суббота, 7 апреля 2018 г.

Наблюдения обывательницы: субботник как он есть.



Все на субботник, товарищи! Все на субботник как в старые добрые времена, когда страна выполняла пятилетку в четыре года, брала повышенные соцобязательства и догоняла-перегоняла Америку. Сейчас, конечно, на социалистическую сознательность особенно не понапираешь. И в прежние-то времена охочих пахать бесплатно было немного, но тогда можно было нагнуть партийцев, те никуда бы не делись. Раз ты есть сознательный коммунист, то и подавай пример, вкалывай как Павка Корчагин на узкоколейке: не за страх, а за совесть.

За коммунистами весело, с песнями и лозунгами, топали комсомольцы: после необременительного часового сгребания обрезанных сучков в кузовы тракторов, после побелки бордюрчиков возле памятников Ильичу и Неизвестному солдату всегда планировались пикничок и шашлычок.  Тут же паслась и пионерия! Детишкам ведерки с известью подтаскивать и на вениках сражаться только в радость было, такая встреча весны считалась круче Масленицы.
Сути происходящего детвора не разумела и тем радостнее было ее детство.
Оставались беспартийные, вшивая интеллигенция и диссиденты, задававшие неудобные вопросы. Этих «песочили» в стенгазетах за несознательное поведение, могли лишением премии припугнуть. Так что худо-бедно выползали почти все.
И в целом по стране вырисовывалась неплохая картинка: всего за один день халявного труда на благо любимой Родины в городах и весях становилось намного чище и светлее, и дополнительно оседало в бюджете энное количество денежных знаков, которые в противном случае полагалось бы выплатить «зеленым бригадам». А так же в продажу поступало все изготовленное, выпущенное, сшитое и намолоченное, за что обычно требовалось бы заплатить согласно тарифной ставки или сдельно.
И все довольны: ответственные работники получали поощрения в виде пайков, организаторы – в виде премий (аж 10% от оклада), все прочие – почетные грамоты, хорошее настроение и обещание построить коммунизм в ближайшем будущем.
Ура, товарищи!
Потом времена изменились к худшему. Коммунизм, говоря современным языком, «декоммунизировали», хотя привычка похалявить у руководства осталась. Но делать это стало труднее, коммунисты в дикой природе почти не сохранились, а те, кто еще не сменял свой родной партбилет на самокрутки или депутатские мандаты, гор больше не ворочали, возраст не тот. Пионерия и комсомол упразднены были за ненадобностью. Остались беспартийные, большинство из которых как-то сразу подались в верующие. Тогда ответственным работникам пришла в голову блестящая идея: а пусть теперь субботники будут не ленинскими и не коммунистическими, а пасхальными! 
Не, ну а чё? По срокам все совпадает, дедушка Ленин имел счастье родиться в юном месяце апреле, и Пасха тоже в это же время. Редко 1 Мая, но и это тоже неплохо. А изменить идеологическую подоплеку – это у нас как два пальца об асфальт: «Братья и сестры, потрудимся во славу Божию!» И тут же и послабления: субботник теперь можно проводить не только в субботу, но и в Страстную Пятницу. Можно прямо на рабочем месте. И если все вместе вы выйдете на прилегающую территорию с инструментиком – то мы вас красивенько сфотографируем и опубликуем в Интернете на фоне храма с соответствующими восхвалениями
Верующие, памятуя, что они бывшие беспартийные, тут же поступили как отъявленные безбожники:
- А мы во славу Божию на прилегающей территории, равно как и в других местах, пузыри из-под пивасика не раскидываем, упаковочки от чипсов складируем в урны, а курить нам религия не дозволяет, поэтому и чинариков на нас не числится. А у вас для того, чтобы белить, копать и мести во славу Божию имеются штатные работники, весь год за это зарплату получающие. С них вот и спрашивайте.
А штатные работники метлы и совка, которые зарплату аккуратно получают, тоже огрызаются:
- А вам, - говорят, -  цельный год было говорено, что веники надо новые, что извести нету от слова "совсем", что для вывоза мусора трактор требовается. А вы, - говорят, - цельный год непонятно чем груши околочивали, а теперь хочете все за раз? Шиш, - говорят, - вам с маслом, а не ударный труд.
Но ответственные работники все равно не отказались от привычки получать награды от руководства. А ежели никто срач (извините за мой французский) грести не захочет – не видать простому чиновнику отдыха с любовницей на Шри-Ланке, не говоря уж про Бали. И изобрели чиновники «акцию». Сохранив при этом все коммунистические и религиозные идеалы в одном флаконе, принялись издавать приказы о проведении акции «Чистый город».
Так что, господа и дамы, все равно вы не отвертитесь, и то, что вы не захотели быть братьями и сестрами, и тем более товарищами, ничего не меняет. И все начинается сначала: бери, господин-товарищ-барин, совковую лопату, набирай на нее побольше, кидай подальше, отдыхай – пока летит.
Но даже не этим больше всего смешон бывший коммунистический субботник, он же пасхальная акция «Чистый город». Чего только не выдумывают организаторы этого явления, чтобы выпендриться перед начальством! Однажды, вместо того, чтобы как обычно тупо смести песок с тротуаров в сторону, решили очистить от мусора берег сбросного канала протяженностью аж в пять километров. Сделать это было не так уж сложно, потому что берег и без того был чист: свалок рядом нет, дорога в стороне проходит, люди здесь появляются затем лишь, чтобы отдохнуть от суеты, посидеть в тишине, порыбачить – эти не нагадят. Так что всего-то и нужно было:
1.     Привезти на бережок трактор, груженный мусором.
2.     Поставить рядом с трактором «ударное звено», одетое в одинаковые жилеты.
3.     Вручить каждому в лапку инструмент и
4.     Щелкнуть несколько раз кнопкой цифрового фотоаппарата.
5.     После чего отправить яркие фотографии по электронной почти с пометкой: «Если партия скажет «Надо!» - мы отвечаем: «Есть!».
        И все!
И целую неделю тёти Маши, Вали, Кати с окрестных контор, магазинов и офисов стаскивали в трактор содержимое мусорных корзин. Неоценимую помощь оказал так же алкоголик Коля Кабаняка, обеспечивший две трети груза пустой тарой из-под алкоголя, хранившейся до этого у него в подвале.
Трактор выехал, и тетеньки, желающие сфотографироваться на природе, тоже. Бригаду одели в жилеты, и только-только успели сделать снимок, как вдруг позвонило «высокое начальство». Оно неожиданно решило проверить и самолично убедиться, как работают участники акции. Не халтурят ли?
Организаторы сориентировались моментально! Спасибо, что ветер в тот день был приличный – половину содержимого кузова трактора вывалили на берег и тут же и принялись создавать антураж. К приезду начальства весь берег был благополучно загажен, и электорат не торопясь носил мешки с содержимым обратно в трактор. Начальство полюбовалось видом работающих оранжевых жилетов, сделало пару снимков и благополучно уехало. Следом мгновенно свалили и статисты. А мусор так и остался; вдруг еще одна акция, мало ли… Пригодится.
А больше всего субботники не любят знаете кто?  Бухгалтера с афедронами а-ля письменный стол, экономисты с маникюром длиннее юбки, секретарши с розовыми айфончиками в стразиках, заспанные штатные юристы, кадровики, плановики и кассиры. Заставить контору белить бордюры можно только под страхом проведения внезапной ревизии в этот день (и то не факт). Они до такой степени не терпят физический труд, что согласны даже вовремя сдавать отчеты, лишь бы подальше от веника. 
Ладно, это лирика, я про другое. При любой конторе обязательно есть свой штатный юродивый. Чей-нибудь дальний родственник, которому нужно как-то зарабатывать стаж. Аморфное, бесполое существо, иногда в очках, иногда с шизой, иногда с судимостью. Оно выполняет всю черную работу и не ропщет. Оно копает клумбы, сажает нарциссы, поливает деревья, таская ведра за полкилометра, оно обрезает виноградные лозы, чистит и посыпает солью дорожки в гололед. Оно ежедневно подкармливает собак около сторожки и никогда не ругается из-за недоплаченных копеек с бухгалтерами. Оно круглый год ходит в одних и тех же брюках, которым в обед сто лет – и никто толком не знает как его (или ее?) звать. Но! На фоне им подстриженных кустов и вскопанных клумб фотографируется на субботнике весь офисный планктон вместе с розовыми айфонами. Акция «Мой чистый город», а то!
Я субботники, честно скажу, ненавижу. Большей концентрации лжи, лицемерия, фальши, очковтирательства и подхалимажа нет ни в одном другом явлении нашего общества. Ни в одном. И более дебильных отчетов, чем отчет о субботнике тоже никто не составляет.
Думаете, наваял профорг полупарадную реляцию в стиле «Мы строили, строили и наконец построили! Да здравствуем мы! Ура!» - и на этом всё?
Щас!
Я навсегда запомнила, как мой шеф, (он испытывал физическое отвращение к составлению бумаг), заставлял меня писать отчет.
Надо было указать:
1.      Сколько деревьев (кустов, цветов) было посажено.
2.     Сколько их же обрезано.
3.     Сколько километров бордюра побелено
4.     Сколько тонн мусора вывезено
5.     Сколько метров квадратных забора покрашено
6.     Сколько человек работало
7.     Сколько часов проработал каждый, при этом:
А) Сколько он вскопал
Б) посадил,
В) прополол
Г) сгреб
Д) отнес
Е) покрасил
Ж) побелил.
 8. Сколько всего человеко-часов всего было потрачено на:
А. побелку
Б. прополку.
В. Покраску
Г. уборку
Д. погрузку
Е. разгрузку
9. Сколько в прошлом году было:
А. посажено
Б. вскопано.
И т.д.
10. На сколько больше по сравнению с прошлым годом было вскопано, посажено и т.д.
11. И последнее: составить план работ на будущий год: сколько будет вскопано, посажено, прополото и побелено.
В розовом детстве я была пионеркой, потом состояла в ВЛКСМ, так что коммунистические идеалы мне знакомы. В более позднем возрасте я крестилась. И я люблю свой город и не против работать на его благо.
Но субботники я не-на-ви-жу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...