Христос у дверей», показывает сколь велика становилась
разница между этими двумя этапами творчества.
Импортных
болгарских материалов для вышивания, которыми поделилась Флоренс Венедиктовна,
хватило ненадолго, а затем наступило время испытаний на прочность для
каждого – пришли 90-е. Дефицитом стало буквально все. Цены тогда не поддавались
никакому логическому пониманию, но увлечение помогло Римме Филаретовне пережить
трудные времена. А в начале нулевых, когда кое-как начинала стабилизироваться
ситуация, произошло событие, которое лишь подтверждает основное наблюдение вышивальщицы: «Зарплату проще измерять в наборах!» Любая мастерица лучше
недоест – но наборы купит, схемки купит, рамки купит. И недоспит – но дошьет.
Римма Филаретовна с дочерью предприняли поездку в Петербург. При жесткой
экономии на питании и при наличии знакомых, у которых был возможность
переночевать, можно было предпринять такую авантюру. За неделю они с дочерью
посетили Русский музей, Эрмитаж и Петродворец. Цены на билеты тогда были более
чем демократичными – всего 3 рубля. Для сравнения: пирожное в кондитерской
лавке стоило 7 рублей. Ну, справедливости ради надо сказать, что таких пирожных
в Крыму и не видели никогда, но сам факт стоит осмыслить: или два билета в
музей – или одно пирожное. Римма Филаретовна не была бы собой, если бы после
всей культурной программы не направилась бы на самую большую барахолку того
времени: на стадион Олимпийский. В начале нулевых стадион служил рынком, где
можно было приобрести почти все, в том числе – старые подшивки журналов для
рукоделия, которые назывались «Чудесные мгновения». В этих журналах было такое
невероятное количество схем для вышивания, что в память об этих бесценных
изданиях Римма Филаретовна все свои выставки стала называть именно так –
«Чудесные мгновения». Но даже не это было самое важное! А то, что там же, на
Олимпийском, она увидела совершенно потрясающую мелкую канву для вышивания,
уникальную ткань, которую в Крыму было не достать. Но цена составляла 700
рублей за метр! Вдуматься: или 1 метр ткани – или 100 пирожных. Или почти 230
посещений музеев! Да и денег оставалось совсем немного, надо было уже думать
об обратных билетах. И все-таки дочь купила полметра этой ткани для мамы. На последние, так, чтобы в обрез на билеты до дома. На
тот момент это было очень важным поступком, это было свидетельством
безоговорочной поддержки ее увлечения со стороны родных. На этой ткани была
вышита картина «Старая мельница», ставшая своеобразным талисманом для мастерицы.
В 2007 году
Римма Филаретовна решилась организовать выставку вышитых картин и обратилась за
помощью в городской Дворец культуры, директором которого была Наталья
Васильевна Плошихина. Инициатива была встречена очень радушно! Было выставлено
68 работ от 7 вышивальщиц города Красноперекопска. В открытии выставки
принимало участие и руководство Крымского Содового завода, и
лично городской голова Владимир Абисов. Первая выставка, как первые шаги, первая
любовь, первый раз в первый класс – это всегда очень значимо! Такие события
человек не забывает никогда, и никто старается не омрачать таких чудесных мгновений.
Но правил без
исключений не бывает. В книге отзывов среди огромного количества добрых
пожеланий и поздравлений был отзыв, резко отличавшийся от остальных
эмоциональной окраской. Негативный отзыв. В нем говорилось о том, что выставка
неинтересная, мало представлено техник исполнения картин, мало проявлено
фантазии, но самой обидной была фраза, что «так может каждый». Эта фраза задела
Римму Филаретовну буквально за живое. Уж если кто и знает, как трудно вышивать
крестиком, как много работы уходит на создание одного сюжета, как тяжело дается
исправление допущенной ошибки – то это сама вышивальщица. Шуточное выражение
«Что легче – распороть иль застрелиться?» смешно звучит только для тех, кто не
распарывал и не начинал сначала. Римма Филаретовна решила встретиться с автором
негативного отзыва. И не зря.
Стелла
Леонидовна Фекитэ, автор того отзыва, сама того не ведая, подтолкнула ее к
новому шагу, к освоению новой техники – к вышиванию гладью. А вышивка гладью
имеет свои подводные камни: для нее не существует готовых схем и канвы, как для
вышивания крестиком. Это совершенно иные навыки и это уже не просто следование
заданным курсом – здесь уже должно проявляться мастерство художника. По
выражению Риммы Филаретовны, это рисование иглой.
Через «Клуб
семейного досуга» она накупила книг по вышиванию гладью и снова начала сначала.
Техника вышивки гладью вскоре была освоена ею настолько, что в книге отзывов
один из посетителей написал: «Так умеют вышивать только китайцы». Чтоб было
понятнее, что означает этот комплимент, я скажу: немногие с первого взгляда
могут отличить произведение китайской вышивальщицы от фотографии. Более того:
обе стороны китайской вышивки являются лицевыми.
А между тем, на
улице – конец нулевых. Зарплаты в глубинке всегда низкие, но даже это не самое
обидное! Материалов для вышивания не стало не только в глубинке – их не стало
нигде. И тогда Римма Филаретовна нашла выход, который многие сочтут глупым. Она
покупала атласные ленты в магазине для шитья, распускала их на отдельные
ниточки, и этими ниточками создавала свои картины. Не вышивать она уже не
могла. Но по-настоящему такой поступок называется преданностью своему делу.
В «Клубе
фантастов Крыма» иногда вручают уникальную награду «За верность мечте». Так вот
если бы вышивальщица Римма Филаретовна была членом клуба фантастов Крыма – она
наверняка была бы удостоена такой награды.
Римма
Филаретовна почти никогда не вышивала рушников. Причин каких-то идеологических
не было, просто картины нравились больше. Но вот в Крым приходит фестиваль
рушников. Естественно, приглашают всех мастериц принять участие – а ее не зовут!
Поскольку все знают, что рушников у нее нет. И снова она чувствует, как
задевается честолюбие: как это так, у меня нет рушников? Нет – значит,
будут!
И снова
«Интернет вам в помощь»: она изучает историю рушника, символику рушниковой
вышивки, она узнает, что означал каждый символ на полотне. Она узнает, что
рушниковых швов существует более трех сотен! И начинается новый этап в развитии
ее творчества. Изучив невероятное количество предоставленных материалов,
испробовав множество техник самостоятельно, Римма Филаретовна на основании
полученных знаний воссоздает одну технику исполнения, давно забытую и мало где
используемую. Согласитесь, что такое мастерство не могло остаться незамеченным
в Крыму.
В 2016 году в
Симферопольском этнографическом музее проходил биеннале имени Веры Сергеевны
Роик «Узор на полотне», посвященный восточно-славянской вышивке. В биеннале
принимали участие 33 крымских вышивальщицы. Римма Филаретовна отправила пять
своих работ и вскоре была приглашена в Симферополь на церемонию закрытия и
награждение. Смирнова Римма Филаретовна была удостоена высшей награды биеннале:
Гран-При! В 2018 году она снова занимает первое место в одной из номинаций.
Директор Гурзуфского музея Вадим Михайлович Роик предложил Римме Филаретовне выполнить две вышитые работы для музея. Она согласилась. А когда заказчик хотел расплатиться за работу, Римма Филаретовна отказалась взять плату. Она не смогла оценить созданное, потому что немногие смогут оценить свою душу, вложенную в работу. Не смог этого сделать и владелец музея. С тех пор между ними установились очень теплые дружеские отношения, он часто приглашает Римму Филаретовну в Гурзуф отдохнуть, причем с супругом, но пока еще ни разу мастерица не воспользовалась его любезным приглашением.
Директор Гурзуфского музея Вадим Михайлович Роик предложил Римме Филаретовне выполнить две вышитые работы для музея. Она согласилась. А когда заказчик хотел расплатиться за работу, Римма Филаретовна отказалась взять плату. Она не смогла оценить созданное, потому что немногие смогут оценить свою душу, вложенную в работу. Не смог этого сделать и владелец музея. С тех пор между ними установились очень теплые дружеские отношения, он часто приглашает Римму Филаретовну в Гурзуф отдохнуть, причем с супругом, но пока еще ни разу мастерица не воспользовалась его любезным приглашением.
Почему, можете
спросить вы, не нашлось возможности оценить труды вышивальщицы? Мне Римма
Филаретовна открыла этот секрет. За основу первой работы был взят рисунок из
журнала «Чудесные мгновения» (помните стадион Олимпийский?) – внимание!
Датированный 1924 годом! Воссоздать такой рисунок в той технике, которая была
принята тогда – очень дорогого стоит, это не просто стоимость ниток и ткани.
Второй рисунок был воссоздан по журналу 1945 года издания. Вот и получается,
что цены этим работам попросту нет.
А вообще, я хочу
сейчас позволить себе маленькое «лирическое отступление». Творческие люди очень
часто слышать в свой адрес такой вопрос:
- Сколько тебе
за это платят?
То есть, у поэта
спрашивают, сколько стоят его стихи, у вышивальщицы – сколько стоят ее
творения, у художника интересуются ценой его картин. И не потому, что хотят
купить. Просто всех удивляет тот факт, что человек делает что-то не за деньги.
Да мало того, что компенсацию не получает за то, что создает красоту – он
еще и свои тратит, часто последние, часто в ущерб сну и еде, часто экономит
даже на лекарствах. С другой стороны, ведь не получает же человек компенсацию
за то, что вовремя ложится спать, не приплачивают ему за то, что он курит или
гуляет на свежем воздухе. Ему не оплачиваются визиты к стоматологу, еще и свои
приходится платить. Базовые потребности организма человеку никто оплачивать не
будет. Но тот факт, что творчество и самосовершенствование – точно такие же
базовые потребности души, как еда и сон есть базовые потребности тела, мало
кому приходит в голову.
Если вы думаете,
что с получением Гран-При Римма Филаретовна успокоилась, то зря. Ей было еще
куда расти. Потому что совершенно случайно в новостной ленте ее странички на
сайте «Одноклассники» мелькнуло объявление о наборе на платные курсы по
обучению золотному шитью по настилу в прикреп.
Это был уже 2013
год. Курсы – в Симферополе, начало занятий – каждую субботу в 9 утра. Окончание
– в 21.00. Чтобы успеть вовремя, ей приходилось вставать в 5 часов утра, а
домой она приезжала ночью. В течение дня – и теория, и практические занятия. Да
еще и домашнее задание, которое надо выполнить за неделю и привезти к
следующей субботе. Теоретическую базу читала Венера Курмаева, заслуженный
художник Крыма из Севастополя, практические занятия вела Халиде Кипчакова из
Бахчисарая. Курсы были рассчитаны на 4 месяца. Римме Филаретовне не удалось
никого из единомышленниц-вышивальщиц уговорить составить ей компанию, слишком
уж неудобный график. А по окончании курсов требовалось еще и сдать курсовую
работу. Но, видимо, в том и отличие талантливого человека и мастера от случайно
увлекшегося, что талант не остановится перед трудностями. Настоящий поэт не
будет писать «чисто для себя». Не отмахнется от критики под тем предлогом, что
ему это не нужно, и так сойдет. Вышивальщицу не остановила высокая стоимость
курсов, не остановил неудобный график, и никакие другие трудности тоже. Это
была новая ступенька в развитии, новый горизонт, новый этап. И вот результат,
вы можете увидеть ее работы на выставке.
В настоящее время Римма Филаретовна осваивает новое направление в творчестве. С 2017 года она начала… играть в куклы. Она вообще много времени уделяет самообразованию, в Интернете для этого есть все возможности. И она довольно легко научилась пользоваться услугами Интернета. В частности, она прочла о создании кукол в национальной одежде, о том, что в каждой области был свой собственный орнамент украшения национального костюма, прочла о различиях в головных уборах, в поясах, украшениях и многом другом. И всего за год ею было создано 17 кукол! И эти маленькие красавицы в ярких нарядах могли бы составить серьезнейшую конкуренцию длинноногой Барби! Но даже и это еще не все! Сейчас мастерица изучает технику создания и вышивки фронтовых кисетов. Вспомним на минуточку, что 2020 год – это год Великой Победы, и она уже сейчас готовится достойно представить новые работы для встречи 9 Мая.
Уверена, что трудолюбие, мастерство, огромный талант, помноженные на бесконечную любовь к своей Родине, рано или поздно подарят ей билет в бессмертие. И наш город будет гордиться созданными ею шедеврами еще не одно десятилетие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий