понедельник, 27 июня 2022 г.

ПРИРОДЫ МОЛЧАЛИВЫЕ СТИХИ (о персональной выставке картин Б.Богомолова)

 

Выставка картин художника-любителя Бориса Богомолова «Природы молчаливые стихи» затронула во мне что-то такое, чему я никак не найду объяснения. Я люблю живопись, хотя в технических тонкостях и не разбираюсь. Я не профессионал, и с удовольствием принимаю почти все направления: мне близка жанровая живопись, люблю рассматривать портреты и пытаться прочесть по ним судьбы и характеры тех, кто запечатлен на них, люблю картины маринистов и ориенталистов, с глубоким уважением отношусь и к батальной живописи… Пожалуй, из всего разнообразия не близки мне только кубизм и авангард, при всем уважении к Босху, и импрессионизм кажется грубоватым. А пейзажи – люблю.

Пейзаж (практически любой) – это отражение души художника, его настроения, его чаяний и надежд. И в этом смысле картины Б.Богомолова абсолютное подтверждение данному тезису. Его картины – это, как он сам выразился, молчаливые стихи. 

А если бы они не молчали? Какие стихи могли бы прозвучать, если бы картины имели свойство говорить? Чьими голосами заговорили бы его пейзажи? Как говорится, дайте угадаю!

 


      Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

   Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

      Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

      Воспоминаньем упоенный...

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

      Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...

   Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

 


Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

А.Пушкин



Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

 

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

С.Есенин

 


Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Ф.Тютчев




Россию делает береза.

Смотрю спокойно и тверезо,

еще не зная отчего,

на лес с лиловинкою утра,

на то, как тоненько и мудро

береза врезана в него.

 

Она бела ничуть не чинно,

и это главная причина

поверить нашему родству.

И я живу не оробело,

а, как береза, черно-бело,

хотя и набело живу.

 

В ней есть прозрачность и безбрежность,

и эта праведная грешность,

и чистота — из грешной тьмы,-

которая всегда основа

всего людского и лесного,

всего, что — жизнь, Россия, мы.

Р.Казакова

 

Пройдя по выставке, ощущаешь спокойствие и умиротворение. В картинах Б.Богомолова нет ничего, что возбуждало бы мысль о борьбе… Но, вспоминая того же Тютчева, хотелось бы увидеть не только спокойные воды, в которых отражаются стройные ножки берез в осеннем золоте – но и воды грозные, в которых отражается грозный Божий лик… Помните?

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Всё зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

Впрочем, это я уже придираюсь. В душе художника чисто и светло – и картины его чисты и светлы. Так и должно, наверное, быть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КО ДНЮ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА

  Вед.1: Сегодня исполняется почти два с половиной века — а если быть точным, то 254 года — со дня учреждения самой почетной и самой глав...