среда, 8 декабря 2021 г.

НА БЛАГО И СИЛУ ОТЕЧЕСТВА (к 310-летию М.В.Ломоносова)

 

2021 год, уже приближающийся к своему завершению, был объявлен Годом Науки и Технологий. Российская, а лучше сказать – русская наука знает немало имен, вызывающих уважение и даже преклонение у мирового сообщества. Попроси любого из вас сразу, не задумываясь, назвать пять-шесть имен русских ученых, изобретателей, первооткрывателей – и назовут добрый десяток гениев от науки. В списках будут Лобачевский и Кулибин, Менделеев и Попов, Софья Ковалевская и Николай Пирогов, Мечников и Вернадский, Амосов и Боткин, Королев и Циолковский, Курчатов и Нартов, Ползунов и Мичурин, будет Яблочков, будут Тимирязев и Бекетов… И это будет лишь тысячная часть от общего количества ученых: математиков, физиков, ботаников, биологов, зоологов, химиков, биохимиков, географов, историков, медиков, механиков, инженеров, изобретателей, положивших свои жизни и судьбы за развитие русской научной мысли.

Но все же одно имя среди них будет возвышено как здание МГУ над остальными российскими институтами. Это имя – Михаил Васильевич Ломоносов. По меткому выражению Николая Васильевича Гоголя, Ломоносов стоит впереди всех наших поэтов как вступление впереди книги. И думается мне, не только поэтов.

Михаил Васильевич Ломоносов – один из немногих деятелей мировой науки и истории, который был талантлив не в одной, а сразу в нескольких сферах. Причем не только науки, но и культуры. Он занимался химией, физикой, астрономией, оптикой, геологией, минералогией, кристаллографией, метеорологией, географией, техникой, экономикой, писал прекрасные, хоть и кажущиеся нам сегодня слишком «тяжеловесными» стихи,  знал кроме латыни еще 18 иностранных языков, а в свободное от всех этих дел время складывал мозаичные картины. Он внес небывалый вклад в развитие самых разных наук и искусств, и по праву заслуживает сравнения с величайшим гением эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Личность Михаила Васильевича Ломоносова - яркий пример «человека универсального», успешного сразу в нескольких сферах деятельности.

Михаилу Ломоносову посвящено немало книг, в которых подробнейшим образом описываются его детские и юношеские годы, его работа по созданию знаменитой мозаики «Полтавская баталия», а так же его труды по созданию первого в истории России Государственного университета, давшего начало развитию русской науки. Николай Равич в «Повести о великом поморе» рассказывает нам о том, каких усилий стоила Ломоносову его борьба за развитие русской науки с возглавлявшими академию иностранцами, которые препятствовали просвещению и преграждали доступ к науке русским. И сегодня мы поговорим с вами немного об этой книге.

В начале повествования дана широкая картина жизни России и тех важнейших событий, которые происходили в период от царствования Елизаветы Петровны до Екатерины Великой.

Итак, мы видим Михаила Ломоносова в «Повести о великом поморе» не юношей, и даже не студентом, а уже взрослым ученым мужем, пользующимся влиянием и уважением. Его имя уже известно в Академии Десьянс, с ним принято считаться – и даже побаиваться его крутого нрава. Смело доносит академик сведения о положении дел в Академии Десьянс до императрицы – и это только первые его шаги к созданию Московского государственного университета.

 


 Мы встречаемся с Ломоносовым в тот период его жизни, когда он уже активно использует все свое влияние и все свои связи, чтобы добиться царского разрешения основать первый в России университет. Но почему, возникает вопрос, таковое разрешение ему не дают? Кто или что препятствует ему? Почему для свершения  дела  государственного значения не последнему человеку в Академии приходится обивать пороги чиновников и высокопоставленных дворян, терять в их коридорах многие часы в ожидании приема? На это есть весьма уважительная по тем временам причина. Ломоносов предлагает открыть в университете всего три факультета: медицинский, юридический и философский. Богословие изучать в университете не предполагается. Фактически, Ломоносов предлагает революцию в общепринятой европейской системе образования, ведь нет ни одного сколько-нибудь уважаемого университета Европы, где не изучалось бы богословие. Одно это уже было воспринято Священным Синодом как вызов.

Принимая во внимание этот факт, и то, что в молодые годы Михаил Ломоносов совершил обряд венчания со своей женой Елизаветой Цильх по протестантскому обряду, возникло предположение (а впоследствии и утверждение), что он был не в ладах с Русской Православной Церковью. Вспоминали Ломоносову и его стихи «Гимн бороде», в которых он гневно высмеивал российских бородачей-церковников. Не последнюю роль сыграло и его сочинение «О сохранении и размножении российского народа», в котором он решительно осуждал крещение младенцев в зимнее время холодной водой, ибо это провоцировало простуды и увеличение детской смертности. Так же Ломоносов предлагал ввести ограничения на принятие монашеского пострига для молодых парней и девушек, ибо это способствовало бы увеличению рождаемости в стране.

И все-таки Священный Синод был весьма недоволен литературными работами Ломоносова и долгое время требовал наказания ученого, в 18 веке это могло привести его к очень неприятным последствиям, вплоть до смертной казни. Но Ломоносова спасло заступничество очень влиятельных особ, приближенных к императрице. Впрочем, Ломоносов никогда не восставал на самую суть Православия, он всегда оставался верующим человеком, регулярно исповедовался и причащался. Да и могло ли быть иначе, если Ломоносов обучался в Славяно-греко-латинской Академии с конца января 1731 года до ноября 1736 года, а после того как один из лучших учеников был отправлен в Марбург для получения дальнейшего образования?

 


Кроме исключения из списка факультетов богословского, была и еще одна причина, по которой власть предержащие особы не желали открывать университет. Причина эта состояла в том, что Ломоносов предлагал принимать в качестве студентов не только дворянских детей, но так же и детей разночинцев, и даже крестьянских детей. А чтобы у таковых была соответствующая подготовка для обучения в университете, предполагалось открыть при нем гимназию, ибо университет без гимназии «как пашня без семян», по меткому выражению самого Ломоносова.

 

Но все-таки указ об открытии Московского университета был подписан! 25 января мы с вами будем отмечать Татьянин день – день студента. Почему именно 25 января празднуется нами день студента? Да потому что именно в Татьянин день, 25 января российская императрица Елизавета Петровна подписала указ об открытии этого университета. Незадолго до своей смерти Ломоносов писал: «Моё единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы».

Конечно, «Повесть о великом поморе» не ограничивается лишь рассказом о трудах Ломоносова по открытию университета. Рассказывает книга и о его работе, о его лабораторных опытах, в частности – с электричеством.

Интересно повествование Николая Равича еще вот чем. С некоторых пор в кругах россиян, причисляющих себя к интеллигенции, идут споры и диспуты на тему «Откуда есть пошла русская земля?» Школьный курс истории привычно говорит нам о варяжских князьях Рюрике, Синеусе и Труворе. Помните?

- Земля наша велика и обильна, а порядку в ней нет. Придите княжить и владеть нами.

Так  учили нас в школе, говоря, что именно от Рюрика и ведется государственность Русской земли. Но Ломоносов решительно возражал против такой точки зрения, изложенной немцем Миллером. Миллер утверждал, что до пришествия варяжских князей не было истории у руссов, что были они разрознены, темны, дики… В труде своем Михаил Васильевич писал так:

- Варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород,

были колена славенского, говорили языком славенским,

происходили из древних россов и были отнюдь не из

Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского

моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в

Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде

не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с

Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии…

Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от

восточно-южной стороны река, которая вверху, около города

Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса.

Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу

Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или

поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

 

Ломоносов утверждал, что история государства Российского гораздо более древняя, чем описано у Миллера, что не с правления Рюрика и его братьев началась русская земля, а и до того русы не цеплялись хвостами за ветки деревьев и не охотились с палками друг на друга. Тот же Миллер пишет, что Рюрик сел княжить в Новгороде, брат его Синеус – в городе Белоозере, а Трувор – в Изборске. Так значит у руссов уже были построены города! И в том же Новгороде до Рюрика уже был князь, по имени Гостомысл – значит, была и государственность, управление, были законы, все, что должно быть у сформировавшейся цивилизации.

Труды Ломоносова близко к сердцу принял один из наших знаменитых современников – Михаил Задорнов. Конечно, мы знаем его в первую очередь как писателя-сатирика, и многие его теории относительно происхождения русских слов решительно отвергаются научным сообществом. В фильме «Рюрик. Потерянная быль», М.Задорнов поддерживает патриота Ломоносова, и фактически продолжает его дело по просвещению русских людей относительно их собственной истории.

 


Ознакомившись с «Повестью о великом поморе», читатель поймет, сколь необыкновенна и велика фигура Михаила Васильевича Ломоносова. Он один мог бы ознаменовать собою целую эпоху в жизни России. В науке это личность такого же масштаба, как и Петр Великий в политике, как Леонардо да Винчи в живописи, как Пушкин в русской литературе. Михаил Ломоносов, кроме всего прочего, писал удивительные стихи, которые и сегодня еще не потеряли своей актуальности. И это были не только оды, посвященные высокопоставленным особам. Это были очень остроумные стихи! В стихотворной форме переписывался он с такими стихотворцами как Сумароков и Тредиаковский, умело и остроумно парируя их выпады против себя. Послушайте всего одно его стихотворение, которое тоже вошло в книгу Н.Равича.

 

Случились вместе два астроно́ма в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: "Земля, вертясь, круг Солнца ходит";

Другой, что Солнце все с собой планеты водит.

Один Коперник был, другой слыл Птоломей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"

Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова"?




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...