(продолжение)
Так начался этот
безумный, сумасшедший, страшный брак. Потому что молодая женщина, безумно
влюбленная в своего мужа, должна была испытывать целую бурю чувств – но что это
были за чувства? Вожделение, страсть, обида, разочарование…
Впрочем, Вечной
Женственностью называл ее не только Блок. Но и его друзья. И среди друзей был
Андрей Белый. Он был в курсе всех домашних подробностей жизни супругов, и
закончилось все тем, что он влюбился в Любовь Дмитриевну и начал уводить ее у
Александра. Несколько лет продолжались эти отношения, в которых никто ничего ни
от кого не скрывал, все происходило у всех на глазах. Андрей Белый много раз
пытался объясниться с Блоком, но безрезультатно.
Андрей Белый |
Зимний ветер играет
терновником,
Задувает в окне свечу.
Ты ушла на свиданье с
любовником.
Я один. Я прощу. Я
молчу.
Ты не знаешь, кому ты
молишься —
Он играет и шутит с
тобой.
О терновник холодный
уколешься,
Возвращаясь ночью
домой.
Но, давно прислушавшись
к счастию,
У окна я тебя подожду.
Ты ему отдаешься со
страстию.
Всё равно. Я тайну
блюду.
Всё, что в сердце твоем
туманится,
Станет ясно в моей
тишине.
И, когда он с тобой
расстанется,
Все на свете
подходит к своему завершению, и когда окончательно стало понятно, что роман с
Андреем Белым у Любови Дмитриевны закончился, едва-едва в семье Блоков
воцарился хрупкий мир – Александр Александрович влюбляется в очередной раз. В
актрису Наталью Волохову.
И вот тут он
наступил на свои же собственные грабли! Наталья Волохова запретила влюбленному
Поэту сопровождать ее на гастроли. Она приняла условия его игры, и теперь уже
Блок страдал от необходимости платонических отношений со своей возлюбленной.
Теперь уже превращаться в обычную женщину и размениваться на повседневность не
захотела Волохова. Блок не понял ее – и обиделся.
Я пригвожден к
трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне всё -
равно.
Вон счастие мое - на
тройке
В сребристый дым
унесено...
Летит на тройке,
потонуло
В снегу времен, в дали
веков...
И только душу
захлестнуло
Сребристой мглой из-под
подков...
В глухую темень искры
мечет,
От искр всю ночь, всю
ночь светло...
Бубенчик под дугой
лепечет
О том, что счастие
прошло...
И только сбруя золотая
Всю ночь видна... Всю
ночь слышна...
А ты, душа... душа глухая...
Пьяным пьяна... пьяным
пьяна...
Наталья Волохова |
И вот однажды
они встретились: Любовь Дмитриевна, которая очень тяжело переживала этот роман
мужа, и Наталья Николаевна Волохова. Прекрасная Дама, каковой была и, не смотря
ни на что, оставалась его жена, и Снежная Маска, как он именовал Волохову. Цикл
стихов «Снежная маска» посвящен именно этой женщине. Любовь Дмитриевна спросила
в лоб, хочет ли ее соперница принять Блока к себе навсегда, таким, каков он
есть, с его высокой миссией Поэта и вечными метаниями?
- Нет! – просто
и понятно ответила актриса.
Но в камине дозвенели
Угольки.
За окошком догорели
Огоньки.
И на вьюжном море тонут
Корабли.
И над южным морем
стонут
Журавли.
Верь мне, в этом мире
солнца
Больше нет.
Верь лишь мне, ночное
сердце,
Я - поэт!
Я какие хочешь сказки
Расскажу,
И какие хочешь маски
Приведу.
И пройдут любые тени
При огне,
Странных очерки видений
На стене.
И любой колени склонит
Пред тобой…
И любой цветок уронит
Голубой…
«Я – не мальчик, я
много любил и много влюблялся. Не знаю, какой заколдованный цветок Вы бросили
мне, не Вы бросили, но я поймал. Когда я увидел Вас без грима и совершенно не
похожей на ту, на Вашу Кармен, я потерял голову больше, чем когда я видел Вас
на сцене…»
Любовь Дельмас |
Эти слова
адресованы еще одной Музе Александра Блока – Любови Александровне Дельмас. Эта
любовь пришла к нему осенью 1913 года. Блок явился на премьеру оперы «Кармен»
слушать какую-то новую диву, которая явилась в Петербург исполнять партию
Кармен. Но имя ее позабыл. Он купил какую-то программку, нашел нужную строчку и
прочел:
- Кармен – г-жа
Андреева-Дельмас.
- Как имя
госпожи Дельмас? – спросил он тут же у капельдинера.
- Любовь, -
ответил он. – Их имя будет Любовь Александровна.
И Блок подумал:
«Ну. Конечно же, любовь. Как же еще могут звать Кармен?»
Приближается звук. И,
покорна щемящему звуку,
Молодеет душа.
И во сне прижимаю к
губам твою прежнюю руку,
Не дыша.
Снится - снова я
мальчик, и снова любовник,
И овраг, и бурьян.
И в бурьяне - колючий
шиповник,
И вечерний туман.
Сквозь цветы, и листы,
и колючие ветки, я знаю,
Старый дом глянет в
сердце мое,
Глянет небо опять,
розовея от краю до краю,
И окошко твое.
Этот голос - он твой, и
его непонятному звуку
Жизнь и горе отдам,
Хоть во сне, твою
прежнюю милую руку
Прижимая к губам.
Они были на
удивление красивой парой. Они даже жили на одной улице – Офицерской. Оба
страстно любили театр и музыку, часто выступали вместе на литературных
встречах, где Блок читал свои стихи, а Дельмас пела романсы. В 1914 году он
опубликовал поэтический цикл стихов «Кармен», который создал в буквальном
смысле этого слова за две мартовские недели. В этих стихах – вся неукротимость
чувств, пляска страсти, от которой не уйти, и пламя взгляда, которому нет сил
противиться. Но уже в июне того же года он покинул свою Кармен, подарив ей на
память свою фотографию. Он вернулся к жене. Любовь Дельмас еще пыталась
бороться, но встречи их были краткими и мучительными, отношения перегорели в простую
дружбу, и уходя, Блок сказал только:
- Бедная… Она
была со мною счастлива.
Когда ты загнан и забит
Людьми, заботой иль
тоскою;
Когда под гробовой
доскою
Все, что тебя пленяло,
спит;
Когда по городской
пустыне,
Отчаявшийся и больной,
Ты возвращаешься домой,
И тяжелит ресницы
иней,-
Тогда - остановись на
миг
Послушать тишину
ночную:
Постигнешь слухом жизнь
иную,
Которой днем ты не
постиг;
По-новому окинешь
взглядом
Даль снежных улиц, дым
костра,
Ночь, тихо ждущую утра
Над белым запушенным
садом,
И небо - книгу между
книг;
Найдешь в душе
опустошенной
Вновь образ матери
склоненный,
И в этот несравненный
миг -
Узоры на стекле
фонарном,
Мороз, оледенивший
кровь,
Твоя холодная любовь -
Все вспыхнет в сердце
благодарном,
Ты все благословишь
тогда,
Поняв, что жизнь -
безмерно боле,
Чем quantum satis*
Бранда воли,
А мир - прекрасен, как
всегда.
Елизавета Пиленко |
После
расставания с Дельмас Александр Блок вернулся к жене и больше уже не
расставался с нею до самой смерти в 1921 году. Но была в его жизни еще одна
женщина – поэтесса Елизавета Пиленко. Она была совсем еще юной девушкой, когда
повстречалась с известным всей России поэтом. И полюбила его. Но Александр
Александрович уже не мог ответить пятнадцатилетней девочке на ее чувства, хотя
об этой странности тоже знали все. Однажды Анне Ахматовой задали вопрос, почему
же все-таки Блок не ответил взаимностью Лизе Пиленко. На что известная поэтесса
ответила очень резко:
- Она была
некрасива. Блок просто не мог увлечься.
Но он посвятил
Лизе одно из самых своих лиричных стихотворений в прозе:
Когда вы стоите на моём
пути,
Такая живая, такая
красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о
печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою
красоту -
Что же? Разве я обижу
вас?
О, нет! Ведь я не
насильник,
Не обманщик и не
гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с
детства
И слишком занят собой.
Ведь я - сочинитель,
Человек, называющий все
по имени,
Отнимающий аромат у
живого цветка.
Сколько ни говорите о
печальном,
Сколько ни размышляйте
о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только
пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в
простого человека,
Который любит землю и
небо
Больше, чем рифмованные
и нерифмованные речи о земле и о небе.
Право, я буду рад за
вас,
Так как - только
влюбленный
Имеет право на звание
человека.
Александр Блок. Последняя фотография |
Его уже
подстерегала болезнь. Весной 1921 года появились ее первые симптомы, а в апреле
он в последний раз выступил перед петроградцами со своими стихами. Очевидец
писал, что после речи Корнея Чуковского о Блоке вышел он сам, освещенный рампой
снизу, с бледным усталым лицом, и голос его был словно матовый. Он поискал
глазами, где ему встать, наконец встал около журнального столика и в полной
тишине зазвучали его стихи.
О, весна без конца и
без краю —
Без конца и без краю
мечта!
Узнаю тебя, жизнь!
Принимаю!
И приветствую звоном
щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой
привет!
В заколдованной области
плача,
В тайне смеха —
позорного нет!
Принимаю бессонные
споры,
Утро в завесах темных
окна,
Чтоб мои воспаленные
взоры
Раздражала, пьянила
весна!
Принимаю пустынные
веси!
И колодцы земных
городов!
Осветленный простор
поднебесий
И томления рабьих
трудов!
И встречаю тебя у
порога —
С буйным ветром в
змеиных кудрях,
С неразгаданным именем
бога
На холодных и сжатых
губах…
Перед этой враждующей
встречей
Никогда я не брошу
щита…
Никогда не откроешь ты
плечи…
Но над нами — хмельная
мечта!
И смотрю, и вражду
измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель —
я знаю —
Все равно: принимаю
тебя!
Комментариев нет:
Отправить комментарий