Одна моя знакомая, дискутируя со мной по извечному вопросу, касающемуся отношений между мужчинами и женщинами, выразилась так: - Мужчина нынче пошел несмелый, мелкий, ушастый и прожорливый.
Сказанное было до такой степени похоже на афоризм, что
я счел возможным оскорбиться за весь мужской род.
- Ой, - сказал я от имени всего мужского рода, - а
вы-то сами, женщины, намного ли лучше?
Ах, так, значит, вы – умные? Ну, что же… И у меня тут же родилась мысль порассуждать на тему об умных женщинах. Благо, подходящих примеров и случаев в моей писательской памяти было на этот счет предостаточно. Как говорится, сами напросились, сами же и получайте.
***
Чем вообще умная женщина отличается от любой другой
женщины? А тем, что женщина, считающая себя умной, постоянно находится в
поисках некоего вымышленного, а оттого и недостижимого идеала, между тем как
любая другая женщина хватает и приспосабливает под себя все, что ей попадается
по руку. И, надобно сказать, любой другой женщине живется на этом свете гораздо
уютнее, чем той, которая считает себя умной… Что? У вас на этот счет имеется
свое собственное мнение? Ну, так и оставайтесь при нем, пока вас не спрашивают!
Что за манера, в конце концов, перебивать рассказчика? Вот закончу свое
повествование, тогда и перебивайте – если, конечно, к тому времени у вас еще
будет присутствовать подобное желание…
Итак, одна умная женщина постоянно находилась в
поисках своего идеала мужчины. Наконец, судьба вроде бы смилостивилась на ней,
послав в награду за долгие поиски достойного кандидата. Он был милицейский
сыщик, и всякая черта внешности и характера этого сыщика была близка к выстраданному
умной женщиной идеалу. Сталлоне, чистый тебе Сталлоне! Комиссар Каттани с
блеском в очах! Майор Пронин!
И все бы ничего, однако, помимо всего прочего, был у
нашей женщины один неистребимый бзик. Между нами говоря, она была без ума от
французского писателя Флобера. Очень ей, видите ли, нравился этот Флобер и все
его творчество. В связи с таким фактом дама, естественно, была убеждена, что ее
избранник, будь он хоть трижды идеал, для полного своего совершенства обязан
знать еще и Флобера. Вот и завела умная дама со своим избранником
соответствующие разговоры. Все «Флобер» да «Флобер», будто он ей двоюродный
дядя или дедушка по материнской линии.
Наш сыщик, несмотря на свои многочисленные
достоинства, сразу же почувствовал свою некомпетентность, и даже, может быть, недостаточность
своего эстетического уровня. Ну, в самом деле: в милицейской академии, которую он
некогда закончил, Флобера не изучают. Ну а для чего его изучать в милицейской
академии? Чай, не бандит и не душегуб какой-нибудь этот самый Флобер, а
наоборот – некоторым образом носитель и выразитель высоких истин. Да. И решил
наш сыщик скоропостижно повысить свой общеобразовательный уровень. С этой целью
он однажды собрал своих приятелей, тоже сыщиков, и сказал им так:
- Мужики, - говорит, - выручайте, судьба решается.
Скажите мне, кто такой Флобер?
Принялись тут сыщики в затылках чесать. Наконец,
кто-то выдал версию…
Ладно. Встречается опять наш сыщик со своей пассией и
ждет, когда она заговорит о Флобере. Та, понятное дело, заговаривает.
- А, - встревает сыщик, - Флобер! Конечно же, знаю!..
Он живет недалеко от кирпичного завода! Сволочь, доложу я Вам, отъявленная! Я
его самолично дважды в тюрьму сажал и, чувствую, он у меня и по третьему разу
дождется!..
Умная дама, конечно, тут же впадает в состояние,
близкое к столбняку. У кирпичного завода? Флобер?! Два раза сидел в тюрьме?!!
- Ну да, - дал дополнительную информацию сыщик. – Он
еще с Геббельсом дружбу водит. Но я скоро с этой их дружбой разберусь по полной
программе…
Возможно, проживание Флобера около кирпичного завода
умная дама еще как-то перенесла бы, но вот дружба ее кумира с Геббельсом добила
даму окончательно и бесповоротно. Умная дама взглянула на оплошавшего сыщика
взглядом, каким обычно смотрит профессор филологии на неразумного первокурсника
и… Впрочем, о дальнейшем можно и не говорить: что было потом, читатель легко
может догадаться и сам.
И, казалось бы, – да и ляд с ним, с этим Флобером,
пускай он себе живет хоть у кирпичного завода, хоть и вовсе на заводском
чердаке! Что ей, умной даме, детей рожать с этим Флобером, что ли? Да нет,
конечно! Что касаемо детей, то тут больше бы пригодился сыщик, тем более если
учесть, что Флобер некоторым образом давно уже покойник. Но даже и не это
являлось главным. Главным было то, что сыщик по-своему был абсолютно прав. В ту
пору водилась в Новокузнецке некая мелкоуголовная личность по прозвищу Моня
Флобер. Этот самый Моня Флобер и впрямь обитал в окрестностях городского
кирпичного завода, и в самом деле водил преступную дружбу с другой себе подобной
личностью по прозвищу Геббельс. Умной даме вникнуть бы в эту ситуацию,
основательно разобраться в ней – так нет
же… Ну и что же получилось в итоге? А – ничего путного: и хорошего человека
(сыщика) оттолкнула от себя, и собственное мировоззрение в расхристанное
состояние повергла… Одним словом, горе от женского ума, и ничего более. А
сыщика тут и вовсе винить не в чем. Разве его вина, что всяких Флоберов в этом
мире развелось столько, что, даже имея два университетских образования, и то всех
не сочтешь?
Ну да умная женщина на то и умная, чтобы из всякой
своей неудачи извлекать соответствующие выводы. Драматическое недоразумение с
сыщиком сделало нашу умную даму еще умнее, и следующим своим идеалом она
избрала уже не какого-то там сыскаря-полуинтеллигента, а именно стопроцентного
интеллигента по прозвищу Режиссер. Это и впрямь был интеллигент: на голове у
него имелась шляпа, под шляпой прическа кандибобером, внешность богемная, на
лице – меланхолия, штаны почти что новые… При первом же свидании между нашей
умной дамой и Режиссером произошел такой разговор.
Дама:
- Вы, конечно, знакомы с Флобером и его творчеством?
Ах, я вам скажу, что это за художник слова! Какое тонкое понимание психологии,
какое изумительное знание человеческой природы!
Режиссер:
- Угу… Что-то в последнее время меня изжога замучила… Вероятно,
тому виной – разлив. Вот ежели накануне я употребляю новокузнецкий разлив, то
оно еще ничего, терпимо, а если уж попадается какой-нибудь иногородний, так
прямо спасу нет!.. Просто-таки – быть или не быть… ежели иногородний разлив.
Халтурщики они там, доложу я вам… которые разливают не в Новокузнецке, а в
прочих местностях… Гобсеки и Ерики сплошные…
Дама:
- Бесспорно… Ну а вы обратили внимание, как Флоберу
удаются характеры персонажей? Взять хотя бы этого… Или того… Согласитесь, какая
жизненная правда, какая смелость и, я бы даже сказала, какое дерзновение в
изображении характеров!
Режиссер:
- Очень может быть… Очень может быть, что не разлив
тому виной, а – закуска. С точки зрения классических тенденций закусывать водку
«Сникерсом» или, обратно говоря, «Марсом» – это, знаете ли, гастрономическое
диссидентство. Даже – гастрономический моветон. Водку, независимо от разлива,
полагается закусывать селедкой…
Ну и так далее. В конце концов, умная дама заметила-таки
несоответствие между собственными возвышенными монологами и прозаическими
ответами своего очередного кандидата в идеалы, и тут же сделала выводы. Выводы
в данном случае были эффективны и действенны. Умная дама просто-напросто
вскочила в подвернувшийся кстати трамвай и укатила в неведомом для Режиссера
направлении. Сам Режиссер же, к слову говоря, даже не заметил отсутствия
собеседницы, а продолжил идти вперед, вслух рассуждая об иезуитстве времен и
нравов, пока не столкнулся с постовым милиционером, который выслушал остатки
этих рассуждений с профессиональным интересом.
И вот опять же: ну какой тебе прок, умная дама, от
твоего Флобера? Поддержала бы лучше вместо этого беседу с Режиссером, право
слово! Он тебе – про иногородний разлив, а ты ему, предположим, про патриархальный
портвейн «Три семерки». Общность интересов – весьма обнадеживающее начало
всякой беседы, тебе ли этого не знать? Может быть, и добеседовались бы до
чего-нибудь существенного… Ну кто такой этот Флобер? Одна только абстрактная
фантазия, и ничего более. А Режиссер – живой человек все-таки. С богемной
внешностью и в шляпе. И штаны почти новые…
***
Ну, ладно. Оставим эту даму в покое и примемся за
другую, такую же умную.
Эта вторая дама долгое время просто-таки боготворила известного
киноартиста и кинорежиссера Никиту Михалкова. И вот однажды она познакомилась с
одним мужиком, который был похож на Никиту Михалкова едва ли не больше, чем
Никита Михалков был похож сам на себя. Естественно, ищущая дама не могла
упустить такой случай.
- Возле вас, мин шер, - бывало говаривала дама этому
псевдомихалкову, - я испытываю неизъяснимый эстетический кайф! Ах!.. Ох!..
Возможно, это теоретическое эстетствование и переросло
бы когда-нибудь во что-нибудь более земное и существенное, но жизнь, как
всегда, произвела свою корректировку, и, как обычно, эта корректировка не
поддавалась никакому логическому объяснению.
Случилось же вот что. Однажды этот самый мужик
(который похож на Михалкова) сидел у себя дома со своим приятелем и, простите
за откровенные подробности, выпивал с ним «по маленькой». То ли у них было
такое расположение духа, то ли день выдался банным – неважно. А важно то, что
между «Михалковым» и приятелем произошла ссора: не то «Михалков» обозвал
приятеля каким-то обидным словом, не то, наоборот, приятель не долил
«Михалкову» в стакан… Короче говоря, «Михалков» оскорбился, схватил со стола
кухонный нож и двинулся на собутыльника, имея намерения самые свирепые и недвусмысленные.
Собутыльник, конечно, бросился наутек. «Михалков», конечно, бросился в погоню.
Погоня завершилась тем, что собутыльник сбежал. Оно, впрочем, и понятно: когда
за тобой гонятся с ножом, бежится отчего-то особенно легко и стремительно…
Оставшись наедине со своими эмоциями, «Михалков», в
довершение ко всему, впал еще и в состояние стыдливости, ибо вдруг обнаружил
себя без штанов. То есть то, что порядочный мужчина надевает под штаны – было,
а самих штанов – не имелось. Оказалось, что в чем был, в том сгоряча и высочил.
Бывают в жизни случаи, когда не до гардероба.
Помимо отсутствия штанов, «Михалков» вскоре ощутил и
муки холода, потому что дело происходило в марте, а март в Сибири – это вам не
Багамы. Возвращаться домой было далековато и небезопасно с точки зрения
эстетического несоответствия в гардеробе. Может, еще и милицию на свою голову
повстречаешь. И тогда – все к одному: без штанов, выпивши, да еще и с ножом…
И тут наш герой к радости своей заметил, что,
оказывается, находится недалеко от жилища своей знакомой, той самой, которая с
«эстетическим кайфом». Резонно рассудив, что женщина, коль она любит, должна
любить мужчину всяким, во всех его видах и состояниях, в штанах и без штанов, «Михалков»
тут же направился к умной даме и предстал вскоре перед ней во всем, так
сказать, своем блеске.
Умная дама, увидев такое зрелище, тут же впала в
прострацию.
- Ах, - произнесла она, - как же вы вульгарны в таком
прикиде!..
И с той поры – как отрезало. Уж этот злосчастный
михалковский двойник и костюмы на себе менял, и галстуки фасонистым образом
завязывал, и одеколонами себя вспрыскивал, и усы пуще прежнего распускал – все
бесполезно!
- Не могу себе изъяснить, - отвечала дама на все эти
ухажерские исхищрения, - как это так: Михалков – и вдруг без штанов и с ножом…
Ну что это за аргументы, в самом деле? В штанах, без
штанов… Может статься, даже у самого подлинного Михалкова бывали в жизни
моменты, когда он без штанов… А что касаемо ножа и мартовских гонок по
пересеченной местности, то тут и вовсе говорить не о чем: а чего же он, гад, не
доливает? Небось, и вы бы ухватились за нож, если бы вам не долили!
Поэтому давайте оставим мужика в покое, и вернемся к
разговору об умной даме. Эта дама… А, впрочем, о чем тут говорить? Все то же
самое – горе от ума. Горе от женского ума, вынуждены мы уточнить с прискорбием.
***
Безусловно, умные женщины – это, наверно, хорошо. Но,
как на всякого мудреца довольно простоты, так и на всякую женщину необходимо
немного глупости. Для природного, так сказать, равновесия и для грядущего
женского счастья… Что? Вы опять со своим мнением? А вы спросите у мужчин всего
мира – кто хочет, чтобы его подруга жизни была умнее его? Правильно, никто. А
кто желает, чтобы было наоборот? Единогласно. Все подняли руки «за». Даже
Флобер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий