Один довольно
известный немецкий музыкант предпочитал посещать в свободное время собрание
финансистов или скотопромышленников. Он так часто появлялся в их обществе, что
на это обратили внимание в музыкальных кругах. На вопрос, почему же композитор
предпочитает общество финансистов обществу музыкантов, тот отвечал так:
- Потому что мои коллеги музыканты предпочитают поговорить со мною о деньгах, а финансисты всегда говорят со мной только о музыке.
Помня этот
исторический анекдот, я чувствовала некоторую робость перед встречей с Леонидом
Петровичем Крюковым, чья персональная выставка открылась 23 октября в фойе 2
этажа Красноперекопского ГДК. Не слишком разбираясь в современной живописи, я
все же рассчитывала найти в нем интересного собеседника, но и самой не хотелось
оставить о себе впечатление как о полном профане. Но собеседником Леонид
Петрович оказался удивительным!
Художником он
осознал себя с детства. Рисовал всегда, сколько себя помнил. Да, были в жизни
трудные периоды, но тяга к творчеству не оставляла его и тогда. Впрочем, о
биографии, о жизненных неурядицах мы говорили мало. С художником мне все-таки
хотелось говорить именно о живописи, именно об искусстве. Леонид Петрович
закончил одесский педагогический институт, факультет изобразительного
искусства. Он является приверженцем южной художественной школы, которая
отличается от северной школы более свежими яркими красками и большей
жизнерадостностью сюжетов. А из техник предпочитает классику: холст и масло.
Почему именно их? Нет ответа на этот вопрос. Да и невозможно ответить на него,
точно так же как невозможно ответить на вопрос, почему одну конкретную женщину
выбирает мужчина из тысяч других, возможно, даже более красивых, молодых,
умных, верных… Просто потому, что душа лежит именно к этой женщине. Потому что
тяга именно к холсту и маслу.
Между прочим, среди картин, представленных на выставке, есть портрет женщины в венке из луговых трав. Картина называется «Лето». Если сравнить это полотно с другими портретами, то даже не слишком понимающему в живописи человеку становится видно, с какой любовью, как тонко выписано лицо женщины: теплый оттенок ее тронутой солнцем кожи, усталый взгляд, устремленный то ли вдаль, то ли внутрь самой себя, темные шелковистые волосы, полуулыбка… У нее как будто и нет загадки, которая, по мнению психологов, должна быть в каждой женщине. Или все-таки она есть? Есть, потому что в глазах ее видна затаенная мысль. О чем эта мысль? Или о ком? Картина называется «Лето» - и веет от нее теплом. Тепло излучает и усталый взгляд женщины, и венок, и уже упомянутая яркость красок южной художественной школы. Но все-таки мне показалось, что это не только о лете. Это – о любви.
Мое внимание
привлекла еще одна картина, на которой изображены три женских портрета среди
распустившихся роз. Милые девические личики, нежностью своей не уступающие
розам, изящные кисти их рук с длинными пальчиками выглядят так, словно девушки
обнимают и друг друга, и эти цветы. Картина выглядит как самое горячее
объяснение в любви, таким светом пронизан каждый штрих.
Но есть и другие портреты, например картина «Портрет Александра». На ней изображен мужчина с волевыми, очень резкими чертами лица, решительным взглядом черных глаз. Во всем портрете чувствуется напряженность. Невольно задаешь себе вопрос: кто этот Александр? Он одновременно похож и на революционера, зовущего за собой других, и на мастера, перед которым встала непростая задача. Но главное в этом портрете то, что вокруг человека художник изобразил нечто, напоминающее ауру, белые вихри. Все говорит о том, что нет покоя в душе Александра, что он не только сейчас, но и всегда находится в стремительном водовороте каких-то событий, а обилие яркого цвета делает его похожим на современного Прометея, несущего людям огонь своей души, своей мысли, своего сердца.
Леонид Петрович пишет не только портреты, но и пейзажи, и натюрморты, их немало увидит вдумчивый созерцатель на выставке. Но мне все-таки хотелось поговорить с художником о портретах. По мнению многих деятелей искусства, человек – это самая интересная тема для творчества. И Леонид Петрович во многом согласен с этим утверждением. Мне вспомнилось произведение Н.Гоголя «Портрет», включенное в цикл «Петербургские повести». Произведение во многом мистическое, но есть в нем совершенно определенное утверждение: художник не должен писать исключительно ради заработка. Леонид Петрович, в отличие от классика, не столь категоричен. К сожалению, реальность такова, что даже самому талантливому художнику нужны средства, и потому написание картин под заказ – отнюдь не преступление. И да, эти картины художник пишет с учетом пожеланий заказчика, хотя и старается сохранить при этом свою индивидуальность. Ничего необычного в этом нет, вот только в настоящее время к художникам мало кто обращается с просьбой написать портрет, потому что наступило время фотографии и фотошопа. А портрет, написанный масляными красками, не запечатлевает человека с фотографической точностью. Картина никогда не станет фотографией, а фотография картиной, это слишком разные виды творчества, портретное сходство – не то же самое что отражение в зеркале.
При всей очевидности данных утверждений, я все-таки хотела увидеть подтверждение им. И увидела. Портрет Людмилы Ивановны Тимощук в национальном костюме. Поскольку я лично знаю Людмилу Ивановну, то при первом взгляде на ее портрет, я чуть было не сказала: «Не похожа». Потому что я знаю ее как улыбчивую, жизнерадостную женщину, увлеченную множеством вещей – а на портрете художник изобразил её иную. И первое слово, которое вспоминается при взгляде на портрет – статусность. С картины смотрит величественная дама, которая с гордостью несет миру белорусскую культуру, осознавая всю трудность и важность возложенной на нее миссии. И хотя так оно вроде бы и есть, все же абсолютного сходства с оригиналом в портрете нет. Не в этом ли загадка живописи и живописца?
Леонид Петрович
утвердительно кивает, когда разговор заходит о русских классических
портретистах. Именно так: художник передает в портрете не черты лица, а
качества человека, его характер, его душу, в то время как фотография
запечатлевает только внешность. (Мы говорили о портретной фотографии, а не о
концептуальном направлении этого вида искусства). И вдруг я подумала: а не в
этом ли секрет повального увлечения фотошопом и пластической хирургией?
Инстинктивно чувствуя собственную душевную пустоту и, возможно, даже уродство,
не слишком острого ума пользователи пытаются прикрыть это при помощи
современных стандартов красоты: светофильтров, филеров, коллагеновых губ,
сексапильных поз, прочих спецэффектов… Ведь если нет истинной красоты, то пусть
будет хотя бы такая, чтоб перед другими не стыдно.
Я долго размышляла о словах Леонида Петровича после того, как мы с ним тепло простились. И ведь верно: ни один сколько-нибудь уважающий себя художник не понесет на выставку портрет девицы в губками «пю», модным маникюром и айфончиком – зачем? Что можно будет увидеть такого в этой картине, чего не увидишь на десятках тысяч фотографий инста-барышень? А вот «Портрет Жени», например, расскажет об изображенном на нем никому не известном мужчине очень многое. Одно то, что на передний план художник вынес руки Жени, говорит о том, что на картине – человек дела. Мастер, много полезного сделавший этими руками. И просыпается уважение к таким как этот Женя – простым надежным работягам, людям труда. А в наши дни именно уважения к трудовому человеку как раз и не хватает. И возникает чувство горячей благодарности к художнику, вложившему в свои картины столько наблюдательности, тепла и любви к людям.
Такие вот они –
картины маслом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий