среда, 4 мая 2022 г.

Ольга Сухинская. АБЬЮЗ

 

 В последнее время очень много новых слов появилось. Непонятных слов. Раньше их не было. Раньше говорили – не судьба, если что-то складывалось не так, как хотелось. А сейчас в судьбу не верят и всё, что с человеком происходит, объясняют при помощи таких вот непонятных слов.

Но судьбу свою все равно не обойдёшь и не объедешь. Отец у меня был отставной военный, инвалид, очень строгий. Всегда считал, что глава семьи – он, дважды никому ничего не повторял, а тому, кто осмеливался возразить или не послушаться, достаточно было наткнуться на его взгляд. Голоса на нас, девочек, он почти не повышал и никогда нас не бил. Но я очень хорошо помню его тяжелый взгляд и фразу:

- Закон – тайга, медведь – хозяин.

Мама была спокойной деревенской женщиной и всегда во всем с отцом соглашалась. Оба были такими работягами, что даже для села, где вообще лентяям не место, это было удивительно. Огород держали 47 соток и работать нам с сестрами на этих сотках приходилось до седьмого пота.

Соседи отца уважали, и мне кажется, что даже побаивались, обращались к нему только на «вы»:

- Григорьевич, - спрашивали, бывало, - а почему вы с дочками так строго? Это же не мальчики, им в армию не ходить.

Ответ был всегда один:

- Мои дети, как сочту нужным, так воспитывать и буду. И ни в чьих советах я не нуждаюсь.

Он, даже если и допускал какую-то ошибку, или был заведомо в чем-то неправ, решения своего не менял никогда. Всегда шел до самого конца, каким бы этот конец ни был. Извиняться было не в его правилах, горд был слишком.

Весна в тот год, когда я училась в выпускном классе, наступила как-то очень быстро. Или мне только казалось так: уроки, уроки, уроки, потом последний звонок, экзамены – и всё. Прощай, школа! Наш 10-А очень дружным был. И  все переменки были посвящены обсуждению самых важных вопросов: кто куда пойдет учиться, как и куда после вручения аттестатов идти встречать рассвет, и главное – в каких нарядах! Все девочки хотели быть в белых платьях! Только в белых, как цветы вишневых деревьев, нежных и романтичных белых платьях… Это было бы так красиво: мальчики в черных костюмах, а девочки все в белом…

Когда пришло время ехать в город выбирать платье, то мама, как назло, заболела и ехать со мной не могла. Пришлось отправиться с отцом. Он сразу же меня предупредил:

- На белое платье даже не рассчитывай. На каких-то полчаса надеть, а потом что? Спрятать в шифоньер и забыть? Непрактично. Только деньги на ветер выкинуть. Что? Не так, скажешь?

- Нет, - возразила я. – Не так. Обещаю, я буду носить платье, только купите! Ведь все девочки придут в белых!

- Глупости, - отрезал отец. – Как я сказал, так и будет.

Я поняла, что выше головы не прыгнуть, переубедить отца никогда никому не удавалось. Он выбрал темно-голубое платье:

- Вот. После школы еще поносишь. И нечего кривиться, надевай!

Ни цвет, ни фасон мне не понравились, никакой отделки не было – это платье вообще не предназначалось для праздника, но отец был неумолим. Он купил это голубое платье и направился к автобусной остановке. Когда мы сели в автобус, я отвернулась к окну, чтобы не показывать слезы.

«Почему? – все время спрашивала я себя. – За что? В чем таком я провинилась? Я не увиливала от домашних дел, не прогуливала школу, не задавала глупых вопросов… Разве я не заслужила красивого платья?»

У меня не было ответа на этот вопрос.

Дома мама и сестры уже ждали нас, и едва я вошла в дом, как они стали меня тормошить:

- Ну, давай, скорее, хвастайся! Показывай платье!

Я развернула и приложила к себе то, что купил отец. Все замолчали.

- Вот… Вам нравится? – звенящим от обиды голосом спросила я их.

- Да ты выпускное покажи! Это потом посмотрим. Где белое-то?

- Это и есть… выпускное.

Я снова заплакала. Сестры начали меня жалеть и успокаивать, а мама впервые набросилась на отца с упреками:

- Да как же так? Надо было мне все-таки самой ехать.

- Цыц! – грозно повысил голос отец. – Нечего мне тут нюни распускать! Получит профессию, зарабатывать начнет – пусть покупает себе что хочет. А до тех пор, пока она живет в моем доме, она будет делать только то, что я скажу! Всех касается! Ясно?

И, грохнув дверью, ушел на огород.

Как же мне не хотелось надевать это платье, когда наступил день выпускного! Но класс подводить было нельзя, раз все идут – то все. Пришла и я. Какие же мои одноклассницы были красивые в тот вечер! Они все были похожи на сказочных принцесс: платья как снег, кружева, украшения, прически… Невесты! Да что там невесты – королевны! И парни как на подбор: высокие, статные, рослые. И я среди них в будничном голубом платье выглядела даже не белой вороной, а серой мышью.

- Ты с ума сошла? – накинулись на меня девочки. – Бегом переодевайся, сейчас уже начнется…

- Это… это и есть… выпускное… - едва смогла выговорить я в ответ.

- Да ты что? Вон Таня – из бедной семьи, но даже ей смогли купить белое платье, а ты?

- А я на белое платье не заработала. Отец настоял, ему не возразишь.

Да, все знали, что моему отцу возражать бессмысленно.

На торжественной линейке я пряталась за спинами одноклассников, а когда выкрикнули мою фамилию для получения аттестата, то шла как на расстрел. Я видела, как многие родители сразу повернулись в сторону моего отца и неодобрительно заговорили. Схватив документ, я бегом метнулась обратно. Я слышала, как отец громко, так, чтобы все слышали, произнес:

- Мне ваши мнения неинтересны, я придерживаюсь своего.

Больше я ничего не слыхала и не видала из-за слез. Примчалась домой, за секунду сбросив платье, ставшее мне ненавистным, я сразу же затолкала его под матрас отцовой кровати, чтоб не видеть его больше никогда в жизни.

Рассвет с одноклассниками я встречала в обычной своей повседневной одежде. Они подъехали к моему дому всем автобусом, утешали, уговаривали… И я согласилась.

Потом, когда все это закончилось и стало понемногу забываться, его долго искали, но я не отвечала ни на какие вопросы. Но потом мама все-таки отыскала это злополучное голубое платье. Она ничего мне не сказала. Платье полетело в мусорное ведро – и отец впервые не произнес ни слова неудовольствия. Но и не извинился. А потом я вышла замуж и мы с мужем уехали далеко от родительского дома.

Прошло много лет. Много с тех пор было и хорошего и плохого, но вот только совсем недавно я узнала, что тот случай с выпускным платьем по-научному называется абьюзом. Хоть и модное слово, и умное, но уж очень неприятное. В селе у нас проще говорили: не судьба…


Комментариев нет:

Отправить комментарий

КО ДНЮ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА

  Вед.1: Сегодня исполняется почти два с половиной века — а если быть точным, то 254 года — со дня учреждения самой почетной и самой глав...