Хочу рассказать
об очень интересной выставке, которую я посетила 19 января. Она вызвала во мне
такое количество эмоций и мыслей, что я долго не могла решить, на чем именно
стоит сосредоточиться, чтобы рассказать о ней. Так толком ничего и не решив, приступаю
к этой статье, которая станет одновременно и фоторепортажем.
Выставка картин
крымской художницы Елены Котляр называется «Мазаль тов» и проходит она в фойе 2
этажа КРУНБ им. И.Франко в Симферополе. Я не являюсь большим знатоком живописи,
да что там большим – я и малым-то знатоком быть не могу, для меня что Серов,
что Перов... А тут…
Я так и не
выяснила для себя, как называется стиль, в котором написаны картины Е.Котляр.
Они чем-то напоминают русский лубок, но это точно не он. Примитивизм?
Концептуализм? Пусть об этом судят специалисты. Как бы ни назывался стиль, он дает
максимум возможностей понять, что же означает быть евреем. Как складываются
судьбы людей этой национальности с многовековой историей. Как личная история
каждого еврея вплетается в общую историю Израиля. Здесь кожей ощущаешь, что значит быть малой
частью великого и прекрасного, даже если ты и не еврей. Ставила ли перед собой
такую глобальную задачу художница – неизвестно, может быть, это были просто
жанровые картинки. Но если ставила, то цели этой она достигла. Истории
отдельных людей в общей истории народа ей определенно удалось рассказать.
Портрет невесты |
Короткая фраза «Мазаль тов» означает пожелание доброй судьбы. Мазаль тов! Счастья вам! Добра вам!
И первая же картина заставляет вздрогнуть. Портрет еврейской невесты открывает выставку. С картины смотрит хрупкая нежная девушка в свадебном платье. Ее черные волосы покрыты облаком белоснежной фаты, ее руки скрещены на груди, возможно в молитве, и их пока еще защищают белые перчатки. В будущем этим рукам предстоит немало потрудиться, эти руки изменятся, сморщится кожа, пальцы станут узловатыми. Оленьи глаза девушки, наверное, уже видели горе и несправедливость, и в будущем им предстоит пролить еще много слез. Но сейчас она – невеста. Сегодня самый счастливый день в ее жизни, ее Бог соединит с любимым человеком. Счастливой судьбы тебе, девушка. Мазаль тов.
Аптекарь |
Дальше – серия мужских портретов. «Аптекарь», «Портной», «Ученый талмудист»… У них у всех очень мудрые глаза. Мудрые и печальные. Это очень небогатые люди. Им приходится много работать, чтобы поддерживать свое существование, чтобы кормить своих детей. У аптекаря на столе зажжена керосиновая лампа – значит, уже давно закатилось солнце, а он все трудится, составляя какие-то порошки или капли, за которыми завтра прибежит мамочка, обеспокоенная здоровьем маленького Сёмы или крошки Розочки.
Луна светит в окно портного, а он все шьет, и швейная машинка выводит ровную строчку, и завтра кто-то с удовольствием наденет обновку, уважительно покачает головой и произнесет слова благодарности или благословения в адрес мастера.
А в руке ученого замерло перо, мысль его отвлеклась от Вечных Истин и блуждает где-то. Возможно, он вспоминает сейчас что-то очень личное и хорошее, его глаза тронула мягкая улыбка. Что он вспоминает? О чем думает? Мазаль тов вам, трудолюбивые мужчины! Будьте счастливы и успешны каждый в своем труде!
Ученый талмудист |
А портной все
шьет. Он дома, рядом с ним его семья, жена держит на руках младшего сынишку, а
старшая девочка играет с куклой. Не знаю, что именно вдохновило художницу на
создание этой картины, но мне вспомнилась песня «Еврейский портной». Меня всегда трогали до глубины души простые
слова этой песни:
Нитка, бархат и иголки –
Вот и все дела.
Да еще Талмуд на полке –
Так бы жизнь шла и шла…
Семья портного |
Наверное, нет на земле людей, которые ценили бы спокойные дни больше, чем евреи. Не торопитесь жить, ведь неизвестно, что принесет вам завтрашний день. Может быть, уже завтра придется в спешке хватать свои вещи и убегать от преследователей, как убегали от гнева фараона их предки в пустыне. И счастливы были те, у кого главным богатством были не деньги, а дети, которые могли идти сами! Может быть, завтра в дом придут погромщики, заберут последнее богатство портного - его швейную машинку, надругаются над его нежной Фейгеле… Убереги Бог от такой судьбы! Поэтому надо жить сегодняшним днем и благодарить Бога за честно заработанный хлеб и никем не потревоженный сон.
Свадьба |
И вот уже выросла маленькая грустноглазая Фейгеле, и вот уже она нашла себе по сердцу избранника и, склонив голову, украшенную белоснежной фатой, стоит под ритуальным свадебным пологом. И для нее поет скрипка, и гости будут танцевать на свадьбе. Счастливые картины! Мазаль тов!
Учительница |
Разговор при луне |
Счастье – это когда твой сын вырос и не стал подлецом, а наоборот, стал уважаемым человеком, мастером своего дела, создал свою семью и не забыл о родителях. Счастье – это, дожив до седых волос с единственным своим избранником, ты можешь, как в юности, смеяться его шуткам и чувствовать себя молодой и полной сил, болтать ногами в прохладной речной воде и ощущать единство и гармонию с целым миром! С луной, льющей свой свет на этих двоих, с Богом, который смотрит на них и улыбается… Мазаль тов вам, прекрасные женщины! Мазаль тов!
Толкователь Торы |
Но была и другая история, которую поведала мне выставка картин крымской художницы. А рассказал ее мне толкователь Торы, которого так же увековечила кисть мастера. Этот ученый человек говорил не о частном. Он поведал мне легенду государства Израиль, рассказав о царе Соломоне. Мудрейший царь, легендарный строитель первого Храма, величайшей святыни израильского народа, создатель бессмертного литературного памятника «Песнь песней Соломоновых». Царь обессмертил себя этими произведениями и на картине мы можем увидеть, что он сам как будто слился с очертаниями Храма, он словно сам стал частью этого Храма.
Царь Соломон |
Из истории мы знаем, что этот Храм был уничтожен вавилонянами, были разрушены стены, была разворована храмовая сокровищница, но величайшая святыня – Ковчег Завета – в руки завоевателей не попал. Он бесследно исчез. И хотя разрушение Храма произошло уже после окончания земной жизни царя, но, когда всматриваешься в его портрет, то создается стойкое ощущение, что Великий Мудрец знает, где спрятана главная святыня.
В ожидании Рая |
Израильский народ уверен, что придет время, и вновь будет восстановлен легендарный Храм, как уже было в истории. Он будет возведен на том же месте, где стоял и первый храм Соломона. И когда будет он построен, наступит для евреев райское время. Картина «В ожидании рая» написана художницей несколько в иной манере, здесь слились ожидания и реальность, надежды и пророчества лучшего будущего. Будущего, в котором услышит Бог молитвы праведников, возносимые к небесам, и ответит на них, послав своему народу благословения в избытке. И будет в достатке хлеба и рыбы, и жертва в виде упитанного тельца будет принята благосклонно, и счастье наступит для всех одно! Мазаль тов!
В предчувствии беды |
Не знаю, может быть, что я поняла все совсем не так. Может быть, совсем иной смысл был вложен художницей в ее картины. Но среди всех этих картин, которые словно иллюстрации волшебной сказки окружали меня, я вдруг увидела еще одну, которая очень сильно выбивалась из общего ряда, и все-таки не оставляла сомнений, что она принадлежит той же кисти, что и все остальные. На картине изображены дедушка и бабушка художницы. И в их глазах уже нет улыбки, пусть даже и грустной. Картина называется «В предчувствии беды» (надеюсь, что я правильно запомнила название, потому что может быть, оно звучит как «В предчувствии войны»). Большей беды, чем война, придумать трудно, а что вынес еврейский народ за время последней мировой войны – страшно и повторять.
У всех персонажей,
подлинные ли они или вымышленные, есть общая особенность. Это глаза. Глаза,
которые не спутать ни с какими другими. И когда я уходила с выставки, меня
провожала вот эта песня…
Комментариев нет:
Отправить комментарий