суббота, 6 июня 2020 г.

Образ Петра Великого в искусстве (к 350-летию Петра 1)

Его правление для нашей страны нельзя назвать ни золотым веком, ни стабильным, ни уж тем более застойным. Он был одно временно и революционером, и реформатором, полководцем и строителем, его называли Антихристом и Отцом Отечества. Но каким бы ни было наше отношение к нему, никто не осмелится утверждать, что он не был Великим. Личность такого масштаба могла носить этот титул по праву, и сегодня мы называем его именно так: Петр Великий.
И при жизни его, и после смерти его неизменно находились те, кого впечатлял и волновал образ русского царя, разгромившего самую могущественную армию своего времени, основателя города Петербурга. Многие художники и литераторы посвящали ему свои произведения, впечатленные масштабами его деятельности. Каким же видели его в разные периоды русской истории люди искусства? Об этом мы сегодня и поговорим.
Г.Кнеллер. Портрет Петра I
Сохранилось немало живописных произведений, на которых запечатлен Петр Первый. Но насколько же разные эти произведения! Немало сохранилось и литературных произведений, посвященных ему – и как по-разному описывают они нам одного и того же человека!
Вот портрет, созданный в 1698 году немецким художником Готфридом Кнеллером. Художник изобразил молодого 25-летнего Петра в рыцарских доспехах – таким пожелал видеть его английский монарх Вильгельм III, так было принято изображать монархов в конце семнадцатого века. Но литература сохранила нам совсем иного Петра, который посетил Англию.
 «Во время пребывания Петра в Лондоне случилось ему видеть на площади воксала английских бойцов, сражающихся друг с другом лбами; один из бойцов побивал всех. Возвратясь к себе в дом, Петр расспрашивал своих россиян: нет ли охотников из гвардейских гренадеров, при свите находившихся, побиться с лондонским силачом? Вызвался один гренадер – мощный, плотный, бывалый в Москве часто на кулачных боях и на себя надеявшийся. Он просил государя, чтобы приказано было сперва «посмотреть ему такой битвы», что и было позволено.
Гренадер, приметя ухватки их, уверял государя, что он первого и славного бойца сразит разом так, что с русскими впредь биться не пожелает. Его величество, улыбнувшись, говорил ему: «Полно, так ли?» Я намерен держать заклад, не постыди нас». «Изволь, государь, смело держать, надейся, я не только этого удальца, да и всех с ним товарищей вместе одним кулаком размечу. Ведь я, государь, за Сухаревою башнею против кулашной стены хаживал. Я зубы с челюстями и ребра англичанину высажу».
Спустя несколько дней, обедая у герцога Леедса, Петр завел разговор о бойцах, которых он видел, и сказал, что его гренадер первого их витязя победит. Прочие лорды, уверенные в силе и мастерстве своего бойца, против которого стоять никто не мог, осмелились предложить: не угодно ли государю подержать заклад, что англичанин одержит верх? «А сколько?» - спросил Петр. «Пятьсот гиней!» - «Пятьсот гиней? Добро! Но ведайте, господа, что мой боец лбом не бьется, а кулаком обороняется».
К сражению назначен был сад Кармартена, сына герцога Леедса. Его величество, бывшие при нем россияне, Кармартен и прочие лорды прибыли туда. Явились два бойца. Англичанин богатырским своим видом уверял уже почти каждого зрителя, что сей гренадер есть для него малая жертва. Все думали, что гренадер не устоит. Англичанин вызвал соперника своего, но гренадер, поджав руки, стоял прямо, не спуская с ратоборца глаз и ожидал его к себе. Зрители смотрели со вниманием. Англичанин, по обыкновению, нагнув шею, устремил твердый лоб свой против гренадерской груди, шел его сразить, и все лишь только ждали произведенного лбом удара, как вдруг увидели, что гренадер, не допустив его до себя, вмиг кулаком своим треснул англичанина по нагбенной шее в становую жилу столь метко и проворно, что гигант англичанин пал на землю и растянулся недвижим. Зрители закричали «ура!», ударили в ладоши, поклонились государю и заклад заплатили. Его величество, оборотясь к своим, весело сказал: «Русский кулак стоит английского лба. Я чаю, он без шеи». Тотчас сраженному бойцу пущена была кровь. Думали, что он умрет, но он очнулся. Побоище тем кончилось, а слава бойца сим случаем погибла».
Луи Каравак. Петр I в Полтавской битве
Так описывает русского царя Алексей Каретников в книге «Из жизни Петра Великого». И записанный Каретниковым исторический анекдот, и величественный портрет Кнеллера относятся к одному и тому же историческому периоду, но как по разному видели историк и живописец одного и того же человека!
Если взглянуть на картину «Полтавская битва» кисти Луи Каравака, то почти сами собою вспоминаются строки известной поэмы «Полтава»:

Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
--
И се — равнину оглашая
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье...
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

И художник, и поэт видят одну и ту же фигуру: политика, полководца, самодержца, победителя. Чтобы понять, почему в этом случае фигура русского царя вызывает неприкрытый восторг и у художников кисти и слова, и у читателя, у созерцателя, мы должны вспомнить, при каких условиях была одержана победа в Полтавском сражении и что она означала для России и для всей мировой политики того времени.
Во времена правления Петра I перед империей стояло две большие задачи, это получения выхода к Черному и Балтийскому морю. Если относительно получения свободного выхода в Черное море было пока проблематично, поскольку Керченский пролив находился под контролем Турции, а союзников у России в борьбе с ней пока не намечалось, то балтийский вопрос был гораздо ближе к решению. На сторону Петра I в борьбе со Швецией, которая господствовала в Прибалтике примкнули Англия, Саксония, Польша. Поэтому Россия вступает на путь Северной войны, которая длилась 21 год, с целью возврата захваченных земель и получения выхода к Балтике. Следует отметить, что первые годы были тяжелы, поскольку противники имели первоклассную армию и такой же флот, поэтому Дания была быстро выведена из строя, а польско-саксонская и русские армии терпели поражение за поражением.
Полтавская битва стала переломным моментом в Северной войне. Данное сражение является самым крупным. Битва между русскими войсками с императором Петром I и шведами состоялась 27 июня 1709 года недалеко от Полтавы. Поражение шведской армии стало не только переломным моментом в войне, но и привел к неизбежному концу господства Швеции в Европе.
Амикони. Петр и Минерва.
Петр Первый теперь представляется на портретах уже не в рыцарских традициях. Как на картине Амикони, написанной в 1730 году: хотя Петра все еще сопровождает греческая богиня Минерва и амурчики, но сам Петр обретает уже вполне реалистические черты: он одет в ботфорты и китель, к его ногам уже сложены трофеи в виде пушечного ствола и барабанов противника. Петр перестает быть фигурой символической. Петр выводит Россию на главную политическую арену Европы. После победы в Северной войне все европейские державы начинают именовать наше государство Российской империей, а Петр Первый принимает титул императора.
Но и на картинах, и в литературе Петр Великий предстает перед нами не только как полководец, выигравший Полтавское сражение. Самым ярким примером может служить картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» - здесь Петр изображен настоящим деспотом. В его власти казнить или миловать – и сейчас Петр казнит. В лице его мы не видим никакого человеческого чувства, только карающий взгляд, только смерть. И изображен он не как центральная фигура, в центре картины (а фактически – в центре внимания) – высокая фигура стрельца в черном кафтане, который кланяется народу в последний раз. Сейчас он тоже будет казнен, и его совершенно не заботит тот факт, что он стоит спиной к царю.
Так описывает Алексей Толстой казнь стрельцов в своем романе «Петр Первый»:
В.Суриков. Утро стрелецкой казни
«...Десятого октября, приступая к исполнению казни, царь пригласил всех иноземных послов. К ряду казарменных изб в Преображенской слободе прилегает возвышенная площадь. Это место казни: там обычно стоят позорные колья с воткнутыми на них головами казненных. Этот холм окружал гвардейский полк в полном вооружении. Много было московитян, взлезших на крыши и ворота. Иностранцев, находившихся в числе простых зрителей, не подпускали близко к месту казни.
«Там уже были приготовлены плахи. Дул холодный ветер, у всех замерзли ноги, приходилось долго ждать... Наконец его царское величество подъехал в карете вместе с известным Александром и, вылезя, остановился около плах. Между тем толпа осужденных наполнила злополучную площадь. Писарь, становясь в разных местах площади на лавку, которую подставлял ему солдат, читал народу приговор на мятежников. Народ молчал, и палач начал свое дело.
«Несчастные должны были соблюдать порядок, они шли на казнь поочередно... На лицах их не было заметно ни печали, ни ужаса предстоящей смерти. Я не считаю мужеством подобное бесчувствие, оно проистекало у них не от твердости духа, а единственно от того, что, вспоминая о жестоких истязаниях, они уже не дорожили собой, — жизнь им опротивела...
«Одного из них провожала до плахи жена с детьми, — они издавали пронзительные вопли. Он же спокойно отдал жене и детям на память рукавицы и пестрый платок и положил голову на плаху.
«Другой, проходя близко от царя к палачу, сказал громко:
- Посторонись-ка, государь, я здесь лягу...
«Мне рассказывали, что царь в этот день жаловался генералу Гордону на упорство стрельцов, даже под топором не желающих сознавать своей вины. Действительно, русские чрезвычайно упрямы...»
Русская литература Серебряного века так же рисовала нам Петра как палача русского народа. Марина Цветаева оставила нам такие стихи о нем:
***
Вся жизнь твоя — в едином крике:
— На дедов — за сынов!
Нет, Государь Распровеликий,
Распорядитель снов,

Не на своих сынов работал, —
Бесам на торжество! —
Царь-Плотник, не стирая пота
С обличья своего.

Не ты б — всё по сугробам санки
Тащил бы мужичок.
Не гнил бы там на полустанке
Последний твой внучок.

Не ладил бы, лба не подъемля,
Ребячьих кораблёв —
Вся Русь твоя святая в землю
Не шла бы без гробов.

Ты под котел кипящий этот —
Сам подложил углей!
Родоначальник — ты — Советов,
Ревнитель Ассамблей!

Родоначальник — ты — развалин,
Тобой — скиты горят!
Твоею же рукой провален
Твой баснословный град…

Соль высолил, измылил мыльце —
Ты, Государь-кустарь!
Державного однофамильца
Кровь на тебе, бунтарь!

Но нет! Конец твоим затеям!
У брата есть — сестра…
— На Интернацьонал — за терем!
За Софью — на Петра!
Трудно не заметить, сколько гнева вмещает это стихотворение! Это обвинительная речь. Поэтесса приходит даже к такому выводу: «Родоначальник — ты — Советов, Ревнитель Ассамблей!» То есть, если бы не петровские преобразования, если бы не построенный им флот, не одержанная под Полтавой победа, то и революции 1917 года не было бы! Не был бы создан Советский Союз, не было бы всех тех свершений, которыми сейчас так гордятся те, кто успел пожить при Советском Союзе! И если это так, то это лишний повод сказать спасибо царю-реформатору за наше счастливое детство.
Образ Петра Великого в искусстве чудовищно двойственен. Особенно показателен в этом отношении роман Дмитрия Мережковского «Антихрист. Петр и Алексей». В нем читателю царя-реформатора представляют самым настоящим Антихристом, который настолько готов искоренять все исконно русское, от одежды до религии, что не щадит в этом деле даже собственного сына.
Н.Ге. Петр Первый допрашивает своего сына Алексея
Мы смотрим на картину художника Николая Ге «Петр Первый допрашивает своего сына Алексея». Государь смотрит на сына строгим взглядом обвинителя. Алексей, обвиненный в государственной измене, стоит перед ним, потупив в землю глаза. Вспоминается отрывок из авторской инсценировки романа «Петр и Алексей» такой отрывок:
Алексей. Корень хочешь знать? Я -- корень, я один. Казни меня и корень исторгнешь. А пока я жив, тебе покоя не будет. Казни же, да помни: не ты меня казнишь, а сам я за тебя на казнь иду. Только прости и люби, люби всегда. И пусть о том никто не знает. Только ты да я, ты да я... Сделай так. Сделаешь?
   Петр. Что говоришь? Что говоришь? Ума иступить можно...
   Алексей. Греха боишься?
   Петр. Боюсь.
   Алексей. Не бойся. Бог простит.
   Петр. Не простит. Сам говоришь: за кровь твою накажет Бог Россию.
   Алексей. Помилует. Вместе предстанем, вместе утолим.
У Мережковского Петр являет собой одновременно и бездушие государственной машины, ломающей во имя будущего человеческие судьбы, но и страдание Авраама, принесшего в жертву единственного сына. Только в библейской истории жертва была отклонена. Поэтому так страшны рыдания Петра в финале:
Петр: Алеша. Дитятко, чадо мое первородное. Исаак мой возлюбленный!.. Овна не послал, овна не послал, Господи! Не пощадил! Кровь сына, царскую кровь, на плаху я первый излил, и падет сия кровь, от главы на главу, до последних царей, и погибнет весь род наш в крови. Да не будет, да не будет, Господи! Кровь его на мне, на мне одном! Казни меня, Боже, -- помилуй, помилуй, помилуй Россию!
И хотя истинная причина смерти царевича Алексея до сих пор доподлинно не установлена, Мережковский в своем романе возлагает ответственность на эту смерть на императора. Роман «Антихрист. Петр и Алексей» был написан в 1919 году и, конечно же, долгое время не издавался в Советском Союзе.
Каким еще запомнился император всероссийский? Толщу лет пережили знаменитые петровские шутки. Чувство юмора, конечно, у государя было весьма специфическое, но далеко не с каждым шутил он таким образом, в основном, чтобы стать объектом жестокой шутки императора, нужно было крепко провиниться перед ним. В уже упомянутом романе «Петр Первый» Алексей Толстой описывал святки, к которым бояре готовились как к смерти – настолько царские праздники были жестоки. Так он мстил родовитому боярству и за страх, который довелось пережить ему во время стрелецкого бунта, и за саботирование его указов. Но пуще всего не жаловал царь «воровства» - так называл он любое пренебрежение своими обязанностями. Фильм «Как царь Петр арапа женил» очень показателен в этом отношении. Снят этот фильм был по повести А.С.Пушкина «Арап Петра Великого».

Был у российского государя и любимый «парсунных дел мастер» - художник Иван Никитин. Это был предмет его патриотической гордости перед иностранцами. По его собственному выражению: «Дабы знали, что есть и из нашего рода добрые мастера». Иван Никитин писал портреты (или, по-старинному, «парсуны») не только с государя, но и с близких его родственников, родовитых придворных.
И.Никитин. Петр I на смертном ложе.
Кисти Ивана Никитина принадлежит картина «Петр 1 на смертном ложе». К осени 1724 года Петр I был уже серьезно болен. С таким списком недугов сегодня человек обязательно оказался бы на больничной койке. По данным лейб-медика царя Ивана Блюментроста, только к 44 годам царь страдал хроническим бронхитом, колитом, почечной недостаточностью, мочекаменной болезнью, гепатитом и гипертонией.
Императору была предписана жесткая диета и щадящий режим, однако энергичный Петр I на рекомендации врачей в течение нескольких лет практически никакого внимания не обращал. На многочисленных пирах он с охотой употреблял спиртное. Часами стоял по пояс в ледяной воде.
Существует легенда, что в ноябре 1724 года, возвращаясь в Петербург, недалеко от устья Невы у селения Лахта, Петр I увидел сидевшее на мели судно с солдатами и матросами. Вместе с другими людьми он бросился в Неву, пытаясь стащить судно с мели и спасти людей. Борьба за жизнь судна и людей продолжалась всю ночь. Переохлаждение отрицательно сказалось на здоровье царя. На следующий день его стала трясти лихорадка, и Петр слег. Болезнь продолжалась почти три месяца. 28 января (8 февраля по новому стилю) 1725 года Петр Великий - основатель Российского флота - скончался. Памятник царю, пытающемуся спасти двух обессилевших солдат, был сооружен над одним из гранитных спусков к Неве, против восточного крыла Адмиралтейства, рядом с нынешним Дворцовым мостом (после Октября - Республиканским); моста тогда тут не было. Создана эта композиция была скульптором Бернштамом и архитектором фон Гогеном в Париже. Там ее увидел император Николай 2 и приобрел в 1909 году специально для празднования 200-летия победы в Полтавском сражении.
Бернштам. Петр спасает погибающих от наводнения в Лахте.
К сожалению, художественное исполнение памятника вызвало множество нареканий со стороны современников, и после Октябрьской революции 1917 года постановление совета Народных комиссаров памятник был ликвидирован.
Спасал ли царь погибавших людей или нет, доподлинно неизвестно, но тот факт, что смертельную болезнь получил он именно во время ноябрьского наводнения, сомнению не подлежит. Мы могли бы представить себе это страшное время, читая поэму «Медный всадник» А.С.Пушкина:
 
Пушкин и Петр. (рисунок)
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.
--
Ужасный день!
                Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь стервеняясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.
Кириллов. Морским судам быть!
В день своей смерти, 8 февраля 1725 года (по новому стилю), император потребовал принести ему грифельную доску, чтобы написать завещание. «Отдайте все», – два слова, которые успел оставить царь на бумаге. Затем началась агония. Петр I умер на руках Екатерины, которую, возможно, хотел сделать новым правителем страны. Впрочем, это произошло уже без его участия.
Личность императора Петра Великого до сих пор вдохновляет художников, литераторов, сценаристов, режиссеров и других деятелей искусства на создание все новых произведений. Портреты Петра Первого в исполнении художника Сергея Кириллова сильно отличаются от тех, которые были созданы современниками государя. Петр предстает перед нами не как политик или полководец – но как человек труда. Мы не забыли, что Петр владел четырнадцатью ремеслами! Вот он занят любимым делом – кораблестроением. Взгляд такой, что сразу понятно – спуску саботажникам не будет, лучше и не пытаться.
Мухамбеткалиев. У Медного всадника.
В честь Петра Великого возведены памятники в разных городах России и Европы. Самым первым и наиболее известным является «Медный всадник» в Петербурге, созданный скульптором Этьеном Морисом Фальконе. Его изготовление и возведение заняло более 10 лет. С предельной простотой скульптор стремился выразить свою идею "Я ограничусь только статуей героя, которого не рассматриваю ни как полководца, ни как победителя. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны, он простирает свою десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей пьедесталом, - это эмблема побежденных трудностей".
Рассматривая самые известные работы мастеров искусства, я обратила внимание, как авторы стремились выразить своё отношение к личности царя в самых разных формах:
- во-первых, художниками ярко представлен образ идеального правителя, выдающейся личности, способной перевернуть ход истории;
- во-вторых, отражается образ мудрого полководца, смелого воина, победителя, героя Полтавской битвы;
- в-третьих, образ императора, противоположный положительному, так же существует в произведениях русской литературы.
И.Никитин. Петр 1.
Что можно сказать, подводя итог нашей с вами встрече? Россия празднует 350-летие Отца Отечества, императора Всероссийского Петра Великого. Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения самодержца начались в 2019 году и продлятся до 2022 года, сообщает ТАСС. Наследие основателя Петербурга актуально и для современной России, а празднование юбилея императора позволит извлечь из архивов уроки на будущее. И хотя, как мы видим, не все историки и деятели искусства однозначны в оценке его личности, все же личность Петра Великого вызывает неподдельный интерес и продолжает влиять на создание новых произведений искусства, посвященных его эпохе. Его методы часто бывали суровы, а новая «европейская» элита во многом потеряла связь с русским обществом, но при этом было бы несправедливо отрицать, что именно петровская эпоха открыла дорогу к вершинам власти многим талантливым людям, опиравшимся лишь на трудолюбие, ум и отвагу.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...