четверг, 26 августа 2021 г.

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ? (в рамках Года Науки и Технологий)

 

Наука прошла в своем развитии долгий путь: от получения огня до космических и нано-технологий. И на каждом этапе развития науки были свои гении и свои величайшие открытия. История не сохранила для нас имен тех, кто изобрел колесо, кто научился каменной иглой сшивать шкуры животных, кто первым добыл огонь, чтобы согреться зимой, кто рисовал на стенах пещеры сцены охоты – первые стратегические планы… Но если бы не эти люди, первобытные инженеры, стратеги и умельцы заострить камень и так присобачить его к палке, чтоб получился каменный топор, мы сейчас мечтали бы не о покорении Марса.


До нашего времени дошло такое чудо света, как египетские пирамиды – и мы понимаем, что математика, существовала уже 5500 лет назад. И существовала не в зачаточном состоянии, существовали технологии постройки таких сооружений как пирамиды Хеопса, Хефрена, Джосера… Египтяне знали, как посчитать площадь земельного участка, как возводить храмы и гробницы – следовательно, знали геометрию. У египтян была собственная система счисления, они легко могли рассчитать размер налогообложения или площадь, отведенную под строительство. Более того: египтяне знали, как рассчитать цилиндрический объем колонн – значит, были знакомы с понятием квадратного корня. Правда, египтяне еще не были знакомы с понятием числа π, его ввели позднее греческие математики. Египтяне создали карты неба, создали описание созвездий, вели наблюдение за планетами, изобрели календарь (год египтяне разделили на 365 дней),у них была собственная письменность.


Египтяне были знакомы с химией, хотя наука эта имела чисто прикладное значение: нужно было бальзамировать покойников. Но уже в те далекие времена египтяне умели делать краску для окрашивания тканей, декоративную косметику, владели технологией изготовления стеклянных бус. Необходимость бальзамировать тела покойников вызвала бурное развитие медицины в Древнем Египте: именно тогда были созданы самые первые медицинские трактаты, дошедшие до нас в папирусных свитках. Фармакологии в Древнем Египте уделялось серьезное внимание. Египетские медики лечили различные лихорадки, дизентерию, водянку, ревматизм, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство желудочных заболеваний, язвы и некоторые другие болезни. Среди рисунков на стенах пирамид есть изображения хирургических инструментов – очевидно, медицина Древнего Египта уже  развивала и хирургию. Изучая папирусы, ученые нашли огромное количество записанных медицинских рецептов того времени. Оставляя за скобками лечебный эффект от древних лекарств, все же стоит отметить, что египтяне владели техниками вываривания, настаивания, выжимания, сбраживания, процеживания и пр., свидетельствуя о хорошем знакомстве древних мастеров с многочисленными операциями, применяемыми в химических лабораториях. Египтяне были знакомы с технологиями изготовления гипса, асфальта и битума, умели делать папирус и пергамент, а еще владели секретом золотоподобных сплавов.


И, наверное, не существует человека, который не слышал бы о существовании Александрийской библиотеки в Древнем Египте. Возникла она уже в «эллинистический период» существования государства. В 332 году до нашей эры город Александрия, основанный на землях, который Александр Македонский отвоевал у египтян, был провозглашен им будущим источником знаний для всего мира. Именно Александру Великому, который считал знания неотъемлемым атрибутом власти, принадлежала идея основать в этом месте библиотеку и научный центр. Сейчас сложно поверить, что более двух тысяч лет назад люди стремились к познанию мира, а не только были заняты междоусобными войнами и отвоеванием друг у друга территорий. Александрийская библиотека лишний раз подтверждает, что даже в таком далеком прошлом люди развивали науки и тянулись к знаниям. Любой желающий мог посетить ее и изучить любую заинтересовавшую его книгу, пройдя перед этим обряд очищения. 


Если имен древнеегипетских ученых история нам не сохранила, то такие имена как Архимед, Платон, Пифагор, Евклид, Гиппократ, Аристотель знакомы многим. Древняя Греция гордилась своими учеными! Наверное, нет сегодня человека, который не слышал бы о Пифагоровых «штанах» или об отце истории Геродоте…Огромный вклад внесли древнегреческие ученые в развитие такой науки как география.


Родоначальником же географии в Древней Греции считали Гомера! «Одиссея», написанная им, на самом деле не столько поэтическое произведение, сколько географическое описание окраинных земель известного на тот момент мира. Немного позднее Гомера в городе Милет жил Гекатей, который первым систематизировал знания об известных грекам землях в знаменитом произведении «Землеописание». Термин «землеописание», как известно, является дословным переводом слова «география». Таким образом, можно считать, что Гекатей первым предложил термин «география». Немалый вклад в развитие географической науки внес и Геродот – свой труд о захвате греками Геллеспонта он включил подробные описания земель, в которых побывал сам. Имя Платона связано с легендой об Атлантиде – цивилизации, опустившейся в океан (11–9 тысячелетия до н.э.). Платон писал, что незадолго до великой катастрофы греки отстояли свою независимость в жестокой битве с людьми, жившими где-то на Западе (возможно в Атлантиде). На самом почетном в греческом ученом мире посту появился человек, которого впоследствии назовут «отцом» географии, т. к. он первый предложил назвать науку о 3емле географией – и имя его Эратосфен. Именно он был хранителем Александрийской библиотеки и именно Эратосфен сумел вычислить настоящие размеры Земли: 25 000 миль. Правда, его вычисления имеют небольшую ошибку. После смерти Эратосфена главным хранителем музея стал Гиппарх, разработавший широтно-долготную сетку для поверхности Земли по образцу сетки Евдокса для звездного неба. Он первый из европейцев разделил круг на 360о, как это делали ассирийцы.


Античная география заканчивается трудами знаменитого Клавдия Птолемея (II ст. н. э.), который 25 лет проработал в Александрийской библиотеке. Птолемей также создал «Руководство по географии», в котором обобщил накопленные римлянами знания об ойкумене. На основе сетки параллелей и меридианов Гиппарха Птолемей математически вычислил местоположение сотен точек (географических объектов): 6 томов «Руководства» из 8 содержат таблицы широт и долгот. Последний том составляют карты, сделанные на основе этих таблиц. Интересно, что на этих картах на юге Индийского океана обозначена Тегга Australis incognita – «Неизвестная южная земля».

 Греки изобрели арбалет, катапульту, балисту, построили совершенный тип галеры и даже создали первую модель паровой машины! Греческие медики делали операции с помощью металлических инструментов и применяли протезы. Благодаря доктрине силлогизма, созданной Аристотелем, мы сегодня имеем метод дедукции, широко применяемый при расследовании правонарушений.


Наука в Древней Греции не ограничивалась лишь изучением и  описанием земель. Греки были гениальными строителями: пять из семи древних чудес света создано ими: статуя Колосса Родосского, храм Зевса в Олимпии, храм Артемиды Эфесской, мавзолей в Галикарнасе и Александрийский маяк. Такие достижения могли быть возможны только с развитием физики и математики. Гениальным математиком, физиком, инженером Древней Греции до сегодняшнего дня считается Архимед.




        Когда и где появились самые первые школы? Понятие «школа» появилось не в Древней Греции, а в древнем Вавилоне за 2500 лет до нашей эры – то есть, примерно тогда же, когда в Древнем Египте начинали строить великие пирамиды. Еще за 3 тысячи лет до нашей эры, шумерский народ уже имел свою собственную письменность. Кроме того, им были знакомы основные правила алгебры - более сложного раздела математики. Вавилонские  школы назывались «домами табличек», потому что их ученики для занятий использовали глиняные таблички - на них писали, по ним читали и вообще учились. Скорее всего, именно эти учебные заведения и можно назвать самыми первыми школами в истории человечества. Руководил такой школой уммиа, это примерно как сейчас директор. У него также было несколько подручных: учителя, помощник наставника - именовавшийся «старшим братом». По названию самой школы, ее учеников называли «дети дома табличек». Отучившись, они получали должность писца.


Наследие Древнего Вавилона мы используем до сегодняшнего дня, даже не подозревая этого. Начнем с того, что до сегодняшнего дня по примеру древних вавилонян мы делим час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. И окружность, так же как у вавилонян, у нас равна 360 градусам. Это потому что математики Древнего Вавилона использовали 60-ричную систему счисления. Мы пользуемся такими терминами как «длина», «ширина» и «глубина», «объем» и «множитель» - они были введены в употребление в эпоху царя Хаммурапи. Привычная нам семидневная неделя так же родом из Древнего Вавилона, именно там придумали делить время по семь дней в честь семи вавилонских богов. Модницы, делающие себе интенсивную завивку волос, не думают о том, что мода на завитые волосы родом из Вавилона, и она не теряет своей актуальности до сего дня. Надевая рубашку поверх футболки, мы следуем вавилонской моде носить несколько слоев одежды. В Вавилоне развивалась математика, зоология, ботаника, медицина и химия. Без развития математики и ботаники невозможно было бы построить в то время такое чудо света как висячие сады Семирамиды. Как следствие развития этих наук, развивалась и магия.

Наверное, именно из Вавилона к нам пришло понятие гигантомании в строительстве. 


Очень многое из вавилонской науки перенял впоследствии арабский Восток.

Как уже было сказано, алгебра – это более сложный уровень математики, которым в высокой степени владели и вавилоняне, и египтяне, но само слово «алгебра» имеет арабское происхождение!

«Аль Джабр» - в переводе с арабского означает «восполнение». Именно благодаря ученым ислама неудобная шестидесятиричная система счисления была заменена удобной десятичной, и именно благодаря исламским ученым она получила распространение в Европе. В Европе же до арабов существовала двенадцатиричная система – считали дюжинами. Арабские математики сделали миру неоценимый подарок! Например, благодаря трудам Аль-Хорезми мы знаем о линейных и квадратных уравнениях, он первый, кто систематизировал знания, накопленные до него безвестными математиками и записал их в книгу «Краткая книга об исчислениях аль-джабры». То есть, фактически, первый учебник по алгебре был написан арабским ученым Аль-Хорезми. Кроме этого, Аль-Хорезми ввел такие понятия как «синус» и «косинус», «тангенс» и «котангенс», а так же серьезно изучал астрономию, географию и историю. От арабского слова «сыфр» (ноль, пустой) произошло латинское cifra (цифра) и французское chifre, от которого появилось понятие «шифр». Наконец, «алгоритм» — ни что иное, как производное от «Аль-Хорезми».


Арабский след явственно виден и в такой науке как астрономия. Именно арабы дали названия открытым ими светилам, таким как Альтаир, Альдебаран, Альголь, Денеб, Бетельгейзе или Фомальгаут.

На голову переросли арабские ученые европейцев и в деле врачевания. В то время, когда вся Средневековая Европа погибала от эпидемий чумы и холеры, когда детская смертность была ужасающей (при высокой рождаемости в живых оставалось 2-3 ребенка), когда на гигиену смотрели как на святотатство – в Аравии уже понимали, что при лечении болезней важно соблюдать режим, что преимущество среди различных методов надо отдавать диете, а не хирургии. Уже изобрели водяную баню, перегонный куб, применяли фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт и нашатырь. Спирт тоже назывался арабским словом: аль-кохоль, что в переводе на наш язык означает «одурманивающий».

Труды медиков Гиппократа и Галена стали известны в Европе благодаря именно арабским ученым. Именно арабы наладили массовое производство мыла, хотя первое упоминание о нем встречается в трудах древнеримских ученых. Стоит ли отмечать, что и шампуни первыми стали практиковать тоже арабы?  А открыв и дистилляцию, арабы стали активно продавать мыло европейцам – как лекарственное средство от насекомых, парши и дурного запаха.

До сегодняшнего дня звездой медицины считается ученый по имени ибн Сина – или Авиценна. Труды его, написанные в самом начале 11  века, пользовались непререкаемым авторитетом у врачевателей и лекарей вплоть до 18 века. Давайте и мы с вами прислушаемся к великому Доктору всех времен и народов.

Еще далее на Восток от арабских пустынь расположились такие древние государства как Индия и Китай.




Что подарила человечеству китайская наука? Сейчас это перечислить трудно: китайцы первыми научились делать бумагу, создали первый в истории человечества компас, им принадлежит первенство в создании пороха, фарфора и шелковой ткани. Кроме этого, именно Китай подарил миру первый сейсмограф и самые первые механические часы. Но  кроме этого еще множество изобретений и открытий.

Нам хорошо известно, что в Древнем мире все люди были религиозны. И в Древнем Египте, и в Вавилоне, и в Греции, и в Риме долгие годы процветало многобожие, позднее язычество заменилось единобожием: в Европе распространение получило христианство, а на востоке в 7 веке начал бурно развиваться ислам. А в Китае было уже в XI вв. до н. э выдвинуто положение: „Высшее существо не может существовать! Мир образован из пяти первоэлементов: из металла, дерева, воды, огня и земли”. 

Материалистические и антирелигиозные идеи получают развитие у Сунь Цзы (III в до н. э.), отрицавшего существование бога или какой-нибудь иной сверхъестественной силы. Философ Ван Чун (I в. н. э.) провозглашает, что мир вечен, его основу образует субстанция (ци), из которой все вещи возникают и в которую они превращаются. Вселенная не имеет никакой цели. Вещи возникают сами собой, они не суть творение какого-нибудь духа. Все совершается по естественному закону, в соответствии с которым все возникающее рано или поздно гибнет. В центре философии Ян Чжу (440-334) стоит наивно-материалистическое учение о человеке. Он считал, что природа и человек как ее составная часть подчинены необходимости, заложенной в самих вещах. В объективно существующем мире “все совершается само собой”, поэтому “все следует предоставить естественному течению”. Человек должен постичь дао (экологический закон природы) и не действовать вопреки ему. Рассматривая человека как элемент природы, Ян Чжу принципиально не выделяет его из остальных существ. Человек состоит из тех же “пяти элементов”, что и вся природа, отличаясь от других живых организмов лишь разумом. Можем сделать вывод: Китай предложил человечеству материализм и научный атеизм.


Центрами древней Индии были города Мохенджо-Даро и Хараппы. Основными достижениями этой цивилизации были система водопровода и канализации; оригинальная письменность - санскрит; наличие многочисленных религии, - брахманизм (индуизм и джайнизм), буддизм и ислам; развитие науки.    К основным достижениям науки Древней Индии можно отнести следующее. Древние индийцы знали, что Земля вращается вокруг Солнца и своей оси, о существовании атома и умели его измерять, ввели число «нуль». Особо успеха достигла древнеиндийская медицина (аюрведа), которая была заложена в 3 веке до н.э. Аюрведа - это больше, чем медицина, это - наука о жизни. В ней есть основы естествознания, физики, химии, биологии и космологии. Основным отличием аюрведы от медецины (в современном понимании) состоит в использовании целостного подхода при рассмотрении заболеваний человека, так болезнь рассматривалась не только как заболевание физического тела, но и исследовалось духовное и психическое состояние пациента. Человек был представлен как целостная психофизическая единица Космоса.

Аюрведу можно считать прародительницей всех медицинских направлений, она дала основу медицине китайской, тибетской, арабской. В Древнюю Грецию Аюрведа пришла целостной системой, но греки разделили физическое и психическое в человеке, поэтому сейчас западная медицина имеет только физическую направленность.

Стоит отметить, что в Индии 2600 лет назад уже проводили операции кесарева сечения, ринопластики, удаляли катаракту, лечили мочекаменную болезнь. Самую первую в мире пластическую операцию провел именно индийский хирург Сушурата.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...