понедельник, 21 февраля 2022 г.

ШАЛОМ! (в рамках Года культурного наследия народов Российской федерации)

 


2022 год объявлен в России годом культурного наследия народов Российской Федерации и поэтому февральское мероприятие мы решили посвятить культурному наследию древнейшего народа на земле – евреев. Почему он древнейший? Да потому, что все другие народы, упоминаемые в Библии вместе с народом Израиля, давно уже перестали существовать. Не каждый даже названия этих народов сейчас вспомнит. Где они все – аморреи, хананеи, халдеи, амаликитяне, вавилоняне и иже с ними? Нет их. А евреи живы спустя более, чем 5000 лет – и ведь неплохо живы!

В России по данным переписи населения 2010 года насчитывается около 150 000 евреев. Но в развитие культуры нашей страны евреи всегда вносили ощутимый вклад, и сегодня мы поговорим о нем. Или о них. Или о ней, о культуре.

Что такое культура? Что она включает в себя? Это культурообразующая религия, язык, письменность, литература, песни и танцы, это национальная кухня, одежда, традиции, праздники – это тысячи мелочей, составляющих быт. И, не зная всего этого, нельзя изучить и понять культуру целого народа, но что-то сказать все же можно. На Крымском полуострове евреи начали селиться  в 1 веке до нашей эры, и основными их занятиями были, конечно, торговля, ремесла, но развивали они и сельское хозяйство. Исповедовали евреи иудаизм, не занимаясь при этом обычным для других исповеданий прозелитизмом: то есть, они не проповедовали свою религию с целью обратить в иудаизм как можно больше народу. Праздновали традиционные для иудеев праздники: Пурим, Ханукку, Рош-ха-Шана, еженедельно отмечали Шаббат.

Не секрет, что в нашей стране довольно долгое время было распространено антисемитское движение. Было принято ненавидеть евреев по факту национальности и обвинять их во всех грехах и бедах человечества. Уже стали мемами такие высказывания:

- Если в кране нет воды, значит, выпили жиды.

- Бей жидов – спасай Россию!

- Они испортили нашу культуру!

Мы так часто слышим про испорченную русскую культуру, что уже возражать лень. Перечислять десятки (если не сотни) выдающихся деятелей русской культуры с еврейскими корнями – это опять доказывать, что дважды два будет четыре. Но я все-таки  назову некоторых, тех, чьи фамилии и без того слишком известны. Поехали.

В литературе: Саша Чёрный – он же Александр Гликберг, Григорий Адамов – он же Григорий Гибс, Вера Инбер – она же Вера Шпенцер, Илья Ильф – он же Иехиель-Лейб Арьевич Файнзильберг, Михаил Светлов – он же Михаил Шейкман, Агния Барто – она же Гетель Лейбовна Волова, Давид Самойлов – он же Кауфман, Юлиан Семенов – он же Ляндрес, Григорий Горин – он же Офштейн. Плюс к ним: Михаил Жванецкий, Борис Акунин, Илья Сельвинский, Эдуард Багрицкий, Александр Галич, Владимир Высоцкий, Юрий Тынянов, Анатолий Алексин, Исаак Бабель, Маргарита Алигер, Иосиф Бродский, братья Вайнеры, братья Стругацкие, Сергей Довлатов, Вениамин Каверин, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Исаак Шварц, Игорь Губерман…

В кино в театре, на эстраде: Фаина Раневская, Эльдар Рязанов, Эраст Гарин, Аркадий Райкин, Леонид Гайдай, Ян Фрид, Зиновий Гердт, Семен Фарада, Аркадий Инин, Владимир Винокур, Майя Плисецкая, Татьяна Пельтцер, Ефим Копелян, Ефим Шифрин, Владимир Зельдин, Михаил Водяной, Элина Быстрицкая, Ираклий Андроников, Владимир Этуш, Леонид Броневой.

В музыке: Давид Ойстрах, Леонид Утёсов, Ян Френкель, Лариса Долина, Олег Газманов, Михаил Шуфутинский, Иосиф Кобзон, Марк Бернес, Давид Тухманов, Эдуард Колмановский, Ефим Александров, Исаак Дунаевский… И это я еще не упоминала современную эстраду, где поют Агутин, Жасмин и кто там еще помельче.

А Ида Рубинштейн в балете? А Исаак Левитан в живописи? А голос Юрия Левитана: «От советского Информбюро!» - такое вообще можно  забыть?

Были, конечно, и те, кто уехал. Из тех, кто уехал, были те, кто вернулся, например Михаил Козаков или Леонид Каневский.

И это ни разу не все!

Особое культурное явление представляет собой еврейский дворик. Чем характерны такие дворики? Там все знают друг о друге все, там невозможно скрыть хоть самую малость от соседей. Застолья, праздники, варенье из кизила, хлеб из печи лопатой доставали, все пили парное молоко, как давно это было, но это было. Слышался крик из окна, как мама звала своего Сёмочку кушать, другая выбегала за своим мужем, а вечерами соседи устраивала застолья, каждая хозяйка выносила свое кулинарное произведение. Здесь были и анекдоты, импровизационные песни с обращением друг к другу, дети пели, дрались, плакали, мамы выясняли отношения, все стихало и опять по новой. И так жили в Одессе, и на Кавказе, и в Бердичеве, и в Крыму.

Как называется сегодня самая главная трагедия еврейского народа? Холокост.

Сколько, по утверждению официальной статистики, погибло людей за годы Великой Отечественной войны? 20 миллионов, верно. Да, неофициальная статистика еще больше.

Сколько из погибших относилось к лицам еврейской национальности? Такой статистики нет. Сколько из них было уничтожено в лагерях смерти? Более 6 миллионов человек. Из этих 6 миллионов почти половина – советские евреи. Конечно, это страшные цифры. Но это история, которую еврейский народ помнит и хранит. Это единственный случай в истории евреев, когда их изгоняли и уничтожали исключительно за принадлежность к определенной национальности или вероисповеданию? Конечно, нет.

Но как бы ни было горько это еврейское счастье – присутствия духа народ не терял никогда.

В современной России уже давно отсутствует такое позорное явление как «пятая графа» Кто помнит, что это такое? Правильно – это графа о национальности. Если гражданин указывал там национальность «еврей», он мог быть абсолютно убежден только в одном: ему очень трудно будет поступить в институт, устроиться на работу, выехать за границу, и даже получение заслуженной награды будет проблематично. Советская национальная политика внедряла неписаное правило: не трогать стариков и не выдвигать молодых, и это при том, что официально утверждалось равенство перед законом всех народностей и национальностей. Да, так было. А евреи все равно жили, умудрялись шутить, воспитывать детей, давать им хорошее образование. И только литература этого советского периода все чаще отражает горечь и боль от незаслуженных оскорблений.



И в чужом жилище руки грея,
Я себе позволила спросить:
"Кто же мы такие?" – Мы евреи!
Как я смела это позабыть!

Я сама не знаю, как я смела,
Было так безоблачно вокруг.
Я об этом вспомнить не успела,
С детства было как-то недосуг.

Дни стояли сизые, косые,
Непогода улицы мела…
Родилась я осенью в России,
И меня Россия приняла,

Напоила беспокойной кровью,
Водами живого родника,
Обожгла недоброю любовью
Русского шального мужика.

Родину себе не выбирают.
Начиная видеть и дышать,
Родину на свете получают,
Непреложно, как отца и мать!

Родина!.. И радости, и горе
Неразрывно слиты были с ней.
Родина!.. В любом бою и споре
Ты была помощницей моей.

Я люблю раскатистые грозы,
Хрупкий и накатистый мороз,
Яркие живительные слезы
Утренних сверкающих берез…

Лорелея, девушка на Рейне,
Яркий луч, волшебный сон…
Чем мы виноваты, Генрих Гейне?!
Чем не угодил вам Мендельсон?!

Я спрошу у Маркса и Эйнштейна,
Что великой мудростью полны,
Может, им известна эта тайна
Нашей перед вечностью вины?

Милые полотна Левитана,
Яркое цветение берез,
Чарли Чаплин с белого экрана...
Вы ответьте мне на мой вопрос:

Разве всё, чем были мы богаты,
Мы не отдали без лишних слов?!
Чем же мы пред миром виноваты –
Эренбург, Багрицкий и Свердлов?!

Жили мирно, не щадя талантов,
Не жалея лучших сил своих.
Я спрошу врачей и музыкантов,
Тружеников малых и больших,

Их, потомков древних Маккавеев,
Кровных сыновей своих отцов,
Тысячи воюющих евреев,
Храбрых командиров и бойцов.

Отвечайте мне во имя чести
Племени, несчастного в веках,
Юноши, пропавшие без вести,
Юноши, погибшие в боях!

Вековечный запах униженья,
Причитанья матерей и жен,
В смертных лагерях уничтоженья
Наш народ расстрелян и сожжен...

Танками раздавленные дети,
Этикеткa – "юда", кличка – "жид"...
Нас уже почти что нет на свете!!
Нас уже никто не оживит!!!…

Мы евреи! Сколько в этом слове
Горечи и мук прошедших лет!
Я не знаю, есть ли в крови голос,
Но я знаю крови красный цвет.

Этим цветом землю обагрила
Сволочь, заклейменная в веках;
И людская кровь заговорила
В смертный час на разных языках...

(Отрывок из поэмы М.Алигер "Твоя победа")



Здесь можно посмотреть материал о выставке картин Елены Котляр "Мазаль тов!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...