воскресенье, 7 февраля 2021 г.

"Мастер короткого рассказа" в живописи (к 175-летию В.Е.Маковского)

 

В.Маковский. Автопортрет
 Владимир Егорович Маковский – один из популярнейших русских художников–жанристов второй половины 19 века. Он известен как автор многочисленных картин, правдиво и разносторонне показывающих жизнь самых разных слоев общества своего времени.

Он родился 7 февраля 1846 года в семье Егора Маковского, известного художника-любителя и коллекционера, одного из основателей Московского училища живописи и ваяния.

В пятнадцатилетнем возрасте В.М. уже написал под руководством отца картину «Мальчик, продающий квас». В ней ясно ощущается влияние его первого учителя, В.Тропинина, который часто бывал в доме Маковских. В 1861 году Владимир начинает обучение в Московском училище живописи и ваяния. Его учителя Е.С.Сорокин и К.С.Зарянко, привили ему точность в рисунке и умение передавать материальность предметов. В 1866 году он оканчивает училище и удостаивается большой серебряной медали за картину «Литературное чтение», а вместе с этим получает звание свободного художника. Продолжая свое образование в Академии художеств, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», получил золотую медаль и звание художника 1 степени. Своеобразным продолжением можно считать картину «Игра в бабки», написанную в  1870 году. Художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему несомненно удался и русский сельский пейзаж.



Интерес к теме крестьянских детей у художника проснулся после рождения первенца в 1869 году. Художника не оставлял интерес к этой теме, большое число полотен посвящено ей: это и «Игра в бабки», и «Ночное», и «Пастушки», и «Рыбачки», и «От дождя», и «В сельской школе».

Ночное
Можно заметить удивительную закономерность: картины детства почти всегда залиты светом, краски художник использует яркие, сочные. Или же как в картине «Ночное» - здесь преобладает мягкий свет вечерней зари. Детство – все-таки золотая пора, словно хочет сказать нам художник. Рассматривая эти полотна, поневоле вспоминается стихотворение великого русского поэта Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».


В творчестве Владимира Егоровича Маковского практически не встретишь парадные портреты и роскошные интерьеры, свои картины художник посвящал простому русскому народу, их быту, маленьким радостям и печалям. Именно поэтому его картины всегда вызывают живой интерес у зрителей.

Свидание
Живой пример – картина «Свидание».  Всмотримся в нее внимательнее. Мы видим, что лето давно прошло. Мальчику, отданному «в люди», приходилось холодно, голодно, а частенько и совсем туго. Есть давали мало, а работать заставляли все больше и больше. Мальчика согревала надежда на то, что мать придет навестить его к празднику Покрова. Он ждал ее каждый день. Но вот, наконец, и Покров. И хотя снег пока еще не выпал, на улице все же холодно – мать одета совсем по-зимнему. Они молча обнялись, и остались разговаривать в холодных сенях, чтобы не разбудить никого в доме. Мать развернула узелок. Молча подала сыну калач, в который он тут же впился зубами. Мать присела на лавку, отставив посох. В ее взгляде читается жалость к старшему сыну, но что она может сделать для него еще? Дома остались младшие, их нечем кормить. Крайняя нужда заставила отдать ее своего несмышленыша в подмастерья. А что потом с ним станет? Слабая надежда, что сын когда-нибудь выучится профессии и начнет зарабатывать свой кусок хлеба.

У Антона Павловича Чехова есть рассказ «Ванька», о том, как вот такой же мальчишка-подмастерье писал письмо «на деревню дедушке». А может быть, это именно этот мальчик и есть чеховский Ванька?

Перед нами предстает огромная галерея женских образов, написанных Владимиром Маковским. Это крестьянские девушки, мещанки, весьма зажиточные чиновницы, кухарки, старухи, невесты, маменьки, прислуга… Каждая картина – это грустная история о женщине времен буржуазной России.

Перед
венцом
Картина «Перед венцом»  - едва взглянув, мы понимаем, что не от хорошей жизни идет замуж невеста. Взгляд ее печален, она не смотрит на старика-отца, а тот, в свою очередь, буквально молит ее о прощении. Ведь именно  его уговоры, доводы, его жалкое и униженное положение вынудили ее принять предложение о замужестве. А своеобразным продолжением этой картины можно считать другую картину – «На парадной лестнице».  Кто знает, может, именно за этого старика должна сейчас выйти замуж молодая красивая девушка, и годами жить в золотой клетке, испытывая отвращение к супругу? Ведь не стерпится, и не слюбится, вопреки расхожей народной пословице. Или для старика это значения не имеет, и он придерживается другой премудрости: «Люби, не люби – да почаще взглядывай»?

Две сестры
Если еще немного напрячь воображение, то можно увидеть и то, как в действительности может сложиться судьба этой красавицы. Картина «Две сестры» - неприятное продолжение так печально начавшейся истории брака по расчету.  Старшая дочь, выданная замуж за богатого человека, очевидно, нашла какие-то преимущества в своем положении, смирилась с ним, но отца так и не простила. Сейчас ее семья – отец и младшая сестра – снова в нелегкой ситуации, и она пришла в бедный родительский дом. Но для чего? Понятно же, что не для того, чтоб помочь. Выражение ее лица заносчивое, требовательное. Отец давно уже понял, что бессмысленно ждать от нее тепла или помощи, но младшая сестра все еще пытается воззвать к совести очерствевшей сердцем родственницы. И, к сожалению, это развитие событий мне представляется более вероятным, чем медленное угасание в золотой клетке.

На бульваре
Одна из самых поразительных картин Владимира Маковского – «На бульваре».  Художник написал то, что отложилось в памяти каждого старого москвича. Это Сретенский бульвар, Москва извозчиков, керосиновых фонарей, церквей среди зелени, двухэтажных домов, это Москва купеческая, ремесленная, с нарождающимся пролетариатом. Осенний день – вернее всего воскресный – и на скамейке сидит мастеровой, к которому приехала из деревни жена. У жены на руках грудной ребенок, но парню скучно с ней. Из деревни, где он был первым красавцем, гармонистом, он уехал в город, и уже успел привыкнуть к новой жизни: обзавелся красной рубахой, а может быть, и городской зазнобушкой. На лице его ясно написано: «Ну, и чего ты сюда явилась? Уж и думать о тебе забыл». Корявые пальцы его перебирают лады гармоники. А женщина все это понимает, ей грустно, тяжело, ее лицо поразительно контрастирует с лицом супруга. У нее в будущем ничего хорошего: печка, пеленки, ухват да мужнины колотушки. Впрочем, если она и переедет из деревни к мужу в город – это мало что изменит. Ну, отстанет от мужа зазнобушка, так запьет он горькую, и станет таким же как все мастеровые люди той поры, горьким пьяницею, понесет в кабак из дома вещи… Картина «Не пущу!» яснее ясного рисует нам будущность этой пары. 

Не пущу!
Владимир Маковский не ограничивал свое творчество исключительно изображением частных историй народной жизни. Его полотна, посвященные революционным настроениям России, вызывают интерес не только у знатоков и любителей изобразительного искусства. Никакой художник не может оставаться равнодушным к тому, что происходит в его стране и с его народом в целом. Полотно «Ходынка» показывает нам несколько подзабытую страницу русской истории. Огромное море народу изображено здесь – зачем сюда пришли все эти люди? Чего хотят они? Может быть, это начало народных восстаний, репетиция октябрьской революции? Нет.

В советской историографии события на Ходынском поле регулярно ставились в один ряд с другими «кровавыми преступлениями царизма» и особенно Николая II. А между тем, это далеко не так. В 1896 году, в мае месяце, Николай Александрович Романов готовился к коронации. В честь такого события многие заключенный получили амнистию, всем злостным неплательщикам были прощены долги, в стране было объявлено три выходных дня и предполагалось народное гуляние.

Ходынка
Место для этого мероприятия в тогдашней Москве имелось. Это Ходынское поле, которое служило учебным плацем для войск Московского гарнизона. Длина поля составляла около одного километра, рядом был овраг, да и на самом поле было много колдобин и ям. Как отмечал известный знаток Москвы Владимир Алексеевич Гиляровский, эти ямы остались от предыдущих павильонов, которые потом отправили на Нижегородскую ярмарку. Готовились к коронационным торжествам с размахом. Выстроили новые павильоны, балаганы, временные «театры», лавки и специальные бараки для бесплатной раздачи 30 000 ведер пива и 10 000 ведер меда и 150 ларьков для раздачи бесплатных сувениров, «царских гостинцев». Планировалось раздать 400 000 подарочных наборов, в которые уложили: памятную эмалированную кружку с царскими вензелями, булку от Филиппова, полфунта (227 грамм) колбасы, пряник с вензелями, конфеты и грецкие орехи. А еще кто-то из чиновных умников предложил бросать в толпу специальные памятные жетоны. Ко всему прочему все это сокровище упаковывалось в специальный юбилейный платок, изготовленный на Прохоровской мануфактуре.

Теперь представьте, что в наши дни в какой-нибудь из праздников будут выдавать пакет с бесплатными подарками, куда войдет пачка гречки, бутылка подсолнечного масла, кружка с портретом, бутылка водки… Какая будет Ходынка! Страшное слово «халява» может сделать больше, чем дивизия агитаторов. Народный праздник решили начать 18 мая в 10 часов утра. Но уже с вечера 17 мая со всей Москвы и округи на Ходынское поле двинулись тысячи людей и многие целыми семьями. В 5 часов утра на поле собралось более 500 000 человек.

Похороны жертв 
Ходынки

Самое страшное началось, когда в толпе пополз слух, что буфетчики раздают подарки по своим и всем не хватит. Начался штурм, давка захлестнула всех. Те, кто обслуживали палатки, понимая, что не смогут сдержать напор, начали бросать кульки с подарками в толпу и еще больше подлили масла в огонь. Нельзя сказать, что организаторы не готовились к чему-то подобному. На мероприятии было 1800 полицейских, но они оказались каплей в море разбушевавшегося народа. Полицейские были попросту сметены. На «праздничном» поле боя осталось 1379 человек убитыми и более 900 раненых.  Вот так неудачно началось правление последнего русского царя. Но несправедливо будет сказать, что новое правительство безразлично отнеслось к ходынским событиям. Из казны было выделено по 1000 рублей для каждой семьи, где были пострадавшие, похороны полностью взяло на себя государство. Для сирот, чьи родители стали жертвами Ходынки, был учрежден особый приют, все они содержались на казенный счет.


И все равно ответственность за эту трагедию долгое время привычно взваливали на российского императора, а революционные настроения вскорости вылились в октябрьские события 1917 года.


Варят варенье
Владимир Маковский проявил себя и как талантливый иллюстратор. Еще со школьных времен многие помнят иллюстрации к поэме Н.Гоголя «Мертвые души» - но мало кто тогда интересовался фамилией художника, изобразившего карикатурные образы Манилова, Ноздрева, дубинноголовой Коробочки, Плюшкина – прореху на человечестве, по меткому выражению Гоголя. И многих других. На своих полотнах Маковский изобразил большое количество людей пожилых. Мы уже упоминали картину «Перед венцом» - старого отца несчастной невесты Маковский списал с собственного отца. Старики у Маковского разные: здесь и пожилые пары, проведшие весь свой век бок-о-бок и сохранившие уважение друг к другу, как на картине «Варят варенье». Это и несчастные обнищавшие старики, которым то ли некуда податься, то ли еще очень далек их путь и они поддерживают друг друга как могут на морозе. И каждая, каждая картина – история жизни человеческой, простая и непростая одновременно, как повесть Н.Гоголя «Старосветские помещики».

После Октябрьской революции, в 1918 году, Маковского освободили от работы в Академии, назначив пенсию. Художник продолжал заниматься творчеством, посвящённым новой России.

Владимир Егорович Маковский умер в Петрограде 21 февраля 1920 года.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...