2021 год, уже приближающийся к своему завершению, был объявлен Годом Науки и Технологий. Российская, а лучше сказать – русская наука знает немало имен, вызывающих уважение и даже преклонение у мирового сообщества. Попроси любого из вас сразу, не задумываясь, назвать пять-шесть имен русских ученых, изобретателей, первооткрывателей – и назовут добрый десяток гениев от науки. В списках будут Лобачевский и Кулибин, Менделеев и Попов, Софья Ковалевская и Николай Пирогов, Мечников и Вернадский, Амосов и Боткин, Королев и Циолковский, Курчатов и Нартов, Ползунов и Мичурин, будет Яблочков, будут Тимирязев и Бекетов… И это будет лишь тысячная часть от общего количества ученых: математиков, физиков, ботаников, биологов, зоологов, химиков, биохимиков, географов, историков, медиков, механиков, инженеров, изобретателей, положивших свои жизни и судьбы за развитие русской научной мысли.
Но все же одно имя среди них будет возвышено как здание МГУ над остальными российскими институтами. Это имя – Михаил Васильевич Ломоносов. По меткому выражению Николая Васильевича Гоголя, Ломоносов стоит впереди всех наших поэтов как вступление впереди книги. И думается мне, не только поэтов.
Михаил Васильевич Ломоносов – один из немногих деятелей мировой науки и истории, который был талантлив не в одной, а сразу в нескольких сферах. Причем не только науки, но и культуры. Он занимался химией, физикой, астрономией, оптикой, геологией, минералогией, кристаллографией, метеорологией, географией, техникой, экономикой, писал прекрасные, хоть и кажущиеся нам сегодня слишком «тяжеловесными» стихи, знал кроме латыни еще 18 иностранных языков, а в свободное от всех этих дел время складывал мозаичные картины. Он внес небывалый вклад в развитие самых разных наук и искусств, и по праву заслуживает сравнения с величайшим гением эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Личность Михаила Васильевича Ломоносова - яркий пример «человека универсального», успешного сразу в нескольких сферах деятельности.
Михаилу
Ломоносову посвящено немало книг, в которых подробнейшим образом описываются
его детские и юношеские годы, его работа по созданию знаменитой мозаики «Полтавская
баталия», а так же его труды по созданию первого в истории России
Государственного университета, давшего начало развитию русской науки. Николай
Равич в «Повести о великом поморе» рассказывает нам о том, каких усилий стоила
Ломоносову его борьба за развитие русской науки с возглавлявшими академию
иностранцами, которые препятствовали просвещению и преграждали доступ к науке
русским. И сегодня мы поговорим с вами немного об этой книге.
В начале повествования дана широкая картина жизни России и тех важнейших событий, которые происходили в период от царствования Елизаветы Петровны до Екатерины Великой.
Итак, мы видим
Михаила Ломоносова в «Повести о великом поморе» не юношей, и даже не студентом,
а уже взрослым ученым мужем, пользующимся влиянием и уважением. Его имя уже
известно в Академии Десьянс, с ним принято считаться – и даже побаиваться его
крутого нрава. Смело доносит академик сведения о положении дел в Академии
Десьянс до императрицы – и это только первые его шаги к созданию Московского
государственного университета.
Мы встречаемся с Ломоносовым в тот период его жизни, когда он уже активно использует все свое влияние и все свои связи, чтобы добиться царского разрешения основать первый в России университет. Но почему, возникает вопрос, таковое разрешение ему не дают? Кто или что препятствует ему? Почему для свершения дела государственного значения не последнему человеку в Академии приходится обивать пороги чиновников и высокопоставленных дворян, терять в их коридорах многие часы в ожидании приема? На это есть весьма уважительная по тем временам причина. Ломоносов предлагает открыть в университете всего три факультета: медицинский, юридический и философский. Богословие изучать в университете не предполагается. Фактически, Ломоносов предлагает революцию в общепринятой европейской системе образования, ведь нет ни одного сколько-нибудь уважаемого университета Европы, где не изучалось бы богословие. Одно это уже было воспринято Священным Синодом как вызов.
Принимая во
внимание этот факт, и то, что в молодые годы Михаил Ломоносов совершил обряд
венчания со своей женой Елизаветой Цильх по протестантскому обряду, возникло
предположение (а впоследствии и утверждение), что он был не в ладах с Русской
Православной Церковью. Вспоминали Ломоносову и его стихи «Гимн бороде», в
которых он гневно высмеивал российских бородачей-церковников. Не последнюю роль
сыграло и его сочинение «О сохранении и размножении российского народа», в
котором он решительно осуждал крещение младенцев в зимнее время холодной водой,
ибо это провоцировало простуды и увеличение детской смертности. Так же
Ломоносов предлагал ввести ограничения на принятие монашеского пострига для
молодых парней и девушек, ибо это способствовало бы увеличению рождаемости в
стране.
И все-таки
Священный Синод был весьма недоволен литературными работами Ломоносова и долгое
время требовал наказания ученого, в 18 веке это могло привести его к очень
неприятным последствиям, вплоть до смертной казни. Но Ломоносова спасло заступничество
очень влиятельных особ, приближенных к императрице. Впрочем, Ломоносов никогда
не восставал на самую суть Православия, он всегда оставался верующим человеком,
регулярно исповедовался и причащался. Да и могло ли быть иначе, если Ломоносов
обучался в Славяно-греко-латинской Академии с конца января 1731 года до ноября
1736 года, а после того как один из лучших учеников был отправлен в Марбург для
получения дальнейшего образования?
Кроме исключения
из списка факультетов богословского, была и еще одна причина, по которой власть
предержащие особы не желали открывать университет. Причина эта состояла в том,
что Ломоносов предлагал принимать в качестве студентов не только дворянских
детей, но так же и детей разночинцев, и даже крестьянских детей. А чтобы у
таковых была соответствующая подготовка для обучения в университете,
предполагалось открыть при нем гимназию, ибо университет без гимназии «как
пашня без семян», по меткому выражению самого Ломоносова.
Но все-таки указ об открытии Московского университета был подписан! 25 января мы с вами будем отмечать Татьянин день – день студента. Почему именно 25 января празднуется нами день студента? Да потому что именно в Татьянин день, 25 января российская императрица Елизавета Петровна подписала указ об открытии этого университета. Незадолго до своей смерти Ломоносов писал: «Моё единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы».
Конечно, «Повесть о великом поморе» не ограничивается лишь рассказом о трудах Ломоносова по открытию университета. Рассказывает книга и о его работе, о его лабораторных опытах, в частности – с электричеством.
Интересно
повествование Николая Равича еще вот чем. С некоторых пор в кругах россиян,
причисляющих себя к интеллигенции, идут споры и диспуты на тему «Откуда есть
пошла русская земля?» Школьный курс истории привычно говорит нам о варяжских
князьях Рюрике, Синеусе и Труворе. Помните?
- Земля наша
велика и обильна, а порядку в ней нет. Придите княжить и владеть нами.
Так учили нас в школе, говоря, что именно от
Рюрика и ведется государственность Русской земли. Но Ломоносов решительно
возражал против такой точки зрения, изложенной немцем Миллером. Миллер
утверждал, что до пришествия варяжских князей не было истории у руссов, что
были они разрознены, темны, дики… В труде своем Михаил Васильевич писал так:
- Варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в
Новгород,
были колена славенского, говорили языком славенским,
происходили из древних россов и были отнюдь не из
Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах
Варяжского
моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в
Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря
нигде
не слыхано… В наших летописцах упоминается, что
Рурик с
Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из
Пруссии…
Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское
море от
восточно-южной стороны река, которая вверху, около
города
Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса.
Здесь явствует, что варяги-русь жили в
восточно-южном берегу
Варяжского моря, при реке Русе… И само название
пруссы или
поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или
подле руссов.
Ломоносов утверждал, что история государства Российского гораздо более древняя, чем описано у Миллера, что не с правления Рюрика и его братьев началась русская земля, а и до того русы не цеплялись хвостами за ветки деревьев и не охотились с палками друг на друга. Тот же Миллер пишет, что Рюрик сел княжить в Новгороде, брат его Синеус – в городе Белоозере, а Трувор – в Изборске. Так значит у руссов уже были построены города! И в том же Новгороде до Рюрика уже был князь, по имени Гостомысл – значит, была и государственность, управление, были законы, все, что должно быть у сформировавшейся цивилизации.
Труды Ломоносова
близко к сердцу принял один из наших знаменитых современников – Михаил
Задорнов. Конечно, мы знаем его в первую очередь как писателя-сатирика, и
многие его теории относительно происхождения русских слов решительно
отвергаются научным сообществом. В фильме «Рюрик. Потерянная быль», М.Задорнов
поддерживает патриота Ломоносова, и фактически продолжает его дело по
просвещению русских людей относительно их собственной истории.
Ознакомившись с
«Повестью о великом поморе», читатель поймет, сколь необыкновенна и велика
фигура Михаила Васильевича Ломоносова. Он один мог бы ознаменовать собою целую
эпоху в жизни России. В науке это личность такого же масштаба, как и Петр
Великий в политике, как Леонардо да Винчи в живописи, как Пушкин в русской
литературе. Михаил Ломоносов, кроме всего прочего, писал удивительные стихи,
которые и сегодня еще не потеряли своей актуальности. И это были не только оды,
посвященные высокопоставленным особам. Это были очень остроумные стихи! В
стихотворной форме переписывался он с такими стихотворцами как Сумароков и
Тредиаковский, умело и остроумно парируя их выпады против себя. Послушайте всего
одно его стихотворение, которое тоже вошло в книгу Н.Равича.
Случились вместе два астроно́ма в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: "Земля, вертясь, круг Солнца
ходит";
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"
Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова"?
Комментариев нет:
Отправить комментарий