пятница, 14 мая 2021 г.

Краски украинской вышивки (к 110-летию со дня рождения В.С.Роик)

 

Сегодня мы прикоснемся к истории искусства, с которым связала свою жизнь одна из самых известных женщин Крыма – Вера Сергеевна Роик.

До своего 100-летнего юбилея Вера Сергеевна не дожила всего несколько месяцев. Ее называли мастером цвета и света, новых форм и композиций. Трудно передать словами, что чувствует сердце, когда созерцаешь удивительные узоры народной вышивки. На символическом языке колец, квадратов, ромбов, линий, соединяя старинные и современные мотивы, вышивальщица рассказывает историю своего народа, делится любовью к родной земле. Простые и незамысловатые узоры, листья и цветы, голуби мира, пестрые петухи – сколько уникальных народных мотивов создала за свою долгую жизнь Вера Сергеевна! Познавать секреты древнего мастерства Вера Сергеевна начала еще в детстве, об этом она сама подробно рассказала в книге «Мелодии на полотне». Книга увидела свет в 2003 году в издательстве «Крымучпедгиз». Это уникальное издание содержит в себе подробнейшую биографию мастерицы, ее воспоминания, отзывы посетителей ее выставок и лекций, уникальные фотографии ее работ. Сегодня мы постараемся рассказать вам все самое интересное о жизни и творчестве Веры Сергеевны Роик – заслуженного мастера народного творчества Украины, Героя Украины, лауреата премии Автономной Республики Крым.

Украина всегда славилась своими вышиванками. Здесь традиционно складывались центры вышивального промысла, поэтому и названия вышивок связаны именно с ними: полтавские, буковинские, черниговские и другие. Конечно, вышивки каждого региона имеют свои отличия: разнятся, например, цветовые сочетания, орнаменты, техника исполнения. Но при всем при этом, все они имеют  весьма выраженный единый стиль, характерный именно для украинской вышивки.


Крым же до 60-х годов прошлого столетия не имел собственных традиций в народной украинской вышивке, что и неудивительно, ведь Крым до этого времени был частью Российской Федеративной Республики, а до этого – частью Российской Империи. Для Крыма скорее характерны были вышивания крымских татар. Вера Сергеевна переехала в Крым в 1952 году, и в том же году устроилась работать в 1-ую женскую среднюю школу им. Ушинского в г. Симферополе учителем рукоделия. У нее появились друзья в руководстве Дома народного творчества. Они-то и пригласили Веру Сергеевну принять участие в Крымской областной выставке народного творчества – она была очень удивлена выставленными там работами. Сама она пишет об этом так: «Каково же было мое удивление, когда я увидела не вышивки, а подделку под живопись! Это было копирование картин Шишкина, Крамского, Перова… И  в них было огромное количество искажений! Что же это за вид искусства? К изобразительному не отнесешь, к вышиванию не прилепишь…» Мастерица была обескуражена, и поделилась своими соображениями с заведующей отделом народного творчества Марией Долинской. Вера Сергеевна считала, что не следует копировать картины живописцев, что нужно отдавать предпочтение развитию национальных видов вышивания. Ее оппоненты говорили, что неприятие ею такого рода искусства идет лишь от неумения самой вышить картину. Чтобы опровергнуть это, Вера Сергеевна сделала вышивку с картины Крамского «Незнакомка». После этого к ней стали прислушиваться более серьезно.


С того времени Вера Сергеевна стала размышлять о необходимости создания школы крымской вышивки, которая органично вписалась бы в общую картину украинской вышивки. Она стала размышлять о том, что наиболее характерно для Крыма? С чем он ассоциируется в первую очередь?

Крым – это море, солнце, горы, виноград. Значит,за основу нужно брать растительные орнаменты, а цветовая гамма должна состоять из зеленого, голубого, синего, черного, белого, красного и яркого желтого. Для вышивки, символизирующей море, нужно брать синие и голубые цвета, красно-желтые для корабликов, черно-синие для матросов, черно-белые для медуз, желтые – для солнца… Все эти мысли Вера Сергеевна не оставляла при себе, а активно учила этому как детей, так и взрослых,  а так же много вышивала на крымскую тематику: рушники с гроздьями и листьями винограда, а так же панно, коврики, накидки на телевизоры, используя морскую и горную тематику. То, что в Крыму появилась своя школа украинской вышивки, неоднократно отмечалось искусствоведами в средствах массовой информации. За несколько десятков лет Вере Сергеевне Роик удалось сделать Крым еще одним центром украинской вышивки на современном уровне.


В книге «Мелодии на полотне» Вера Сергеевна Роик уделяет внимание не только рассказу о собственной жизни, но и некоторым подробностям, из которых состоит великое искусство национальной вышивки. Например, она рассказывает о том, какое значение имеет цветовая гамма в создании национального узора.

«Особенно важен цвет в вышивке. Например – цвет полотна. Какой выбирать цвет? Может быть, это будет коричневый, ведь это сама земля, а возможно, и зеленый – он символизирует весну. Белое полотно – символ цветения или первого снега, оранжевый и золотой – солнечный свет. Красное полотно символизирует праздник От выбора цвета полотна зависит назначение вышиваемой вещи.



Цвет ниток на вышитых рубашках так же имеет свое значение. Красный цвет символизирует любовь, поэтому он и является основным на праздничных рушниках. Черный цвет – печаль и горькую женскую судьбу. Но кроме этого, черный цвет был самым простым в изготовлении и именно черными узорами чаще всего украшалась одежда бедных людей.

Зеленый цвет – цвет возрождения, желтый – цвет солнца и здоровья. Видите, какое разнообразие символов и значений? Подлинно народный мастер должен вышить свое изделие, придерживаясь канона своего региона Украины, только тогда вышитые изделия будут грамотны, будут трогать душу человека и облагораживать ее».



Украина приобрела особое звучание в ее работах. Декоративность и узорность народной вышивки имеют немало общего с иконописью. В творчестве Веры Сергеевны сохраняется необычайная приверженность выработанным веками художественным канонам. Но при этом из-под ее рук на свет появляются некие орнаментально-символические знаки, отлитые в законченные формулы. Она – почти ровесница века, в котором решилась утвердить уникальность народного творчества, обогатив его при этом новым звучанием. Вера Роик обратилась к языку, который складывался столетиями, к языку многозначительному, и при этом интерпретировала по-своему фольклорные образы, символы, метафоры. Народное понимание жизни и мира, устоявшиеся, в какой-то степени даже религиозные каноны вышивки развиты ею соответственно динамике времени. И поэтому все эти кресты, ромбы, овалы, круги приобретают формулу, становящуюся некоей тайной.


Говоря о вышивке как о народном ремесле, мы не могли бы не коснуться вышивания рушников. Конечно, панно, салфетки, одежда – важно все, но именно рушники имеют глубочайшее сакральное значение для народного искусства. Сколько существует способов вышить рушник? Сколько узоров, швов, мережек, сколько символов существует для этого, рассказать вам может только истинный мастер, каким была Вера Сергеевна Роик. У нее были энциклопедические знания по этому вопросу. 



Жизнь и творчество Веры Сергеевны Роик – яркий пример служения народному искусству. Ей, родившейся в городе Лубны на Полтавщине пришлось прожить более полувека в Крыму. Здесь каждый ее день проходил насыщенно, в творческом горении, в общении с почитателями народных узоров и традиций. Во время Великой Отечественной войны, при артобстреле женщина получила контузию и два года была прикована к постели. У нее почти перестала действовать правая рука и понадобилось очень много времени, чтобы научиться вышивать левой. В 1963 году Вера Сергеевна окончила Московский художественный институт. В своих работах она использовала более 300 видов вышивальной техники, среди которых преимущество отдавала полтавским полотенечным швам. Кроме украинской, Вера Сергеевна в совершенстве владела русской, молдавской, крымско-татарской вышивками и была признанным авторитетом среди вышивальщиц всех национальностей Крыма. Вера Сергеевна основала в Крыму школу украинской народной вышивки. Самая первая персональная выставка ее работ состоялась в Крыму в  Выставочном зале Союза художников Симферополя в 1974 году. Последняя – в 2010-м году в г. Киеве, в Национальной библиотеке Украины им. Вернадского. Всего на ее счету 146 персональных выставок и более 100 групповых. Выставки проходили не только в Крыму или в Украине, ее работами имели возможность любоваться в Венгрии, в Румынии, в Бельгии, Италии, Франции, в Хорватии и Монголии, а в 1982 году – даже в США, за океаном. Более 45 музеев по всему миру имеют в своих фондах работы Веры Сергеевны Роик.

Среди ее наград: Орден Золотой Звезды (2006 год), Орден Державы (2006 год), Орден Княгини Ольги 3 степени. Международный Орден Николая Чудотворца 1 степени «За приумножение добра на Земле», Церковный Орден великомученицы Варвары, Медаль «За доблестный труд», Памятная медаль «Богдан Хмельницкий», медаль «Строитель Украины», Нагрудный знак ВЦСПС, памятная медаль «225 лет Симферополю». Она награждена многочисленными дипломами, почетными грамотами, благодарностями и денежными премиями от различных государственных и общественных организаций СССР, России и Украины.

В 2006 году Вера Сергеевна Роик была удостоена высокого звания Герой Украины.




Мастерица, каких в Крыму не было равных, ушла из жизни в 2010 году, всего нескольких месяцев не дожив до своего векового юбилея. Еще в середине сентября она готовилась к поездке в Киев на закрытие очередной своей выставки в Национальной библиотеке им. Вернадского. Еще в сентябре она активно работала над новым изданием книги «Мелодии на полотне», что-то исправляла, добавляла, разбирала фотографии. Она еще в сентябре что-то планировала успеть до юбилея… Но – жизнь совершенно непредсказуема. Она упала на ровном месте  в собственной квартире, перелом ноги. Организм оказался не готов к такому стрессу, в конце сентября ее не стало. Стежки на полотне оборвались. Но мелодия, созданная ею, продолжает жить на полотне ее рушников, сорочек, панно, наволочек, салфеток… Мелодия продолжает звучать даже спустя десять лет после ее смерти. Она будет звучать всегда. Эта мелодия, как и имя Веры Сергеевны Роик – бессмертна.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...