понедельник, 24 июня 2019 г.

Наблюдения обывательницы. О природе, о погоде, о маленькой лжи и о большом недоверии.



Вышел в свет новый сборник поэтессы из г. Армянска (Крым) Антонины Тимофеевны Гурьевой. Называется он «Радости и печали». Это далеко не первая ее книга стихотворений.
Поэзией она увлекалась еще в старших классах школы. Писала стихи, рассказы, фельетоны. Была редактором школьной стенгазеты. В 1992 году стала членом литературно-музыкального клуба «Каркинит» (г. Армянск). В этом же году начала печатать свои стихотворения в периодике. Более 225 стихотворений опубликовано в газетах, более 115 – в общих поэтических сборниках и альманахах. А всего ею издано 22 авторских сборника. Так же она является соавтором более чем 70 альманахов и поэтических сборников, и география распространения ее произведений очень велика: Россия, Украина, Канада. Китай, Боливия, Израиль, Ирландия, США и др. Чуть раньше я писала об Антонине Тимофеевне в статье "Дама с собачкой с поправкой на время".


Но там я не касалась ее поэзии, я писала исключительно о личностных качествах. Сейчас чуть-чуть хочется и о поэзии, учитывая немалое (да чего уж там, огромное!) количество опубликованных произведений, уже можно говорить о том, как воспринимаются наблюдательным читателем стихи Антонины Тимофеевны.
Начнем с самого очевидного, простого и доступного: с пейзажной лирики.
В «Радостях и печалях» стихам о природе отведено едва ли не самое главное место. Почему так? Антонина Тимофеевна любит природу, любит искренне, и утверждает, что самое ее любимое время года – осень. Осень  вообще для многих поэтов являлась источником вдохновения, классики посвящали этой поре такие строки, от которых по сей час еще душа звенит. Осень была любимым временем года А.С.Пушкина, который очаровывался «в багрец и золото» одетыми лесами, осень вдохновила Ф.Тютчева «как бы хрустальными» днями. И вполне закономерно, что осень вполне может стать источником вдохновения и для современной поэтессы. Читаем:
-*-
Дождь пришел наконец.
Ждем его много дней,
Нам жара уже так надоела.
Выжгла всю нашу степь.
Все уставшие в ней…
Осень сразу дождями запела.
-*-
Барабанит дождик за окном,
Зарядил ритмично и надолго.
Мои мысли сразу об одном:
А пройдет ли осень без недугов?
-*-
Пасмурное небо. Непогода.
Загрустили парки и сады…
Согласитесь со мной, дорогие любители поэзии, что общее настроение автора от времени года передает не количество написанных им стихов на осеннюю тематику, а эпитеты, которые автор подбирает в конкретные стихи. В большинстве стихотворений об осени у Антонины Тимофеевны используются пессимистические эпитеты, вроде: «А пройдет ли осень без недугов?» Осень в стихах поэтессы предстает как пора раздумий, но не только. Сквозь эти стихи как сквозь залитое дождем окно мы видим и образ автора: образ дамы, медленно идущей по усыпанной листьями парковой аллее, дамы, кормящей уличных голубей и неторопливо размышляющей о чем-то своем.
-*-
Не убежать теперь от этой были,
От боли, отрешенности моей…
Опять какие-то воспоминанья всплыли,
Летят ко мне как стая голубей.
Снова упоминание о боли и отрешенности… Но самое непонятное, что мысли поэта обрывочны, что это «какие-то воспоминанья». О чем они, нам не узнать, автор предпочитает не проводить параллель между своими мыслями и картинами осени, однако настроение – грустное, минорное. А часто ее стихи и вовсе являются только созерцанием окружающих ее пейзажей.
-*-
Горы и море, солнце и скалы,
Берег соленый, морская волна.
Брызги шампанского в полных бокалах
Блещут. Сверканием чаша полна.
                                   («Массандра»)
-*-
Горы и море, и волны, и скалы,
Солнце азартно палит,
Пляжик с камнями, уютный и малый
Ласково, тихо манит.
                                    («Бухта Чехова»)
-*-
Еще средина августа стоит,
Но осень подбирается тихонько,
Аллея парка листьями пестрит
И птичьих голосов не слышно звонких.
                              («Ранняя осень»)
Как бы невзначай обращаю внимание на то, что последняя цитата – это стихотворение целиком. То есть – просто зарисовка, ничего личного. Такая созерцательность характерна для очень многих пейзажных стихов, не только осенних. Поэтесса наблюдает природу в любое время года, весна ли это, зима с ее слякотными дождями, морозами и гололедицами, палящее северокрымское лето – она не делает различия.
Но настроение чувствуется в эпитетах:
-*-
Ох, зима, как надоела,
Сколько горя и тревог.
Повела себя так смело:
Ни тропинок, ни дорог.
От зимы такой невзгоды,
Переломы рук и ног,
Все морозы, непогоды…
Кто б в Крыму поверить мог?
-*-
Снова осень, птицы раскричались,
Зачастили мелкие дожди.
На деревьях мелкие печали,
Ничего хорошего не жди.
Невольно возникает вопрос: да так ли уж любима поэтессой осень? Дожди, печали, мысли о недугах, обрывки воспоминаний, одиночество… Но ведь есть же и другие стихи об осени, может возразить мне читатель. Например, вот такие:

-*-
Спускаюсь к морю. Осень. Симеиз.
Кусты, деревья в сказочном убранстве,
И с моря дует мягкий, нежный бриз.
Задумчивость природы. Постоянство.
Вдали Ай-Петри – горный великан,
Прикрыл собою нижнюю долину,
Лесной массив и весь прибрежный план.
Ветрам не даст пробиться он в долину.
Легко здесь дышится, покой и тишина.
Сияет небо. Блики солнца ярки.
Гуляю долго. И грущу. Одна.
Ах, как красивы в Симеизе парки!
                              («Осень в Симеизе»)
Здесь описаны поистине сказочные дни самой ранней крымской осени в самом райском крымском уголке – на Южном Берегу, Там и климат субтропический, средиземноморский, и летняя жарища уже пошла на убыль, и парки ухожены – все для туристов и отдыхающих, все для поправки здоровья, все для блага человека. Но даже и в самое чудесное время года поэтесса грустит. Даже здесь она одинока наедине с природой. Ноты грусти не покидают ее никогда. И снова тот же вопрос: так может быть, автор лукавит с читателями? Потому что о весне, например, она слагает совсем другие стихи!
-*-
Наконец-то апрель, весь зеленый,
Распустился в весенних полях.
Ах, апрель развеселый, ну здравствуй!
Наконец-то вздохнула земля.
-*-
Весна идет, смеется, шлепает по лужам,
Нахлынула так быстро и азартно…
-*-
Дождь. Грязь. Март.
Ветер и солнца луч.
Смех. Любопытство. Азарт.
Счастья тропинки. Друг.
-*-
После зимней дикой стужи
Оживает вновь душа.
Для людей весна послужит,
Жизнь настанет хороша.
-*-
Март пришел. Летает ветер.
Пахнет в воздухе весной.
День длиннее, лих и светел.
Ветки голые волной.
На дорогах – лужи, слякоть,
Снег большой пропал почти.
И ушло желанье плакать,
И тоске пора уйти.
-*-
Засмотрелась на воды Салгира.
Быстро речка уносится вдаль,
И поет, и звенит, будто лира,
И растаяли грусть и печаль.
Так что, не смотря на слякотную пору марта, на лужи и голые ветки – то же самое, что и поздней осенью – март все же предпочтительнее для поэтессы, чем ноябрь. Любит Антонина Тимофеевна весну, и на мой субъективный взгляд, намного больше прекрасной осенней крымской поры. Этот вывод я делаю потому, что в том, что мы любим, нравятся даже недостатки (как в человеке, так и во времени года), а в нелюбимом раздражают даже достоинства. Вот отсюда и необъяснимая грусть в уютных парках Партенита и Симеиза, которая просвечивает сквозь отрешенную созерцательность. Вот отсюда и непреходящее одиночество на свиданиях с природой.
Но возникает странный вопрос – а зачем? Зачем автор лукавит? Какой смысл притворяться и обманывать саму себя и читателя в такой малости? Что странного или плохого в том, что весна радует душу сильнее? Почему с чистой совестью нельзя признать очевидное? Можно, конечно. Но автор этого не делает. И мне кажется, что я знаю, почему.
Потому что осень – любимое время года Александра Сергеевича Пушкина, который «наше всё». А Пушкин – один из кумиров Антонины Тимофеевны. Не будем ханжами, вторую христианскую заповедь о несотворении кумира соблюдают отнюдь не все. У каждого есть кумир, символ для подражания. Для одних это герои войны, для других – герои труда, для третьих – великие знаменитости, для четвертых – деятели современной поп-культуры… И Пушкин кумир очень многих поэтов, чего уж там. Это не хорошо, и не плохо, это голый факт как он есть. Любить стихи Пушкина – это хорошо, понимать его стихи, понимать его душу, жизненный путь, характер, выраженный в этих стихах – это хорошо. Плохо примерять Пушкина на себя, не всем его судьба и пристрастия по размеру. Но Пушкин любил осень – следовательно, любить осень это правильно, любовь к осени должна стать источником вдохновения для всех, кто читает Пушкина. Вывод, как минимум, несостоятелен. Но в нашем обществе любить Пушкина есть признак образованности, хорошего поэтического вкуса и достойного воспитания. Вот так…
В «Радостях и печалях» много стихов-посвящений: тому же Пушкину, Волошину, Домбровскому, Болдову, Ахматовой… Это говорит как минимум о начитанности автора, ее эстетическом вкусе, тонкой душевной организации.
Если бы только не эта маленькая лукавинка… А маленькая ложь. как известно, рождает бааа-льшое недоверие.
О чем еще эта книга? Цитирую предисловие автора: «Все мы живем на белом свете, все мы понимаем или не понимаем жизнь по-своему, скучаем по молодости, вспоминаем ее, знаем. Чем закончится жизнь каждого, печалимся, боимся.. В стихах – об этом!» Вообще, автор права: книга дает много пищи для размышлений, как о жизни вообще, так и о жизни автора в частности, об окружающем мире, об уходящем времени, или, как в присказке – о природе, о погоде и о французской моде. 
Порекомендую ли я книгу читателям? Да, но не всем. Хотя Антонина Тимофеевна и утверждает, что книга написана простым языком, я все же порекомендую ее тому, кто учится или уже умеет читать между строк. Чтобы каждый составил свое мнение. А тогда мы сравним наши наблюдения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...