Фестиваль
«Седьмое небо» сделал мне удивительный подарок: он познакомил меня со Степаном.
На фестиваль всегда съезжаются неординарные личности, талантливые люди, это
давно стало аксиомой, но Степан Радионов выделялся среди них. И я не могу даже
толком подобрать слова, чтобы описать свое восхищение этим мальчиком.
Степану – всего девять лет.
Степан Радионов – юный литератор.
Когда на площадке «свободного микрофона» он прочитал эссе о добрых словах,
которые мы произносим по утрам, я почувствовала, как навострило ушки мое
любопытство. Потому что как-то не увязываются в моем внутреннем мировосприятии,
не становятся рядом два таких понятия, как «эссе» и «девять лет». Эссе – это
плод взрослых размышлений, плод исканий, внутренней работы, жизненного опыта.
По крайней мере, в моем понимании так. А девять лет – это нечто иное! Это в
лучшем случае:
Муха села на
варенье –
Вот и все
стихотворенье.
В общем, сочетание несочетаемого
настолько возбудило мое любопытство, что я захотела поближе познакомиться со
Степаном. Я пригласила его побеседовать – он не отказался.
Но до встречи было еще некоторое время.
Размышления о талантливых детях как явлении увлекли меня далеко в сторону. Я
вспомнила о ялтинской поэтессе Нике Турбиной, чьи детские стихи на очень
взрослые темы всколыхнули в начале восьмидесятых умы творческой интеллигенции
Советского Союза. Ника Турбина стала в моем понимании неким символом, живым
подтверждением аксиомы о том, что чем больше дано, тем больше спросится. Но
что-то мешало мне провести параллель между Никой и Степаном, и, немного
подумав, я поняла, что именно. Ника была обласкана столичной интеллигенцией
настолько, что сама поверила в свое величие. Да и кто бы на ее месте не поверил,
если сам Евгений Евтушенко писал предисловие к ее первому стихотворному
сборнику «Черновик». Сборник кстати сказать, вышел из печати, когда Нике было меньше
лет, чем Степану сегодня. Следствием такого раннего и такого громкого признания
стала трагическая судьба девушки.
А мне вдруг стало не по себе. Не
собираюсь ли я сыграть в судьбе Степана ту же роль, что и московская
интеллигенция в судьбе Ники? Нет, у меня не получится. Потому что есть еще один
очевидный фактор, который мало кто замечает – это фигура взрослого, который все
время рядом. Бабушка Ники Турбиной прилагала все усилия к тому, чтобы талант внучки
приобрел известность. И вот так мое внимание распространилось и на маму
Степана – Ксению Радионову. В итоге мы втроем уселись в тенечке, чтобы
приоткрыть дверцу в мир ребенка, которого, вопреки современной моде, мама ни
разу не назвала «особенным».
- С какого времени стал проявляться
интерес к сочинительству?
Степан весело крутит русой головой:
- Не помню, точно. Наверное, лет в пять.
Степан Радионов |
На самом деле, когда Степану было пять
лет, он уже присутствовал на первом в своей жизни литературном фестивале. Он не
может помнить времени, когда он увлекся литературой, потому что еще до его
появления на свет мама читала своему будущему ребенку вслух. И не что-нибудь, а
пушкинский роман в стихах. Да, «Евгения Онегина»! У меня сложилось впечатление,
что Степан был как будто изначально запрограммирован на нелегкий путь
творчества. Ксения согласно кивает:
- Он еще в детстве мог выдавать
крохотные рифмовочки. Я пробовала записывать за ним, но сохранилось не так уж
много. Стихами это, конечно не было, да и рифма присутствовала не всегда, но в
некоторых его высказываниях была удивительная глубина. В три года он как-то
сказал, глядя на снег: «Пока идет снег,
можно успеть завязать ботинки и слепить снеговика».
Я представила, сколько усилий нужно
приложить трехлетнему мальчику, чтобы самому себе завязать ботинки, спуститься
во двор и слепить снеговика – и мне стало понятно, каким долгим был снегопад в
тот день. Ксения рассказывала, что по собраниям литературных объединений она
носилась вместе с сынишкой – просто не с кем было оставить, не бросать же
одного. И получается, что литература стала естественной средой обитания
Степана, одной из норм его жизни в этом мире. Он в литературе «с младых
ногтей».
- Именно так, - соглашается Ксения. – У
всех родителей проблема: как приучить ребенка читать. У меня другая проблема:
куда книжки прятать, чтобы он успевал уроки сделать, домашние обязанности
выполнить, да еще мы посещаем занятия по фортепьяно и горным лыжам.
У меня падает челюсть: горные лыжи? Фортепьяно?
Домашние обязанности? Какие домашние обязанности у мальчика в девять лет?!
- Да вы что! Степан запросто может и еду
приготовить, и в магазин сходить.
Степан уверенно кивает:
- Я даже выпечку освоил. Как-то
внезапно. В прошлом году. У меня хорошо получилось пирожное «бисквитиус».
- Умеет, умеет, - подтверждает мама. – У
нас дома парализованная бабушка, так что пока я на работе, Степан хозяйничает.
Единственное, чего не может, это памперс ей сменить, на это физическая сила
нужна.
Я прихожу в ступор. Сколько же часов в
сутках у этого мальчика, если он успевает и учиться в школе, и посещать
музыкалку, и секцию горнолыжников, и помогает по дому, да еще и читает запоем?
А читает он немало: Степа успел прочесть всю серию рассказов о Шерлоке Холмсе,
несколько произведений Виктора Гюго, и прослушать в записи «Войну и мир»
практически полностью. Это не считая детской литературы, вроде "Буратино" или "Рассказов для детей" того же Льва Толстого. От «Войны и мира» у меня едва не началась паника: нам ее
преподавали, когда я училась в девятом классе! И спроси сто человек, сколько из
них вдумчиво прочло эту эпопею от начала до конца – не думаю, что наберется хотя бы
десяток! Я подумала, что мальчик если и прослушал такое произведение, то вряд
ли что-то понял из него. Я спросила, какой герой понравился ему больше
остальных. Такие ответы, как Болконский или Безухов были бы как минимум
предсказуемы и понятны: внутреннее благородство обоих, патриотизм, духовные
искания. Степан отдал свои симпатии простому партизану по фамилии Семишкур из
отряда гусара Денисова. Потому что смелый, бесстрашный. Ну, и кто из читавших
роман Льва Николаича помнит партизана Семишкура? Четвертый том, между прочим…
Степана вообще привлекают такие черты,
как храбрость, отвага. Он мечтает о карьере военного или полицейского. Под
конец нашего разговора Степан ошарашил меня еще и умением играть на гитаре.
После общения с Ксенией и Степаном я уже
не удивилась тому, что в номинации «Публицистика» Степан Радионов занял первое
место. Не удивилась и тому, что на церемонии награждения он с выражением прочел
для собравшихся поэтов свой любимый отрывок из «Евгения Онегина». Я наблюдала
за ним почти до самого отъезда и видела, как мальчишка с удовольствием возился
в песочнице во дворе гостевого дома, как с мотался с мамой на пляж и на рынок
за фруктами…
И только дома я вдруг осознала, чем так
кардинально отличался Степан от остальных молодых авторов. Да и вообще от
авторов фестиваля.
У Степана не было смартфона. По крайней
мере, я не видела его с телефоном в руках. С гитарой видела, с микрофоном
видела, с пакетом покупок видела, с мороженым, с яблоками – с чем угодно… Не в
этом ли секрет особенного ребенка? Может, и в этом.
Хотя Ксения своего сына каким-то уж очень особенным не
считает...
Комментариев нет:
Отправить комментарий