воскресенье, 20 января 2019 г.

Наблюдения обывательницы: Храм в селе Курганное.


Поездка в село Курганное с программой «Солдаты Христа», в которой литературное объединение рассказывало о православной духовной лирике, не предполагало такого шквала впечатлений, который я оттуда привезла. О самой программе я уже писала очень подробно и потому не буду повторяться. А кому и правда интересно – читайте здесь: https://arinushka48.blogspot.com/2018/01/blog-post_29.html
Сейчас я о другом. О том, что все в этой жизни познается в сравнении. И о том, что грешно жаловаться на свою жизнь, которая, как кажется, могла бы сложиться куда более счастливо, «если бы не».
Сколько я встречала людей, жаловавшихся мне на свою дырявую жизнь? Тысячу? Две? Десять? Да пес его знает, каждый, с кем я так или иначе была знакома, обязательно говорил, что ему не повезло. Один родился не там, другой поступил не в тот институт, третьему родители достались не министры, у четвертого дети – дебилы, у пятого начальник – скотина, шестому мешал лишний вес, у седьмого была гулящая супруга или теща-цербер, восьмого в детстве шлепали тапкой по попе и тем самым нанесли ему моральную травму на всю жизнь… Я больше скажу, я и сама жаловалась на все вышеперечисленное, жалела себя не по-детски и говорила:
- Да если бы у меня был отец…
- Да если бы я в свое время поступила на факультет РГФ…
- Да если бы не развалился Советский Союз…
- Да если бы только я уехала на полчаса раньше…
Ну, допустим, родилась в семье министров Ксения Собчак – ей что, не на что пожаловаться? Запросто! На нищебродов, которые мешают отдыхать, завидуют в соцсетях и не поддерживают на выборах! 
Что-то меня немного не в ту степь, я не о Собчак, вообще-то. Я о Курганном. Это такое село в 7 километрах от Ильинки. Туда автобусы не ходят, там всего полтора десятка домиков, сбившихся в кучку, как испуганные дети-заложники в окружении террористов. Жителей в Курганном – аж 72 человека. Было больше, в хорошие времена за 140 переваливало. Клуб в Курганном – это бывший детский садик, два небольших помещения, в одном подиум и печка, во втором мастерская. Абсолютно все сделано руками Ольги Юрьевны Проворовой и ее команды: Жени Ястреба, Василия Бессонова и Заремы. Здесь все сами: побелить, покрасить, помыть, печь растопить, декорации нарисовать, реквизит изготовить. Вы все еще скулите, что у вас нет кулера? Айфона? Евроремонта? Кулачить вас надо. Зажрались. И все, кто смеет жаловаться на то, что у него чего-то там нет – зажравшаяся скотина. В Курганновском клубе практически ничего нет, но кое-что все-таки есть. И вот это меня потрясло.
1.     Печка. Настоящая, которую топят дровами. Или углем. Не то, что бы я такой не видела никогда, просто я забыла, какое же это живительное тепло! Горячая печка встретила нас первая, захотелось протянуть к ней руки, захотелось прижаться к ней замерзшими ладонями, щекой, всем телом. Сработала какая-то глубинная генетическая память! Печка тронула меня до того, что к горлу ком подкатил. Она была скромная, теплая и приветливая, как… Россия. Ненавижу пафос. Но по-другому не сказать. Я пишу сейчас и слезы сдерживаю с трудом. Я никогда в жизни не забуду, как Оля Сухинская тихонечко сказала мне тогда: «Мне здесь так хорошо, как будто я дома у себя, в селе, в Копанях». Вывод, господа горожане: никакой евроремонт печку вам не заменит, душу не согреет, даже если в квартире будет Ташкент. А впрочем, не соглашайтесь, ваше право.
2.     Волки. Женя Ястреб говорил, что зимой по ночам в село иногда заходят волки или лисы. Наши, степные, которые охраняются законом. Он сам не раз видел волков, правда в отдалении, и стрелять в них не приходилось. От бескормицы, наверное, заходят. А мы, чтобы посмотреть редких животных, в зоопарки ездим. Я, конечно, люблю зоопарки, поскольку в городе в естественной среде обитания встречаются только голуби на площади, разожравшиеся, как депутаты, да коты по подъездам, да изредка собаки. Голубям детки бросают корм, котов подкармливают сердобольные хозяйки, в чьих сердцах материнская любовь еще жива, а дарить ее некому. Собаки сами еду отбирают у котов. В общем, в Курганном есть волки, это знаковый фактор, определяющий  мужество жителей.
3.     Дорога. Боже милостивый, как же меня пугали, когда я говорила, что мы едем в Курганное! «Вы не доедете! Распутица! Зима! Дорога ужасная!» Значит, расставляю все точки над i: дорога есть и по ней вполне можно ездить. Да, не автобан, не трасса «Таврида». Но и не раздолбанная танками колея, в которой КамАЗы тонут. И мы без проблем доехали туда, и точно так же спокойно вернулись домой.  Вот такие дороги, как та, что привела нас в Курганное, являются лакмусовыми бумажками. В школе лакмусовая бумажка показывала, кислая среда или щелочная налита в стакан. А выпадение в осадок обывателя по поводу состояния дороги конкретно у нас показывает, нормальный человек перед тобой, трезво ли мыслящий, или трус и либерота, которой лишь бы рот проветривать.
4.     Храм. Его в селе нет, ближайший в Ильинке. Но в ночь после поездки мне приснился этот храм. Я видела сон, как будто со стороны смотрела на то, что происходило днем. Вот степь, вот дорога, вот едет наш автобус. Вот он подъехал к домику, в котором располагается клуб, перед ним – маленькая детская площадка, сбоку – какое-то колючее дерево. Или куст, я в ботанике не сильна. Вот поле за клубом. Вот мы входим и я спрашиваю, как называется ближайший храм. И слышу ответ, что его в селе нет. Вот я выхожу из клуба на улицу, оборачиваюсь, и вижу тропинку, которая, обогнув клуб, убегает в поле и прямо ведет к храму. Он небольшой, белый, с голубым куполом, он похож на часовню. Но он есть, и я его совершенно ясно вижу. И мне странно, что никто больше его не видит, кроме меня. Вот же он! До него подать рукой! Всего какая-то сотня шагов, даже меньше. А потом я проснулась и поняла – это тоже символ: жители Курганного, оторванные от «благ» цивилизации, от кулеров, айфонов, и прочего, гораздо ближе к Небесам, чем мы. В сотне шагов. Даже меньше.
Можно, конечно, счесть меня за блаженную, и спросить: «А что же ты не останешься там, рядом с печкой и волками, в сотне шагов от Небес Обетованных? Чего ты вернулась сюда? Оставалась бы там, раз там так хорошо!»
Я отвечу. Я там, где мне определено быть сейчас, даже если это место далеко от Храма. Но есть места, которые от Небес еще дальше, там Храма даже во сне не увидать, и вот там мне бы точно быть уже не хотелось. Например, на месте дочки министра Собчак.  А вот в Курганном – хотелось бы. Потому что там, помимо всего перечисленного, есть домашнее молоко, а не пастеризованное с ГМО, там люди делают натуральное вино, и угощают от души, там продукты настоящие, здоровые, по той простой причине, что удобрения дорогие и их не сыплют в землю. И люди там, пусть их мало, с живыми глазами, смеются и плачут искренне, поют душевно, любят стихи, не стреляют в волков.
Все познается в сравнении, и, сравнив свою жизнь с жизнью в Курганном, я поняла, что жаловаться на судьбу, на обстоятельства – грешно и бесчестно. Чем сложнее жизнь, тем ближе к Храму. Впрочем, в Евангелии на этот счет сказано лаконичнее: «Тяжело богатому войти в Царствие Небесное, легче верблюду пролезть в игольное ушко». Курганное очень близко от Неба. Менее, чем в сотне шагов.
P.S.: Прилагаю ролик о нашей встрече с маленькими читателями села.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...