четверг, 11 марта 2021 г.

Этот яркий "Штрих" ( к 25-летию изостудии)

 

Ты помнишь, как все начиналось?

Все было впервые и вновь,

Как строили лодки, и лодки звались

Вера, Надежда, Любовь…

Во время работы над настоящим очерком мне не раз приходили на ум строки песен, посвященных тем, кто в море. Вот с какой бы стати? Что общего между художниками и мореплавателями? Но вот не отпускало ощущение, что вообще все мы мореплаватели, только цели у всех разные.

 Так все-таки, как все начиналось? Как начиналась студия изобразительного искусства «Штрих», которой в этом году исполняется 25 лет? Четверть века назад, в конце «лихих» девяностых, когда рушились многолетние устои, а на их место приходили «понятия», когда никто толком себе не представлял, куда и как надо двигаться, находились люди совершенно необыкновенные! Не озабоченные накоплением капитала, не думавшие о суициде в связи с тем, что «все пропало», не подсаживающиеся на алкоголь и наркоту. Люди, желавшие сделать что-то не для денег – для души! Это были Колумбы и Магелланы от искусства, пускавшиеся в неизвестность на поиски лучезарных берегов.


Людмила Ивановна Тимощук работала тогда в Центре детского и юношеского творчества руководителем кружка «Кудесница», учила девочек азам рукоделия. Вскоре после нее туда же, в ЦДЮТ, преподавателем студии изобразительного искусства устраивается Анатолий Семенович Мантук. Он обучает детей рисованию. Так судьба сводит в одной точке двух будущих учредителей изостудии «Штрих»: Людмила Ивановна решается показать учителю рисования свои собственные работы. Она с детства увлекалась рисованием, она даже сделала попытку поступить в один из харьковских институтов на факультет изобразительного искусства. Но поступить не удалось – не было соответствующей подготовки, да и откуда бы ей взяться в сельской школе глубокой провинции. На долгое время о рисовании пришлось забыть, а тут судьба буквально в ладошках преподносит ей удивительный подарок: знакомство с учителем рисования. И вот правильно же говорят, что талант пальцем не раздавишь! Для Людмилы Ивановны начался период активного творческого подъема, учебы. С каким теплом вспоминает она об Анатолии Семеновиче Мантук сейчас!

- Он никогда никого не критиковал,  что бы ему ни приносили. Он в каждой работе старался увидеть то положительное, за что можно похвалить. Он так тактично подсказывал, на что обратить внимание, как исправить ошибку, что нам всем, кто у него учился, казалось, что это мы сами до всего додумывались, и сами себе казались исключительно талантливыми и ужасно способными.

А вскоре к тандему Мантук-Тимощук присоединяется еще один живописец Красноперекопска – Игорь Викторович Проданов. Теперь это уже был коллектив единомышленников с конкретной целью: создать студию изобразительного искусства для взрослых. И все втроем они наносят визит Плошихиной Наталье Васильевне – в конце 90-х она руководила Красноперекопским ГДК. Так в нашем городе появляется изостудия «Штрих».Образно говоря – любому кораблю нужен порт постоянной приписки, родная гавань.


Первоначально отдельного кабинета им не выделили, занятия проходили в той же студии, где проводило свои собрания рериховское общество. Но график был удобный, коллективы не мешали друг другу. Идея создать изостудию, вероятно, в те годы буквально витала в воздухе, потому что довольно быстро в «Штрих» пришли те люди, которые и сегодня составляют его костяк: Женя Иванова, Надежда Шконда, Владимир Поляков, и – Леонид Петрович Крюков, его сегодняшний руководитель.

Да, все они пришли в «Штрих» разными путями. Женя Иванова, к примеру, уже успела выйти на пенсию, когда узнала о существовании «Штриха». Но когда узнала – в буквальном смысле слова загорелась идеей научиться писать картины. Причем делать это не любительски, а по-настоящему, профессионально. Она почти 20 лет в изостудии, и желание ее не становится меньше. Надежда Шконда познакомилась с художниками во время проведения выставки работ ко Дню Города. Выставка вдохновила ее не просто научиться рисовать, но и создать серию картин, рассказывающих о красоте именно нашего, перекопского края, показать уникальную красоту присивашских степей. Да и сам Л.П.Крюков узнал о существовании «Штриха» в то время, когда меньше всего этого ожидал.

- На главпочтамте дело было, - смеется он, - стою в очереди за чем-то, мысли совсем не об искусстве. В это время обращается ко мне эффектная женщина: «Вы Крюков Леонид Петрович? Могу я с вами поговорить? Вы не заняты?» Так я с Людмилой и познакомился. Ну, и как откажешь людям, которые хотят учиться живописи? Тем более, что у меня уже было профессиональное образование – так и согласился стать руководителем. И вот – руковожу до сего дня.

Конечно, изначально у коллектива не было ничего. Если не считать упорного желания жить и творить, конечно. Но они мечтали, чтоб был и отдельный кабинет, и все необходимое: этюдники, гипсовые головы, мебель, краски, рамки для готовых работ. Мечты, как известно, имеют хорошее свойство сбываться: в начале 2000-ных в Красноперекопск приезжают волонтеры из Южной Кореи. Две очаровательные юные девушки, готовые помогать и поддерживать любое хорошее начинание. Одна из них, Тихэ, стала «Штриху» воистину феей-крёстной: она изыскала средства для оплаты стройматериалов, из которых Л.П.Крюков своими руками уже делал и мольберты, и этюдники, и рамки, и мебель. О Тихэ помнят до сих пор, бережно хранят ее фотографию.

Нам для службы на море нужны походы,

И приветы из дому в далёких водах,

И чтоб не терять минут свободных даром

Нам, конечно, в кубрике нужна гитара.

Конечно, как без походов, без гитары, без новых ощущений? Это ведь не только моряку нужно, обязательная часть жизни художника – это пленэр. Выезды на пленэр для участников изостудии были не просто обязательными мероприятиями, это были события, яркие, запоминающиеся поездки. Что было самым главным в этих поездках? Общение друг с другом? С природой? Освоение новых приемов живописи? Возможность отрешиться от рутины бытия и перезагрузить мозг и воображение?

- Да всё! Вот это всё вместе! – Игорь Викторович Проданов эмоционален и притягателен, когда рассказывает об этих поездках.


Но без транспорта разве реально было бы ездить на пленэр всем коллективом? И у коллектива появился друг, который помогал бескорыстно, Стас Бугаёв. Однодневная поездка, или с ночевкой – он был готов ехать в любую точку Крыма. Благодаря ему художники встречали рассветы над Лисьей Бухтой и в Соколином, любовались окрестностями Судака и Бахчисарая, благодаря ему знакомились с интересными людьми, благодаря ему коллекция картин каждого участника «Штриха» пополнялась роскошными видами северо-крымских степей. Он особенно просил об этом: чтоб не оставалась в стороне неброская красота родного края. А сколько фотографий хранят художники! Умопомрачительные солнечные закаты, грозовое небо, покрытые цветами степи, холмы, крестьянские домики, синие заливы… Каждый умеет фотографировать, каждый собирает свой личный архив таких пейзажей. Огромные запасы для вдохновения и создания новых полотен.

Любому художнику нужно выставлять свои работы. Нужно видеть, какое впечатление производит его творчество на людей, иначе для чего вообще создавать произведения искусства. Изостудия «Штрих» регулярно проводит выставки работ участников: и специальные однодневные, приуроченные к праздникам (например, ко Дню Города), и персональные, и в фойе ГДК, и на праздновании Хыдырлез, и в Армянске для коллег-художников, и в выставочных залах Союза крымских художников, а некоторые отдельные работы И.В.Проданова даже были выставлены в здании Верховного Совета Крыма. Выставляться подстегивал художник основатель изостудии А.С.Мантук. Да, безусловно, первые выставки были слабыми в техническом отношении, но оценить, понять это в состоянии только тот, кто видел те, первые, полудетские работы, и имеет возможность сравнить их с работами дня сегодняшнего. И нынешний руководитель «Штриха» Л.П.Крюков, работая с молодым поколением, всегда стимулирует их: творите, пишите, заканчивайте, не бросайте на полпути. Помогает всем. И дети работают, трудятся, достигают определенных вершин. Да, далеко не все выбирают для себя жизненный путь, который был бы связан с живописью, но усердие в труде и любовь к прекрасному каждый может взять с собой в будущее.


Но в жизни коллектива, как и в жизнь любого человека, не всегда бывают периоды подъема и бурной деятельности. И, наверное, это нормально и закономерно: выросшие птенцы должны улетать из гнезд, подросшие дети должны создавать собственные семьи. Что-то похожее произошло и в жизни «Штриха». Сейчас Леонид Петрович больше внимания уделяет не состоявшимся художникам, а молодому поколению. Азы рисования постигают уже те, кто в будущем будет писать акварелью или карандашом, маслом или гуашью. Те, кто уже состоялся как художник, собираются реже.

 Уже не тот запал, чтоб курс держать упрямо,

И всем ветрам назло стремиться в никуда.

И очень тяжело быть Васкою Да Гамой

Когда во тьме горит всего одна звезда.

Опять песня ниоткуда прикатила… И некстати! Они все так же преданы родному краю и все так же мечтают о будущем. Хотите знать, каковы их чаяния? Чего не хватает сегодняшнему «Штриху»? Чего хотят пожелать всем нам и самим себе лучшие художники Красноперекопска?

И.Проданов:

- Молодым больше всего хочу пожелать, чтоб они работали от души, а не с оглядкой на коммерческий интерес. Чтоб не меняли луну на медный грош, чтоб сердце вкладывали в свои работы.

Л.Крюков:

- Как руководитель, я, естественно, больше всего хочу пожелать «Штриху» заиметь помещение попросторнее. У нас очень хороший кабинет, но тесноватый… И средств на расходные материалы: краски, рамки… Много всего надо.

В.Поляков:

- Эх, нам бы выставочный зал свой – вот бы красоту можно было бы сделать!

Н.Шконда:

- И транспорт! Куда мы без пленэров?

Е.Иванова:

- Чтоб молодые люди чаще проявляли интерес к творчеству. Но не только они, начинать можно в любом возрасте, по себе знаю. И потому желаю всем: если чувствуете в себе искорку – приходите в «Штрих», не стесняйтесь!

Изостудии «Штрих» исполняется 25 лет, прекрасный возраст, чтобы не останавливаться на достигнутом, мечтать, находить и добиваться! Но все-таки самое главное – персональный «Штрих»-код счастья изостудия уже расшифровала. А будущее – оно не заставит себя ждать!


Так что ж меня влечет к границам мирозданья,

О чем терзаюсь я в бреду и наяву?

Зачем же я опять к безумно удаленной,

К единственной своей плыву, плыву, плыву...

С днем рождения, «Штрих»! Счастливого тебе плавания!



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...