Когда приходит
год молодой, а старый уходит прочь, на экраны отечественного ТВ
возвращается фильм, без которого советский Новый год не наступал почти
никогда. Фильм, растасканный на цитаты. Фильм, обласканный критикой и ею же
оплеванный. Фильм, в чьего создателя не швырнул камень только самый ленивый
кинокритик. Фильм о том, как четверо друзей каждый год, 31 декабря… И дальше
можно уже не рассказывать.
Сначала меня
очень обижали замечания нового поколения. Не сумевшие создать ничего, равного
«Иронии» даже в малой степени, диванные эксперты хотят возвыситься хотя бы над
руинами уничтоженного произведения. И поливают из ведра всех, начиная от Нади и
Лукашина, и заканчивая абсолютно эпизодическими фигурами, такими, как
несчастный пассажир в аэропорту, вынужденный встречать Новый год в кресле из-за
нелетной погоды в Красноярске, исполненный великолепным Готлибом Ронинсоном.
Лукашин,
поданный Рязановым как мягкий, легко поддающийся постороннему влиянию человек,
ставший жертвой недоразумения и пьяных друзей, новым поколением размазан по
плинтусу тонким слоем.
Алкоголик!
Маменькин сынок!
Разрушил жизнь ни в чем не
повинного Ипполита!
Совратил истеричку Надю!
Украл два года жизни доверившейся
ему Гали!
Таков ли должен быть главный герой лирической новогодней комедии? Фу!
Смотреть противно!
И это еще не
самое глупое и мерзкое, что думает о Лукашине нынешнее поколение. Смею
спросить: а каков должен быть главный герой комедии? Он по определению жанра
должен быть смешным! А значит, это не Отелло, не Ромео и не Александр
Македонский. Хотя и об них точат зубки.
Пьяный Лукашин
несимпатичен? Ну, допустим.
Но
по-человечески понять его легко: он, врач-хирург, накануне отдежурил в своей
больнице сутки (он говорит об этом в бане), поел ли он за эти сутки хотя бы раз
– история умалчивает, а каково дежурить врачам его профиля в столичной больнице
зимой – отдельная песня. Поскользнувшихся, ушибленных, растянувших связки, вывихнувших
сустав, сломавших там себе чего-то – в декабре в любом травмпункте навалом!
Лукашин не отличается богатырским сложением. Но он отдежурил сутки. А дома –
переезд, куча неразобранных коробок, старуха-мать, озабоченная приготовлением
новогоднего стола, ненаряженная елка и капризная невеста с ее хотелками. То
бишь, поспать после суток хирургу и дома не пофартило. Кое-как разрулив
ситуацию с невестой, он узнает, что приходил друг детства, что ждут его в бане
– традиция! Послать всех и дать себе несколько часов нормального сна мягкий Лукашин
постеснялся. Да и мама советует:
- Ничего не
будет страшного, если ты встретишь Новый год чистым.
Он идет в баню.
А там друганы с пузырем.
А когда его, проведшего на ногах почти полтора суток,
полуголодного и разморенного «легким паром» сваливает первый же глоток водки –
вся страна в едином порыве негодования провозглашает его алкоголиком!
Нормально?
Пьяные друганы
запихивают его в самолет в невменяемом состоянии и с чистой совестью
расползаются по своим берлогам, отсыпаться и встречать праздник. А ничего не
соображающий и не помнящий Лукашин, ненадолго придя в себя в аэропорту, называет
таксисту свой домашний адрес, на автопилоте открывает дверь и сваливается
наконец-то спать. За полтора часа до Нового года.
Да, он в этот
момент малосимпатичен, но на его месте любой другой был бы еще менее приятен –
этот хотя бы драться не лез ни к кому, его не вырвало в самолете, он не попал
ни в ментовку, ни в такой же травмпункт, только ленинградский.
То есть, будь
режиссером не Рязанов, а кто-то другой, этот фильм вряд ли был снят как
комедия, это скорей драма! О трудных буднях рядового доктора (он же не
пластический хирург, силикон в губища рублевским телкам не вкачивает). Об
эгоистке-невесте, которой не только малопонятные Катаняны по боку, не только
будущая свекровь откровенно не уперлась, но и самочувствие собственного
жениха ее мало колышет. О друзьях детства, которым бухнуть 31-го куда важнее,
чем запомнить, кого надо грузить в ленинградский самолет, я вообще молчу.
Но есть среди
критиков совершенно уникальные особи, готовые увидеть в «Иронии судьбы» не
много не мало – хоррор. Мистический триллер. Фильм ужасов с элементами
сатанизма! Сама бы не поверила, но есть такой себе Саша Щипин, наваявший свое
собственное видение фильма.
Не имея
возможности выбрать наиболее яркие цитаты, я приведу его рецензию полностью:
«Мало кто обращает внимание на сцену в фильме «Ирония судьбы», где
Женя корчит рожи перед зеркалом. Между тем, именно ее можно считать ключевой
для всего фильма: в этот момент главный герой, совсем недавно заявив: «К чёрту
монастырь!», — меняется местами не просто со своим отражением, а с бесом, чья
фамилия Лукашин прозрачно намекает на Лукавого. Именно этот бес, побывав а
бане, где всегда обитает нечистая сила, и прихватив с собой веник, который
может выступать и как вместилище злых духов, и как транспортное средство,
отправляется в Ленинград, подменив собой еще и Павлика. Это не последняя
подмена в фильме — вскоре придёт время занять место Ипполита и принять его имя,
— однако именно она выглядит особенно символичной: отправиться в бывший город
Святого Петра вместо Павла. Впрочем, нельзя быть до конца уверенным, что речь
идет именно о Ленинграде: возможно, это лишь изнанка настоящего города,
населённая шумными пьяными бесами. И если в Москве рядом с домом стоит Храм
Архангела Михаила, то в теневом городе свято место осталось пустым. Адрес обоих
домов расшифровывается просто: это не 3-я улица Строителей, а скорее улица
строителей Третьего Храма, возвести который должен, как известно, Антихрист.
Как писал епископ Ипполит (sic!) Римский, «воскресил Спаситель святую плоть
Свою как храм; восстановит также и он [Антихрист] каменный храм в Иерусалиме».
Конечно, Святки — время, когда царит нечистая сила, — должны
начаться только через неделю, однако не следует забывать, что Барбара Брыльска
— католичка, поэтому для неё Рождество уже наступило и её бесы уже пришли. В
том, что Лукашин — бес, нет никаких сомнений. Он не просто кажется другим
человеком, наглым, бесцеремонным и развязным, — он становится другим существом
и даже о том, что должен носить очки, вспоминает лишь к середине второй серии.
Лукашин врёт, провоцирует, соблазняет, а его явное отвращение к рыбе, символу
Христа, только довершает картину. У Нади и Ипполита, надо отметить, очень
правильные инстинкты: одна при первой же встрече пытается окропить беса водой,
к сожалению, не святой, другой устраивает себе отряд крещения вместе с
исповедью — но противостоять бесовскому натиску никто из них не в силах. Фигура
Ипполита представляет, конечно, особый интерес. Его древнегреческий тезка в
своё время стал жертвой Посейдона и понесших коней. Оба мотива — воды и
неуправляемых лошадей, предстающих в виде «Жигулей», — есть и в фильме, однако
трагической фигуре этого античного героя следует посвятить отдельное
исследование».
Вот так персонаж
Андрея Мягкова был трансформирован из жертвы обстоятельств через стадию морального урода в дьявольское
отродье.
Уверена,
Рязанов, создавая свой фильм, даже представить себе не мог, как его извратят!
Да, можно не понимать и не любить старое кино, можно предпочитать «Иронии»
американскую ленту «Один дома», можно путать Надю Шевелеву с Барбарой Брыльской
и делать вид, что так и надо, не знать стихов Ахмадуллиной и считать Ипполита
альфа-самцом, можно тащиться от камеди-клабовских шуток и думать, что это
тончайший юмор. Мы уже привыкли ко многому.
Но где-то
все-таки должна быть граница.
Комментариев нет:
Отправить комментарий