Лежат они,
написанные наспех,
Тяжёлые от
горечи и нег.
Между любовью и
любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.
Как для любой
женщины, для Марины Цветаевой любовь была важной частью бытия, возможно —
важнейшей. Нельзя представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, что
означало бы для нее — вне жизни. Предчувствие любви, ожидание ее, расцвет,
разочарование в любимом, ревность, боль разлуки — все это звучит в лирике
Цветаевой. Любовь у нее принимает любые обличья: может быть тиха; трепетна,
благоговейна, нежна, а может быть безоглядна, стихийна, неистова. В любом
случае она всегда внутренне драматична. Цветаевская героиня немыслима без
любования, восхищения любимым. Безоглядность чувств делает ее любовь
всеобъемлющей, пронизывающей весь окружающий мир.
Цветаева — одна
из немногих, топтавших нашу бренную землю, которая понимала Любовь в истинном
смысле этого слова. Любить, несмотря ни на что, любить, отдавая себя и не
требуя ничего взамен, любить искренне и красиво, нежно, любить своей странной,
сумасшедшей, всепоглощающею любовью. Из ее записной книжки № 8: «Слушайте
внимательно, я говорю Вам, как перед смертью : - Мне мало писать стихи!.. Мне
мало писать стихи!.. Мне надо что-нибудь – кого-нибудь – любить – в каждый час
дня и ночи… Была ли я хоть раз в жизни равнодушна к одному, потому что любила
другого? По чистой совести – нет… Одна звезда для меня не затмевает другой –
других – всех! – Да это и правильно. – Зачем тогда Богу было бы создавать их –
полное небо!..»
В 1940 году
Цветаева делает запись в дневнике: «Всеми моими стихами я обязана людям,
которых любила — которые меня любили – или не любили».
Любовь!
Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь
– прельщусь – смущусь – рванусь.
О,
милая! Не в гробовом сугробе,
Ни
в облачном с тобою не прощусь.
Юная Марина
жаждала любви, и та приняла приглашение в ее душу, став спутницей на всю жизнь.
И как результат, в наследии Цветаевой нам оставлено множество сокровенных
свидетельств, чуть ли не каждая вспышка чувств, каждый сердечный перебой
зафиксированы, высвечены и стократно укрупнены сильнейшим прожектором –
стихами. Она много писала, вдохновленная мужем, Сергеем Эфроном. Если сказать,
что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила.
Солнце — одно, а
шагает по всем городам.
Солнце — мое. Я его никому не отдам.
Ни на час, ни на
луч, ни на взгляд.— Никому. Никогда!
Пусть погибают в бессменной ночи города!
В руки возьму!—
Чтоб не смело вертеться в кругу!
Пусть себе руки, и губы, и сердце сожгу!
В вечную ночь
пропадет,— погонюсь по следам…
Солнце мое! Я тебя никому не отдам!
***
Вы столь
забывчивы, сколь незабвенны.
— Ах, Вы похожи
на улыбку Вашу! —
Сказать еще? —
Златого утра краше!
Сказать еще? —
Один во всей вселенной!
Самой Любви
младой военнопленный,
Рукой Челлини
ваянная чаша.
Друг, разрешите
мне на лад старинный
Сказать любовь,
нежнейшую на свете.
Я Вас люблю. — В
камине воет ветер.
Облокотясь —
уставясь в жар каминный —
Я Вас люблю. Моя
любовь невинна.
Я говорю, как
маленькие дети.
Друг! Все
пройдет! Виски в ладонях сжаты,
Жизнь разожмет!
— Младой военнопленный,
Любовь отпустит
вас, но — вдохновенный —
Всем пророкочет
голос мой крылатый —
О том, что жили
на земле когда-то
Вы — столь
забывчивый, сколь незабвенный!
Все
было между любовью и любовью. И холод, и голод, и смерти, и трагедии, и
революция… И вся жизнь ее прошла вот так: между любовью – и любовью! Она писала
в своем дневнике, что любовь делится на три периода: предчувствие любви,
действие любви и воспоминания о любви, причем действие может длиться от пяти до
семидесяти пяти лет!
«Я тебя отвоюю у
всех земель, у всех небес…» — одно из самых известных стихотворений Цветаевой,
посвященных любви. В нем поэтесса описала мощную лавину чувств — безграничную,
способную снести все на своем пути. Кому-то покажется, что лирическая героиня
произведения ведет себя слишком смело, чересчур по-мужски. Мол, не женское это
дело, так открыто признаваться в любви. Подобное мнение ошибочно. В лирике
Марины Ивановны нашла выражение натура на сто процентов женская, просто не
такая, как, например, у Ахматовой.
Стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» было написано для Никодима Плуцер-Сарно, философа, доктора экономических наук, с которым у Марины Ивановны был долгий роман. Они познакомились в 1915 году, он был старше Марины на 10 лет. Ныне говорят: любовь – это феромоны, игра гормонов, люди просто выдумывают свои неистовые чувства. Но так, как «выдумывала» их Цветаева, – не выдумывал никто. Более того, в отличие от нас, она вообще, кажется, жила не в реальном мире – в параллельном, своем, но столь же живом и огромном.
Я тебя отвоюю у
всех земель, у всех небес,
Оттого что лес —
моя колыбель, и могила — лес,
Оттого что я на
земле стою — лишь одной ногой,
Оттого что я о
тебе спою — как никто другой.
Я тебя отвоюю у
всех времен, у всех ночей,
У всех золотых
знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и
псов прогоню с крыльца —
Оттого что в
земной ночи я вернее пса.
Я тебя отвоюю у
всех других — у той, одной,
Ты не будешь
ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем
споре возьму тебя — замолчи!-
У того, с
которым Иаков стоял в ночи.
Но пока тебе не
скрещу на груди персты —
О проклятие!- у
тебя остаешься — ты:
Два крыла твои,
нацеленные в эфир,-
Оттого, что мир
— твоя колыбель, и могила — мир!
Она писала
навыхлест, не стыдясь своего чувства, и говорила мужчине всегда только то, что
чувствует, и это было всегда красиво и никогда ее чувства не относились к телу
– она обращалась исключительно к душе человека. Она и сама была вся - голая
душа, лишь для чужих глаз прикрытая плотью. Но спустя пять лет они расстались.
Никодим Акимович пережил Марину всего на три года. Приписывали Цветаевой роман
и с мужем ее родной сестры, которого звали Маврикий Минц. Но… этого романа не
было, Минц не ответил на чувства поэтессы. И чтобы прекратить слухи об этом
романе было написано едва ли не самое нежное стихотворение о любви – «Мне
нравится, что вы больны не мной».
Мне нравится,
что вы больны не мной,
Мне нравится,
что я больна не вами,
Что никогда
тяжелый шар земной
Не уплывет под
нашими ногами.
Мне нравится,
что можно быть смешной —
Распущенной — и
не играть словами,
И не краснеть
удушливой волной,
Слегка
соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится
еще, что вы при мне
Спокойно
обнимаете другую,
Не прочите мне в
адовом огне
Гореть за то,
что я не вас целую.
Что имя нежное
мое, мой нежный, не
Упоминаете ни
днем, ни ночью — всуе…
Что никогда в
церковной тишине
Не пропоют над
нами: аллилуйя!
Спасибо вам и
сердцем и рукой
За то, что вы
меня — не зная сами! —
Так любите: за
мой ночной покой,
За редкость
встреч закатными часами,
За наши
не-гулянья под луной,
За солнце, не у
нас над головами,-
За то, что вы
больны — увы! — не мной,
За то, что я
больна — увы! — не вами!
Еще одной
большой любовью Марины Ивановны был Константин Родзевич, с которым она
познакомилась в Праге в 1923 году, куда уехала за своим мужем, Сергеем Эфроном.
Новая влюбленность по-настоящему вдохновила поэтессу, и за три месяца Цветаева
написала 90 стихотворений. Уже после расставания она создала одно из самых
великих своих произведений – «Поэму Конца». Трагизм расставания с любимым
человеком, облеченный в стихи, похожие на тяжелые шаги по ночному каменному мосту,
буквально способен оглушить читателя. Каждый слог – как шаг, и это – шаг прочь
от любви, хотя душа до последнего мига надеется удержать, сохранить Любовь. Но
нельзя удержать того, кто шаг за шагом уходит прочь. Душа вздрагивает от каждого
такого шага, и мы вздрагиваем, вслушиваясь. И слышим – будто последний гвоздь
вколачивают в крышку гроба…
И — набережная.
Последняя.
Всё. Порознь и
без руки,
Чурающимися
соседями
Бредем. Со
стороны реки —
Плач. Падающую
соленую
Ртуть слизываю
без забот:
Луны огромной
Соломоновой
Слезам не выслал
небосвод.
Столб. Отчего бы
лбом не стукнуться
В кровь?
Вдребезги бы, а не в кровь!
Страшащимися
сопреступниками
Бредем. (Убитое
— Любовь.)
Брось! Разве это
двое любящих?
В ночь? Порознь?
С другими спать?
— Вы понимаете,
что будущее —
Там? —
Запрокидываюсь вспять.
— Спать! —
Новобрачными по коврику…
— Спать! — Всё
не попадаем в шаг,
В такт. Жалобно:
— Возьмите под руку!
Не каторжники,
чтобы так!..
Льнет.
Радужное всё! Что радужнее
Слез?
Занавесом, чаще бус,
Дождь.
— Я таких не знаю набережных
Кончающихся.
— Мост, и:
—
Ну-с?
Здесь?
(Дроги поданы.)
Спо
— койных глаз
Взлет.
— Можно до дому?
В
по — следний раз!
По
— следний мост.
(Руки
не отдам, не выну!)
Последний
мост,
Последняя
мостовина.
Во
— да и твердь.
Выкладываю
монеты.
День
— га за смерть,
Харонова
мзда за Лету.
Mo
— неты тень
В
руке теневой. Без звука
Mo
— неты те.
Итак,
в теневую руку —
Mo
— неты тень.
Без
отсвета и без звяка.
Mo
— неты — тем.
С
умерших довольно маков.
Бла
— гая часть
Любовников
без надежды:
Мост,
ты — как страсть:
Условность:
сплошное между.
Гнезжусь:
тепло,
Ребро
— потому и льну так.
Ни
до, ни по:
Прозрения
промежуток!
Ни
рук, ни ног.
Всей
костью и всем упором:
Жив
только бок,
О
смежный теснюсь которым.
Вся
жизнь — в боку!
Он
— ухо и он же — эхо.
Желтком
к белку
Леплюсь,
самоедом к меху
Теснюсь,
леплюсь,
Мощусь.
Близнецы Сиама,
Что
— ваш союз?
Та
женщина — помнишь: мамой
Звал?
— всё и вся
Забыв,
в торжестве недвижном
Те
— бя нося,
Тебя
не держала ближе.
Пойми!
Сжились!
Сбылись!
На груди баюкал!
Не
— брошусь вниз!
Нырять
— отпускать бы руку
При
— шлось. И жмусь,
И
жмусь… И неотторжима.
Мост,
ты не муж:
Любовник
— сплошное мимо!
Мост,
ты за нас!
Мы
реку телами кормим!
Плю
— щом впилась,
Клещом
— вырывайте с корнем!
Как
плющ! как клещ!
Безбожно!
Бесчеловечно!
Бро
— сать, как вещь,
Меня,
ни единой вещи
Не
чтившей в сём
Вещественном
мире дутом!
Скажи,
что сон!
Что
ночь, а за ночью — утро,
Эк
— спресс и Рим!
Гренада?
Сама не знаю,
Смахнув
перин
Монбланы
и Гималаи.
Про
— гал глубок:
Последнею
кровью грею.
Про
— слушай бок!
Ведь
это куда вернее
Сти
— хов… Прогрет
Ведь?
Завтра к кому наймешься?
Ска
— жи, что бред!
Что
нет и не будет мосту
Кон
— ца…
—
Конец.
Цветаева не жила
впрок, всегда тратила себя без остатка. Любовь иногда сваливалась на нее, как
снег на голову. Даже узы брака не могли остановить внезапно вспыхнувшие
чувства. Она бросалась в омут, рисковала, была счастлива и нестерпимо
несчастна.
Другие говорили:
"Марина, так никто не делает!", а она всегда отвечала: "А я -
Кто!".
Любовь к Родине
совершенно не предполагает абсолютного принятия хода истории в стране. Марина
Ивановна не смогла принять революцию 1917 года и не смогла принять новую
реальность после революции, в литературном мире она по-прежнему держалась
особняком. В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью отправилась за границу к
мужу. Жизнь в эмиграции была трудной. Поначалу Цветаеву принимали как свою,
охотно печатали и хвалили, но вскоре картина существенно изменилась.
В берлинском
издательстве А.Левинсона «Огоньки» в том же 1922 году появилось объявление об
издательстве сборника стихов М.Цветаевой «Лебединый стан». Однако в «Огоньках»
появились «Стихи к Блоку», а «Лебединый стан» при жизни Цветаевой отдельной
книгой издан не был. Cимвoликa нaзвaния «Лeбeдиный cтaн» пpoзpaчнa и пoнятнa.
Чиcтoтa и cвятocть дeлa cпaceния oтeчecтвa yтвepждaeтcя Цвeтaeвoй в вoзвышeнныx
oбpaзax: Дoбpoвoльчecкaя apмия, Baндeя XX вeкa, нeceт в ceбe нaчaлa чecти,
вepнocти, блaгopoдcтвa.
Есть в стане
моем – офицерская прямость,
Есть в ребрах
моих – офицерская честь.
На всякую муку
иду не упрямясь.
Терпенье
солдатское есть!
Как будто
когда-то прикладом и сталью
Мне выправили этот
шаг.
Недаром, недаром
черкесская талья
И тесный
ременный кушак.
А зорю заслышу –
Отец ты мой родный! –
Хоть райские –
штурмом – врата!
Как будто
нарочно для сумки походной —
Раскинутых плеч
широта.
Все может –
какой инвалид ошалелый
Над люлькой мне песенку
спел…
И что-то от
этого дня уцелело:
Я слово беру –
на прицел!
И так мое сердце
над Рэ-сэ-фэ-сэром
Скрежещет –
корми-не корми! –
Как будто сама я
была офицером
В Октябрьские
смертные дни.
***
Кровных
коней запрягайте в дровни!
Графские
вина пейте из луж!
Единодержцы
штыков и душ!
Распродавайте
— на вес — часовни,
Монастыри
— с молотка — на слом.
Рвитесь
на лошади в Божий дом!
Перепивайтесь
кровавым пойлом!
Стойла
— в соборы! Соборы — в стойла!
В
чёртову дюжину — календарь!
Нас
под рогожу за слово: царь!
Единодержцы
грошей и часа!
На
куполах вымещайте злость!
Распродавая
нас всех на мясо,
Раб
худородный увидит — Расу:
Чёрная
кость — белую кость.
Эмигрантская
среда с ее яростной грызней всевозможных “фракций” и “партий” раскрылась перед
поэтессой во всей своей неприглядности. Цветаева все меньше и меньше
печаталась, а многие ее произведения годами лежали в столе. Решительно
отказавшись от своих былых иллюзий, она ничего не оплакивала и не предавалась
воспоминаниям об ушедшем прошлом. Осенью 1928 Цветаева написала открытое письмо
Маяковскому, что стало поводом для ее обвинения в просоветских симпатиях,
разрыва с ней ряда эмигрантских кругов, и прекращение публикации ее
стихотворений. Это было тяжелым материальным ударом. Цветаева понимала
сложность своего положения среди эмигрантов: "Всё меня выталкивает в
Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна".
Она писала в те дни: «Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант, что
я по духу, то есть по воздуху и размаху
– там, туда, оттуда».
К 30-м годам
Цветаева ясно осознала рубеж, отделивший ее от белой эмиграции. Важное значение
для понимания поэзии этого времени имеет цикл “Стихи к сыну”, где она во весь
голос говорит о Советском Союзе как о стране совершенно особого склада,
неудержимо рвущейся вперед — в будущее, в само мироздание.
Мужа Цветаевой,
Сергея Эфрона, все больше привлекала мысль о возвращении в Россию. Он считал,
что эмигранты виновны перед родиной, и прощение нужно заслужить сотрудничеством
с советскими органами. Так, он стал одним из активных деятелей парижского Союза
возвращения на родину. В 1932 вопрос об отъезде был для него уже решен и он
стал хлопотать о советском паспорте. Марина Цветаева считала, что ехать никуда
не надо: "Той России нету...", но дети были на стороне отца, верили в
его правду и видели свое будущее в СССР.
Тоска по родине!
Давно
Разоблаченная
морока!
Мне совершенно
все равно —
Где совершенно
одинокой
Быть, по каким
камням домой
Брести с
кошелкою базарной
В дом, и не
знающий, что — мой,
Как госпиталь
или казарма.
Мне все равно,
каких среди
Лиц
ощетиниваться пленным
Львом, из какой
людской среды
Быть вытесненной
— непременно —
В себя, в
единоличье чувств.
Камчатским
медведём без льдины
Где не ужиться
(и не тщусь!),
Где унижаться —
мне едино.
Не обольщусь и
языком
Родным, его
призывом млечным.
Мне безразлично
— на каком
Непонимаемой
быть встречным!
(Читателем,
газетных тонн
Глотателем,
доильцем сплетен…)
Двадцатого
столетья — он,
А я — до всякого
столетья!
Остолбеневши,
как бревно,
Оставшееся от
аллеи,
Мне все — равны,
мне всё — равно,
И, может быть,
всего равнее —
Роднее бывшее —
всего.
Все признаки с
меня, все меты,
Все даты — как
рукой сняло:
Душа, родившаяся
— где-то.
Так край меня не
уберег
Мой, что и самый
зоркий сыщик
Вдоль всей души,
всей — поперек!
Родимого пятна
не сыщет!
Всяк дом мне
чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и
все — едино.
Но если по
дороге — куст
Встает, особенно
— рябина…
В 1939 году
Марина Ивановна Цветаева возвращается в Советский Союз. Семья поселилась на
даче в подмосковном посёлке Болшево. Цветаева занималась переводами. 10 октября
1939 года была арестована дочь, проведшая затем в тюрьмах и ссылках 16 лет, в
ноябре — муж (С.Я. Эфрон был расстрелян в 1941 году).
Из Болшева
Цветаева вместе с сыном перебирается в подмосковное Голицыно. 23 декабря 1940
года она написала письмо Сталину о судьбе мужа и дочери. Ответа не последовало.
Цветаева регулярно ездила в Москву с передачами, хотя самой жилось трудно.
Несмотря ни на что, она продолжала работать над составлением книги стихов. Затем
был переезд в Елабугу и мучительные поиски хоть какой-то работы. И нищета,
забвение, невозможность общения – полное инкогнито проживания было строгим
требованием НКВД. Все это вместе, конечно, не могло заставить Цветаеву полюбить
советскую действительность. Но Россию она любить не переставала никогда.
В 1940 году
Цветаева записала в рабочей тетради: «Меня все считают мужественной. Я не знаю
человека робче себя. Боюсь всего. Глаз, черноты, шага, а больше всего — я себя
— своей головы — так преданно мне служившей в тетради и так убивающей меня в
жизни. Никто не видит, не знает, что я год уже ищу глазами — крюк. Год примеряю
смерть. Я не хочу умереть. Я хочу - не быть». Она ушла из жизни 31 августа 1941
года.
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя
вниз.
Я их опускала –
тоже!
Прохожий,
остановись!
Прочти – слепоты
куриной
И маков набрав
букет,
Что звали меня
Мариной
И сколько мне
было лет.
Не думай, что
здесь – могила,
Что я появлюсь,
грозя…
Я слишком сама
любила
Смеяться, когда
нельзя!
И кровь
приливала к коже,
И кудри мои
вились…
Я тоже была,
прохожий!
Прохожий,
остановись!
Сорви себе
стебель дикий
И ягоду ему
вслед, –
Кладбищенской
земляники
Крупнее и слаще
нет.
Но только не
стой угрюмо,
Главу опустив на
грудь.
Легко обо мне
подумай,
Легко обо мне
забудь.
Как луч тебя
освещает!
Ты весь в
золотой пыли…
– И пусть тебя
не смущает
Мой голос из-под
земли.
***
Об ушедших —
отошедших —
В горний лагерь
перешедших,
В белый стан тот
журавлиный —
Голубиный —
лебединый —
О тебе, моя
высь,
Говорю, —
отзовись!
О младых дубовых
рощах,
В небо росших —
и не взросших,
Об упавших и не
вставших, —
В вечность
перекочевавших, —
О тебе, наша
Честь,
Воздыхаю — дай
весть!
Каждый вечер,
каждый вечер
Руки вам тяну
навстречу.
Там, в просторах
голубиных —
Сколько у меня
любимых!
Я на красной
Руси
Зажилась —
вознеси!
Так закончила
свой путь одна из величайших поэтесс Серебряного века Марина Ивановна Цветаева,
чья жизнь прошла – между Любовью и Любовью. Значение слова «Любовь» в полной
мере смогла постигнуть лишь она сама. Свидетельство о смерти было выдано сыну 1
сентября. В графе «Род занятий умершей» написано - «эвакуированная».
Марина Цветаева
похоронена на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное расположение её могилы
неизвестно. На той стороне кладбища, где находится её затерявшаяся могила, в
1960 году сестра поэтессы, Анастасия, установила крест, а в 1970 году было
сооружено гранитное надгробие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий