пятница, 31 марта 2017 г.

"Поговорим о странностях любви..." К 135-летию А.Блока (продолжение)

(продолжение)
Так начался этот безумный, сумасшедший, страшный брак. Потому что молодая женщина, безумно влюбленная в своего мужа, должна была испытывать целую бурю чувств – но что это были за чувства? Вожделение, страсть, обида, разочарование…
Впрочем, Вечной Женственностью называл ее не только Блок. Но и его друзья. И среди друзей был Андрей Белый. Он был в курсе всех домашних подробностей жизни супругов, и закончилось все тем, что он влюбился в Любовь Дмитриевну и начал уводить ее у Александра. Несколько лет продолжались эти отношения, в которых никто ничего ни от кого не скрывал, все происходило у всех на глазах. Андрей Белый много раз пытался объясниться с Блоком, но безрезультатно.

Андрей Белый
Зимний ветер играет терновником,
Задувает в окне свечу.
Ты ушла на свиданье с любовником.
Я один. Я прощу. Я молчу.

Ты не знаешь, кому ты молишься —
Он играет и шутит с тобой.
О терновник холодный уколешься,
Возвращаясь ночью домой.

Но, давно прислушавшись к счастию,
У окна я тебя подожду.
Ты ему отдаешься со страстию.
Всё равно. Я тайну блюду.

Всё, что в сердце твоем туманится,
Станет ясно в моей тишине.
И, когда он с тобой расстанется,
Ты признаешься только мне.


Все на свете подходит к своему завершению, и когда окончательно стало понятно, что роман с Андреем Белым у Любови Дмитриевны закончился, едва-едва в семье Блоков воцарился хрупкий мир – Александр Александрович влюбляется в очередной раз. В актрису Наталью Волохову.
И вот тут он наступил на свои же собственные грабли! Наталья Волохова запретила влюбленному Поэту сопровождать ее на гастроли. Она приняла условия его игры, и теперь уже Блок страдал от необходимости платонических отношений со своей возлюбленной. Теперь уже превращаться в обычную женщину и размениваться на повседневность не захотела Волохова. Блок не понял ее – и обиделся.

Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне всё - равно.
Вон счастие мое - на тройке
В сребристый дым унесено...
Летит на тройке, потонуло
В снегу времен, в дали веков...
И только душу захлестнуло
Сребристой мглой из-под подков...
В глухую темень искры мечет,
От искр всю ночь, всю ночь светло...
Бубенчик под дугой лепечет
О том, что счастие прошло...
И только сбруя золотая
Всю ночь видна... Всю ночь слышна...
А ты, душа... душа глухая...
Пьяным пьяна... пьяным пьяна...

Наталья Волохова
И вот однажды они встретились: Любовь Дмитриевна, которая очень тяжело переживала этот роман мужа, и Наталья Николаевна Волохова. Прекрасная Дама, каковой была и, не смотря ни на что, оставалась его жена, и Снежная Маска, как он именовал Волохову. Цикл стихов «Снежная маска» посвящен именно этой женщине. Любовь Дмитриевна спросила в лоб, хочет ли ее соперница принять Блока к себе навсегда, таким, каков он есть, с его высокой миссией Поэта и вечными метаниями?
- Нет! – просто и понятно ответила актриса.

Но в камине дозвенели
      Угольки.
За окошком догорели
      Огоньки.
И на вьюжном море тонут
      Корабли.
И над южным морем стонут
      Журавли.
Верь мне, в этом мире солнца
      Больше нет.
Верь лишь мне, ночное сердце,
      Я - поэт!
Я какие хочешь сказки
      Расскажу,
И какие хочешь маски
      Приведу.
И пройдут любые тени
      При огне,
Странных очерки видений
      На стене.
И любой колени склонит
      Пред тобой…
И любой цветок уронит
      Голубой…

«Я – не мальчик, я много любил и много влюблялся. Не знаю, какой заколдованный цветок Вы бросили мне, не Вы бросили, но я поймал. Когда я увидел Вас без грима и совершенно не похожей на ту, на Вашу Кармен, я потерял голову больше, чем когда я видел Вас на сцене…»

Любовь Дельмас
Эти слова адресованы еще одной Музе Александра Блока – Любови Александровне Дельмас. Эта любовь пришла к нему осенью 1913 года. Блок явился на премьеру оперы «Кармен» слушать какую-то новую диву, которая явилась в Петербург исполнять партию Кармен. Но имя ее позабыл. Он купил какую-то программку, нашел нужную строчку и прочел:
- Кармен – г-жа Андреева-Дельмас.
- Как имя госпожи Дельмас? – спросил он тут же у капельдинера.
- Любовь, - ответил он. – Их имя будет Любовь Александровна.
И Блок подумал: «Ну. Конечно же, любовь. Как же еще могут звать Кармен?»





Приближается звук. И, покорна щемящему звуку,
Молодеет душа.
И во сне прижимаю к губам твою прежнюю руку,
Не дыша.
Снится - снова я мальчик, и снова любовник,
И овраг, и бурьян.
И в бурьяне - колючий шиповник,
И вечерний туман.
Сквозь цветы, и листы, и колючие ветки, я знаю,
Старый дом глянет в сердце мое,
Глянет небо опять, розовея от краю до краю,
И окошко твое.
Этот голос - он твой, и его непонятному звуку
Жизнь и горе отдам,
Хоть во сне, твою прежнюю милую руку
Прижимая к губам.

Они были на удивление красивой парой. Они даже жили на одной улице – Офицерской. Оба страстно любили театр и музыку, часто выступали вместе на литературных встречах, где Блок читал свои стихи, а Дельмас пела романсы. В 1914 году он опубликовал поэтический цикл стихов «Кармен», который создал в буквальном смысле этого слова за две мартовские недели. В этих стихах – вся неукротимость чувств, пляска страсти, от которой не уйти, и пламя взгляда, которому нет сил противиться. Но уже в июне того же года он покинул свою Кармен, подарив ей на память свою фотографию. Он вернулся к жене. Любовь Дельмас еще пыталась бороться, но встречи их были краткими и мучительными, отношения перегорели в простую дружбу, и уходя, Блок сказал только:
- Бедная… Она была со мною счастлива.


Когда ты загнан и забит
Людьми, заботой иль тоскою;
Когда под гробовой доскою
Все, что тебя пленяло, спит;
Когда по городской пустыне,
Отчаявшийся и больной,
Ты возвращаешься домой,
И тяжелит ресницы иней,-
Тогда - остановись на миг
Послушать тишину ночную:
Постигнешь слухом жизнь иную,
Которой днем ты не постиг;
По-новому окинешь взглядом
Даль снежных улиц, дым костра,
Ночь, тихо ждущую утра
Над белым запушенным садом,
И небо - книгу между книг;
Найдешь в душе опустошенной
Вновь образ матери склоненный,
И в этот несравненный миг -
Узоры на стекле фонарном,
Мороз, оледенивший кровь,
Твоя холодная любовь -
Все вспыхнет в сердце благодарном,
Ты все благословишь тогда,
Поняв, что жизнь - безмерно боле,
Чем quantum satis* Бранда воли,
А мир - прекрасен, как всегда.

Елизавета Пиленко


После расставания с Дельмас Александр Блок вернулся к жене и больше уже не расставался с нею до самой смерти в 1921 году. Но была в его жизни еще одна женщина – поэтесса Елизавета Пиленко. Она была совсем еще юной девушкой, когда повстречалась с известным всей России поэтом. И полюбила его. Но Александр Александрович уже не мог ответить пятнадцатилетней девочке на ее чувства, хотя об этой странности тоже знали все. Однажды Анне Ахматовой задали вопрос, почему же все-таки Блок не ответил взаимностью Лизе Пиленко. На что известная поэтесса ответила очень резко:
- Она была некрасива. Блок просто не мог увлечься.
Но он посвятил Лизе одно из самых своих лиричных стихотворений в прозе:

Когда вы стоите на моём пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту -
Что же? Разве я обижу вас?

О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я - сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.

Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.

Право, я буду рад за вас,
Так как - только влюбленный
Имеет право на звание человека.

Александр Блок. Последняя фотография
Его уже подстерегала болезнь. Весной 1921 года появились ее первые симптомы, а в апреле он в последний раз выступил перед петроградцами со своими стихами. Очевидец писал, что после речи Корнея Чуковского о Блоке вышел он сам, освещенный рампой снизу, с бледным усталым лицом, и голос его был словно матовый. Он поискал глазами, где ему встать, наконец встал около журнального столика и в полной тишине зазвучали его стихи.

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!


В августе 1921 года Александр Блок скончался. Ему было всего лишь 40 лет.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...