вторник, 5 мая 2020 г.

Наталья Шадловская. Колобок и другие.



За околицей вымирающего села стоял небольшой домик. Многие жители этого села давно покинули родные края в погоне за лучшей жизнью. Остались в основном старики и дети. Благо, ещё работали детский сад и школа. За покосившейся оградой домика протекал живописный ручей, окружённый кустарником и покрытыми разнотравьем лужайками. Вдалеке виднелся лес. Не то, чтобы дремучий, но вполне густой и тенистый. На лавочке возле ветхого дома грели свои старые косточки дед с бабкой.

  Бабка всегда вязала что-то бесконечное: то носки деду, то модный свитерок внучке. А деду в этот раз было как-то неспокойно. Он прошёлся по двору, начал что-то искать, заглядывая то в сарай, то в покосившуюся баньку, зашёл в дом. Чем-то пошелестел в сенях, погремел кастрюлями и через некоторое время выглянул.
- Бабка, что – то есть хочется…
Бабка не ответила и продолжала сосредоточенно вязать. Дед, помолчав и не дождавшись ответа, спросил:
- Катерина, чего морозишься? Есть, говорю, хочется!
Бабка, не поднимая глаз от вязания, ехидно ответила:
 - Хочется ему.… А нету!
Дед, переварив ответ, поинтересовался:
  - Ну, хоть что-нибудь  в этом  доме из еды есть?

Бабка, сердито отложив своё вязание, ответила:
 – И чего-нибудь нет! И еды нет! И денег, чтоб её купить, тоже нет. Пенсия-то вон, когда была, Иван!? Месяц назад.  Не забыл, что студенточка наша, Машенька,  на неделе приезжала, за спонсорской помощью? Ты же сам всё, что отложено было, ей отдал. А новую-то пенсию  когда принесут, дед? Так что, представь, что мы на диете, худеем. Вон, воды целое ведро, пей – не хочу.
 - Да ну тебя, старая. Тебе шуточки, а у меня в животе бурчит, - дед похлопал себя по тощему животу.
Бабка жалостливо посмотрела на худого, сутулого мужа. Вспомнила, каким он был ещё лет двадцать назад:
   - Побурчит и перестанет. Терпи дед, и не такое терпели. В девяностые было тоже плохо. Но ведь выжили. И сейчас, даст Бог, перемелется всё, мука будет… Как древний мудрец сказал?  И это пройдёт.
Дед согласно покивал лысой головой и озвучил просьбу:
- Бабка, а может, ты это…по сусекам пометёшь, по коробу поскребёшь…
Бабка задумчиво подпёрла морщинистой рукой щёку:
- Ладно уж, не горюй, попробую, может что и намету, наскребу… – поднялась по скрипучему крыльцу в дом.
Дед тяжко вздохнул:
- Эх, жизнь пошла…  ни детей рядом, ни внуков.  Уехали в свою Америку и забыли.  Только внучка изредка приезжает, когда самой деньги нужны. Нам с бабкой за помощью-то и  обратиться не к кому,  самим помогать приходится.
Минут через десять вернулась Бабка, бережно неся что-то в мисочке:
- Радуйся, дед. Горсточку муки намела, да ложку сметаны наскребла, сейчас колобок тебе испеку.
Через какое-то время по дому разнёсся аромат свежевыпеченного хлеба. Дед чуть слюной не подавился. Бабка вытащила колобок, положила на подоконник, остывать. Накрыла полотенцем, походя стукнула деда по руке:
– Не трогай! Горячий ещё, обожжешься, ненароком,  помощничек.
Старики сели на скамеечку и честно стали ждать, когда колобок  остынет. Незаметно для себя  задремали.
А Колобок остыл да и выглянул из-под полотенца. Поднялся, оглянулся и удивился:
 - Ой, что такое? Ой, кто такие? Худые какие, бледные. Наверное, есть хотят. А я такой маленький, и одному-то деду мало будет, а двоим и подавно.  Спасать надо стареньких.
 Спрыгнул Колобок с подоконника и покатился в сторону леса.
Катится по тропинке и тихо напевает:
- Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, в лес пойду, что-то вкусное найду. Надеюсь, что   мир ведь не без добрых людей!
На тропинку выскочил Заяц. Увидал Колобка, обнюхал, обрадовался:
- Колобок, колобок, я тебя съем.
Колобок предостерегающе заявил:
 - Не ешь меня, Зайка, у меня дело важное: от голодной смерти деда с бабкой спасти надо. Они давно не ели нормально, отощали совсем.
Заяц задумался, тоже доброе дело захотелось сделать:
  - Ух, ты! Жалко. Слушай, я тоже хочу  тебе помочь. А давай вместе спасать? Я им морковки принесу, капусты, ещё зелени какой,  борщ вкусный сварят.
И Заяц убежал за обещанной добычей.
Колобок дальше бежит, навстречу ему Ёжик:
- О, кого я вижу! Колобок в лесу. А пахнет как вкусно, - обнюхивает со всех сторон и бормочет: -  Надо тебя съесть.
Колобок испугался:
 - Ёжик, не трогай меня! Я от Зайца ушёл и от тебя уйду, мне ведь дедушке  и бабуле  помочь надо. У них из еды ничего нет,  умирать уже собрались. Лучше помоги, спасать надо стариков.
Ёжик решил присоединиться к благотворительной акции:
  -О! Я даже придумал, чем им помочь смогу. Витаминами. Я  яблочек принесу, сладких, вкусных. Много. Так поедят, ещё и компота наварят. Жди, скоро вернусь.
И тоже убежал.
Колобок облегчённо вздохнул и покатился дальше. Уткнулся в брюхо идущему вразвалочку волку, который от неожиданности чуть не сел в пыль тропинки:
- Вот это да! Кого только в нашем лесу не встретишь! Не мясо, конечно, хлеб простой, но всё-таки, какая-никакая, а еда. Колобок, я тебя, наверное, съем.
Колобок отскочил в сторону:
  - Волк, ну что для тебя маленький кусочек хлеба? Я тут от Зайца ушёл, от Ёжика ушёл, и от тебя, Волк, уйду. Ты лучше помоги деда с бабой, что на опушке живут, в старой избушке, от голода спасти.
Волк задумчиво почесал загривок:
- Что, совсем всё плохо у них да? Я про этих стариков только хорошее помню. Не  раз в голодные зимы они подкармливали лесной народ, спасали от голодной смерти. Помогу, конечно! Я им мяса принесу, целого барана. Нет, полбарана. Нет, одну ногу. Ладно, там видно будет. Жди. Чем смогу…
И умчался.
 Колобок с облегчением вздохнул, привалившись к стволу растущей у тропинки берёзы:
- Кажется, и на этот раз пронесло!
И  дальше побежал, надеясь, что все опасные встречи позади. Но тут из кустов появился Кабан. Принюхался, хрюкнул радостно, увидев перед собой колобка:
- Вроде что-то съедобное попалось? Я хоть и работаю на французов, трюфели им ищу, но и от тебя, Колобок, тоже не откажусь. Сейчас я тебя съем!
Колобок решил польстить грозному секачу:
  - Не ешь меня, Хрюша. Я ведь знаю: ты с виду такой грозный, а внутри – добрый, справедливый. Об этом все звери в нашем лесу говорят. Отпусти, пожалуйста, мне надо людей от голодной смерти спасти. Я тут от Зайца ушёл, от Ёжика с Волком … Они обещали мне помочь. Может, и ты что-то сможешь сделать для бабы с дедом? Голодают они!
Кабану очень польстила похвала Колобка, и он решил подтвердить лестное мнение о себе:
  - Поня – я – я - тно. …Значит, так, решено! Я тоже участвую в спасении человеков. С меня – грибы. Кстати, самые дорогие в мире, их только миллионеры едят.
И ушел, принюхиваясь, отыскивая свои особые грибы.
 Колобок помчался дальше. Бежал, пока ему, чуть ли не на голову, спрыгнула Белка:
- Ах, чудо-то, какое! Колобочек.…Заблудился, наверное, в нашем лесу. Засушу-ка я его, в сухарик превращу, зимой холодной скушаю.
И хотела изловить Колобка.
- Белка, Белочка. Да погоди ты бегать за мной! Ну, всё, всё, успокойся уже. Я от Зайца ушёл, от Ежа ушёл,  от Волка ушёл, от Кабана дикого ушёл. И от тебя уйду! Да не просто так я от всех ухожу, мне бабушку с дедушкой спасать надо, голодают они.
Белка резко остановилась
-  Тех, которые меня в прошлую зиму подкармливали? Ну, так и я поделюсь с ними своими припасами, орешками там, грибочками…
Прыгнула на соседнее дерево и скрылась в зелени кроны.
В это время на опушку выходит волк, достаёт мобильник, набирает номер.
– Алло, Михайло Потапыч? Добрый день, Волк беспокоит. Слушай, у тебя мёд ещё остался?
Слышно, как на другом конце трубки отвечает медведь:
- Есть немного, с прошлого года остался, а что? Может, вечерком забредёшь, чайку попьём, кое-какие дела разрулим… Браконьеры повадились, жить спокойно лесному народу не дают.
- Нет, я не на рюмку чая напрашиваюсь. Как-нибудь потом. А сейчас: помнишь, дед с бабкой на опушке живут? Совсем плохо этим человекам! Голодают.… Поможем добрым людям?
- Конечно.  Помню, дед года два назад меня из капкана вызволил, бабка лапу лечила. Теперь мне спасать добрых людей надо. За добро добром  платить время пришло.
Волк молча выслушал медведя и забил стрелку:
  - В общем так, в полдень все встречаемся возле той опушки, где столетний дуб растёт. – Торопливо уходит в чащу.
На тропинке вновь появился Колобок. Увидал он, что закатился в какое-то болото. Выпрыгнула ему навстречу Лягушка.
- Ква – а - а! Кто это тут катится – торопится? Никак Колобок? Слышала, слышала уже о твоих проблемах. Стопроцентно согласна, спасать твоих старичков надо. Что, мы не люди, что ли? С меня – рыбка свеженькая, икорка красненькая.
С этими словами Лягушка прыгнула в своё болото.
Колобок, выслушав Лягушку, вернулся на тропинку, чтоб снова идти помощников искать. И тут нос к носу столкнулся с Медведем:
- Это ты, что ли, деда с бабой спасаешь? Молодец! Маленький, да удаленький. Ладно, беги дальше, а я – за мёдом, где-то бочонок липового завалялся.
Колобок бежит дальше, торопится.
Вдруг ему   навстречу вышла Лиса. Заступила дорогу, не даёт дальше идти.
Колобочек,  дружочек, я так тебя ждала!
Колобок попытался обойти её:
  - Ой, Лиса. Я от Зайца ушёл, от Волка ушёл, от…
Лиса приставила к уху лапу:
  - Что-то я совсем плохо слышать стала. Подойди, милый, поближе, повтори, что ты сказал?
Колобок повторить пытается:
  - Я от Зайца, от Ежа, от Волка, от Кабана ушёл, ещё от…
Лиса перебила:
  - Совсем я,  Колобочек,  старая стала, глухая. Да ещё слуховой аппарат дома забыла,  просто ничего не понимаю, что ты там мне шепчешь…Ты лучше ещё ближе подойди и прямо мне на ухо, расскажи, что хотел.
 Колобок, немного подумав, подошёл совсем близко. Его ведь никто не предупредил о коварстве рыжей обманщицы. Лиса тут же схватила его и хотела утащить к себе в нору.
Но тут на поляну выбежали все встреченные Колобком звери, которые помочь старикам решили. Они мрачно  окружили Лису, и заставили отпустить Колобка. Лягушка укоризненно квакнула:
– Ну ты, Алиска, как всегда, в своём репертуаре. Чего ты к Колобку прицепилась? Ненажорная просто, какая – то. А ну, отойди!
Лиса изобразила обиду на хитрой морде:
 - Подумаешь! Я и не хотела его съесть. Просто  слышать плохо стала. А я что, я – ничего…Я тоже с вами.
А про себя подумала:
-  Может и мне что перепадёт, вон сколько всего натащили.
Колобок с удивлением  рассматривает принесённое лесными жителями:
 - Так много… Спасибо, звери добрые! Вот обрадуются дедушка с бабушкой. Пошли быстрее, они там меня потеряли, расстроились наверное. Больше-то не из чего Колобки стряпать.
Все, взяв принесённые харчи, двинулись вверх по тропинке. Но дорогу им преградил медведь:
- Э, нет, постойте! Вы что, думаете, если мы все сейчас появимся перед старыми людьми, они рады будут? Да у них инфаркт или инсульт от испуга случится. Предупредить их сначала надо. Колобок, быстренько побежал – покатился  домой, подготовил бабу с дедом, всё о нас рассказал: что мы, мол, с добром идём к ним, не со злом. Давай, мигом. Одна нога здесь, другая – там. Гм… где это я ноги увидел? В общем, катись бегом.
А в это время дед с  бабой, сидели, пригорюнившись на завалинке,    и,  из большой кружки воду пили. Тут вбегает Колобок. Бабка, толкает деда локтем в бок:
- Дед, слышь, дед, наш Колобок вернулся!
Дед  шарит рукой по завалинке, ищет очки, не замечая, что они у него на лбу находятся:
 - Что-то я плохо вижу. Куда опять мои очки подевались? Куда они всё время пропадают?! Будто барабашка в доме завёлся;
 Бабка молча стягивает со лба деда очки, показывает,
- Господи, надоел уже со своими очками, маразматик старый!
Дед цепляет злополучные очки:
-  Ну-ка, ну-ка, где он, покажи...
Колобок подходит к старикам:
  - Вы только это…не сильно пугайтесь. Я не один пришёл, а с друзьями.
Тут из леса выходит группа лесных жителей, с подарками.
-  А вот и они! Не бойтесь только, они помочь вам хотят, они хорошие.
 Но бабка и дед спрятавшись за спину Колобка, испуганно выглядывают. Заворожено  смотрят, как звери складывают возле их ворот принесённые дары.
Дед пришёл в себя первым:
- Ой, люди добрые… то есть я хотел сказать, звери добрые, большое вам спасибо!
Бабка, выглядывает из-за спины деда:
 - Это всё нам? – Старая не выдерживает потрясения и падает в обморок. Все суетятся возле неё, приводя в сознание.
Лиса решила воспользоваться подходящим моментом:
- Так, все заняты, никто ничего не увидит. Что бы себе тут взять? Всего много, никто и не заметит пропажу. Вот, нашла, рыбка…
 Но не тут-то было. Лягушка и кабан увидели, как лиса пытается стащить рыбу, отобрали и, громко улюлюкая прогнали. При этом кабан грозно хрюкнул ей вслед, пообещав в следующий раз ноги-руки переломать.
Бабка пришла в себя, нюхнув нашатыря, что поспешно принёс дед. Вскочила и заторопилась:
- Гости дорогие, заходите в дом. Я вам сейчас чайку приготовлю, с медком…
Но Медведь вежливо отказался:
 - Нет, нет. Спасибо, но у нас нет времени. Кто знает, что в лесу без нас случиться может. За всем глаз да глаз нужен.
Заяц с сожалением поддержал начальника:
- Вы тут распоряжайтесь всем. А мы посоветовались и решили взять вас под свою защиту. Теперь каждый месяц кого-нибудь в гости ждите. Ну, всё, будьте здоровы.
Все звери попрощались. И, удовлетворённые сделанным добрым делом,  ушли.
Колобок долго махал вслед друзьям. Потом обнял радостных стариков:
  - Вот что значит настоящая дружба! Я теперь от вас ни на шаг, и за сына буду и за внука.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...