пятница, 23 августа 2019 г.

Анатолий Жук. Катька


Мне, сыну колхозного кладовщика Григория, крестная Лукерья подарила маленького ягненочка. Я целыми днями носил его с собой и ласково с ним разговаривал. Сам-то я рос без матери, она умерла этой весной. Семья была большая, пятеро детей, и я был самым маленьким. Отец без левой руки вернулся с войны. У ягненочка тоже не было матери, и мы жить друг без друга не могли. Мне шел уже пятый год, до ягненка у меня была любимая игрушка – самолет с пропеллером.
Ягненка я назвал Катькой, и сам поил Катьку молоком из маленькой бутылочки через соску. Катька тоже привязалась ко мне и не отходила ни на шаг, а когда она изгрызла последнюю соску (другой в магазине не было), мне пришлось учить ее пить молоко из алюминиевой кружки, что отец еще привез с фронта.
Катька быстро переучилась, и, стоило мне появиться с кружкой, как она начинала радостно подпрыгивать и бегать за мной, прося молока. Казалось, она заглядывала мне в глаза. Выпив свою норму, две кружки, она залезала ко мне на руки и засыпала. Гладя Катьку, я часто вспоминал свою родную маму и приговаривал:
- Вот вырасту большой – найду маму и тебе.
Катька слушала и еще теснее прижималась ко мне, отдавая моему худому телу свое тепло.
Вскоре отец привел в дом мачеху. Мы с братьями и сестрой не могли понять, что эта женщина будет делать у нас в доме? Старшие стали называть ее тётей Надей, а я просто тётей. Часто приходила крестная Лукерья, приносила детям то леденцов, то пирожков разных, а я забирался к ней на колени и засыпал, точь-в-точь как Катька, и снилась мне мама и цветы у окна. А пока я спал, Катька лежала у ног крестной. Наверное, боялась, что крестная меня у нее заберет, разве поймешь мысли маленького ягненка.
Проходили месяцы, Катька подрастала, вместе со мной пасла гусей у ставка за селом, играла там с ними на зеленой лужайке. Если я прибегал домой и отец спрашивал, где гуси, то я отвечал кратко:
- А там, на «ваде» пасутся, с Катькой.
А когда солнце клонилось к закату, мы с Катькой гнали гусей домой. Осенью отец для Катьки изготовил маленький домик, потому что для своих овец она была чужая. И первым, кто встречал меня на пороге дома по утрам, была, конечно, Катька. Я обнимал свою любимицу, прижимал к себе и мы стояли долго-долго, думая каждый о своем.
А весной Катька превратилась в красивую ярочку, была резва и, казалось, понимала меня с полуслова. Стоило мне открыть калитку у гусей, как Катька, подхватив все стадо, гнала его на выгон, к ставку, а за ней вприпрыжку на хворостине бежал и я. С ходу загнав гусей в воду, Катька паслась рядом со ставком, временами играя со мной, до тех пор, пока не собирались мои сверстники.
Катька все время была рядом, часто не давая гусям выбраться из воды и пойти домой. Она не любила пить воду из ставка, пила только из кружки и баловалась при этом.
Когда ранней весной в поле зацвели тюльпаны, то вместе со мной и старшей сестрой Тамарой Катька бегала в степь, собирать тюльпаны. Десяток тюльпанных луковиц мы с сестрой посадили на могиле матери и я потом всю неделю  поливал их водой из ставка, пока они не прижились.
А когда я болел целую неделю, Катька добросовестно гоняла гусей на ставок одна, паслась там весь день, и вечером пригоняла их обратно вместе с кем-то из домашних, и в награду за хорошее поведение получала от меня кружку молока. А когда выздоровел, то на радостях при встрече она даже разрешила проехаться на ее спинке.
В конце мая в общее стадо гусей была выпущена гусыня с маленькими гусятами, и Катьке часто перепадало от нее, если она пыталась приблизиться к гусятам. Она долго не могла понять своей маленькой кудрявой головушкой, отчего это вдруг старый гусак, которого она часто гоняла за непослушание, вдруг стал бить ее крыльями. В такие моменты она отбегала на безопасное расстояние и со стороны наблюдала за стадом. И я тоже боялся старого серого гусака: он был вожаком. Для этого я и брал с собой хворостину: размахивая ею перед собой, я отгонял гусака от себя, если тот нападал.
Однажды поутру Катька, вылетев за гусями со двора, загнала нескольких гусят под машину, и те погибли под колесами. Отец предупредил, что если еще раз такое повторится, то он зарежет Катьку и отвезет на рынок. После этого я стал привязывать Катьку на веревочку, когда выгоняли гусей, и так водил ее за гусями. Катька шла покорно, словно чувствовала свою вину, но только до конца улицы. А перед ставком, сделав прыжок и повалив меня на траву, тащила несколько метров и вырывалась, потому что я не мог ее удержать. И опять с ходу загоняла гусей в воду. А потом носилась вокруг меня, торжествуя победу. Вытирая кулачком слезы, я гонялся на нею, ловил и садился на теплую спину, а она сбрасывала меня на траву. И снова садился, и снова она меня сбрасывала. В такие минуты я забывал про разбитые колени и локти, про отцовские угрозы относительно Катьки, нам просто было очень хорошо вместе.
Так прошло лето, прошла и осень. Домик для Катьки, который стоял под акацией, был уже мал, и потому ее перевели в общий баз, в стадо. Овцы долго не хотели принимать Катьку, били ее и отталкивали от кормушки с сеном. Я кормил и поил ее до тех пор, пока наш баран Борька не избил меня за то, что я вторгся на его территорию, где он чувствовал себя полным хозяином.
Скучая по мне, Катька мало ела, совсем не хотела пить воду из общего корыта, часто перепрыгивала через ограду и ложилась у порога, поджидая меня. Когда я выздоровел и появился на пороге, она от радости делала такие прыжки и реверансы, что ей позавидовал бы любой клоун. А после того, как я напоил ее еще и парным молоком из кружки, она улеглась у моих ног и закрыла глаза. И стоило мне только шаг сделать в сторону, как она вскакивала и умоляюще заглядывала мне в глаза, словно просила не уходить.
Домашние, глядя на это, смеялись, а отец даже разрешил мне на ночь оставлять ее у порога, зная, что никуда она не уйдет.
Когда пришла зима, меня стали реже выпускать на улицу из-за отсутствия теплой одежды. Катька скучала, а отец, глядя на нее, качал головой.
Однажды в воскресенье я встал рано, оделся и вышел на улицу, но Катьки у порога не оказалось. Заглянул в баз – среди овец ее тоже не было. Сбегал на выгон к ставку – но и там ее не было. Мачеха сказала, что ночью Катька убежала с цыганами, но я не поверил ее словам. Продолжая искать свою мохнатую подружку, я только после обеда узнал страшную правду: еще ночью отец зарезал Катьку вместе с другими овцами и повез мясо на рынок, чтобы купить детям пальтишки и обувку. От услышанного у меня перехватило дыхание и слезы ручьями покатились из глаз.
С криком: «Катенька! Катенька!» - я побежал на могилку матери, упал на нее и, всхлипывая, повторял:
- Катенька! Катенька!
Дороже ее у меня никого не было.
Но молчала сырая земля, впитывая мои слезы.
В свои шесть лет я успел осиротеть дважды.

2 комментария:

  1. Ну чё, сказать людям многое надо ,многим надо жертвовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, жизнь априори несправедлива, но все равно... такие маленькие дети не должны приносить такие большие жертвы, так мне кажется. За комменты спасибо!

      Удалить

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...