среда, 1 июля 2020 г.

Наблюдения обывательницы. Взгляд художника (фоторепортаж)


На встречу с Игорем Викторовичем Продановым я пришла чуть заблаговременно. Мне хотелось настроить себя, сосредоточиться, собраться с мыслями. Хотя какие могли быть мысли? Я никогда не видела его, и ничего толком не знала об этом человеке. Ничего – кроме того, что это художник, один из организаторов красноперекопской изостудии «Штрих», и что именно его персональная выставка сейчас проводится в городском Дворце культуры.
 Я все время пыталась представить того, с кем мне предстояло пообщаться. Мимо проходили такие разные люди, и я провожала глазами почти каждого. Может, вот этот, присевший на соседнюю скамью? Пожилой, грузноватый мужчина с палкой, бросающий хлеб голубям? Нет, он встал и уныло направился прочь. Или тот, в белых полотняных брюках, с загорелым до черноты лицом, увлеченно болтающий по телефону? Но до меня долетела парочка нецензурных слов, и стало понятно – не он. Мимо прошел еще один, со скучающим взглядом то ли безработного, то ли алкоголика, у которого на данный момент в кармане пусто. Нет, у художника не может быть таких равнодушных глаз. Прямо ко мне торопливо шел полицейский в белой рубашке и с деловой папкой – неужели? Полицейский?! Но нет, промчался мимо. К стоявшему неподалеку автомобилю.
Мне казалось, что я узнаю в незнакомце художника, обязательно узнаю, потому что у него будет что-то такое, что отличает его от остальных. И это не мольберт и не просторная хламида, в которых обычно изображают живописцев. Что-то должно быть в его глазах, во взгляде – ведь не ошиблась.

Невысокий, с благородной сединой и внимательными улыбающимися глазами, Игорь Викторович немного смущался  предстоящим действом. Но лиха беда начало! Стоило спросить о самом начале его творческого пути – и рассказ полился легко и свободно. Он улыбался и говорил, говорил, словно не о себе рассказывал, а так, вообще, о чем-то абстрактном. И было приятно слушать его и открывать для себя его удивительный  мир.
Игорь Викторович родился в Феодосии.
- Богом данная, - уточняет он.
Живопись в Феодосии — красивое явление в истории изобразительного искусства.  Имена живописцев, чье творчество связано с Феодосией, составляют гордость не только крымской культуры. О таких титанах живописи, как Айвазовский, Богаевский или Волошин не слышал в Крыму только младенец. Именно в Феодосии была создана уникальная региональная Киммерийская школа живописи. И в семье Продановых была традиция: девочек  непременно отдавали в музыкальную школу, мальчиков – в «художку». Получается, Игорю Проданову еще до рождения предназначалось стать не кем-нибудь, а художником.
Так судьба привела его в студию при картинной галерее им. Айвазовского. Показали комиссии рисунки семиклассника Игоря – и его сразу приняли. Говорите после этого, что не существует предназначения свыше!
- А преподавать нам начал Худченко Александр Николаевич. Год он с нами занимался, а потом отправили его в командировку в Антарктиду. На последнем его уроке он разрешил рисовать, что сами захотим. Мы все изобразили его! Конечно, кто как мог… Но его портрет, нарисованный моими руками, с его автографом у меня хранится до сих пор. Это моё, если можно так выразиться, свидетельство о рождении художника.
Для справки: Александр Худченко – член Профессионального союза художников России, член Международной Федерации художников ЮНЕСКО, член Ассоциации художников-маринистов России. Награжден медалью «Петр Великий».
В 1925—1962 годах преподавал в феодосийской художественной студии, а затем в детской художественной школе Барсамов Николай Степанович. Художник, искусствовед, педагог, музейный работник, Н.С. Барсамов стал связующим звеном  между представителями Киммерийской школы живописи начала и середины XX столетия. И Игорю Викторовичу повезло заниматься и у этого  преподавателя.
- И не только мне. У него же учился и наш общий знакомый Лев Петрович Кружко. С разницей в двадцать лет. Между прочим, смешной случай вышел. Когда у Льва Петровича была персональная выставка, я увидел там одну работу и изумился, потому что у меня дома была точно такая же! Подошел, поинтересовался:
 – Откуда у вас мой рисунок?
Он смеется:
- Это мой рисунок, еще со студийных лет!
Вот так, с разницей в  двадцать лет два живописца выполняли одно и то же задание у одного и того же преподавателя.
А после того, как закончилось детство, в картинную галерею Айвазовского Игорь Викторович попал только более чем через два десятка лет, когда возил туда на экскурсию детей вместе с Мантук Анатолием Семеновичем, учителем рисования КОШ №2.
Изостудию «Штрих» при ГДК Игорь Викторович Проданов основывал тоже с ним, с А.С.Мантук, и с Л.И.Тимощук. Руководителем изостудии стал Крюков Л.П. Изостудия начала работу и Игорь Викторович активно включился в нее. Вообще, появился огромный стимул писать, и писать много, и писать хорошо, потому что изостудия начала проводить выставки работ красноперекопских художников. Выставки стимулируют творческий процесс. Какой смысл писать, если твое творчество никто не увидит, не почувствует, не оценит?
- Оценка зрителей, конечно, очень важна, но это не единственное, ради чего я пишу. Так вот, бывает, что во время выставки к художнику подходят посетители и спрашивают, можно ли приобрести ту или иную картину, и сколько она стоит. Но вот смотришь в глаза человеку – и вдруг осознаешь, что ему не принципиально, какую картину покупать. Он картин не чувствует. Он спрашивает так, словно бутылку пива покупает. И сам взгляд у него такой же, бутылочный. И раньше их много было, безразличных, глухих к живописи. Сейчас намного меньше стало, люди острее стали чувствовать искусство. Однажды я видел, как на выставку пришла очень пожилая пара, муж и жена. Денег, чтобы что-то купить, у них явно не было, они просто ходили и смотрели. И возле одной картины у них прямо лица изменились! Глаза вспыхнули, понимаете? Вот такая оценка – дороже денег.
Игорь Викторович Проданов пишет и маслом, и акварелью. Акварель, по меткому выражению Людмилы Тимощук, королева живописи. Самая виртуозная, самая трудная техника – это как раз акварельная. Но именно с нее начинается преподавание в любой изобразительной студии. Да, она сильно отличается от техники выполнения картины масляными красками, но чем? В детстве, в студии, ему казалось, что все просто: вода, бумага – и нет проблем. И масло не надо разводить, и руки чище, и с готовой работой возни никакой: в папку сложил и все дела. А потом оказывается, что не тут-то было! Если раз мазок положил, то исправить уже почти невозможно, будет грязь. Так что, если кто не верит – пожалуйте попробовать и убедиться лично.
Кстати, на выставке большинство работ – именно акварели. Есть, конечно, и графика. Игорь Проданов – единственный художник в городе, который пишет акварели. Его работы выставлялись и в Союзе художников Крыма, и в здании Государственного Совета Республики Крым, и везде получили очень высокую оценку мастерства.
А есть ли награды? Или звания?
Игорь Викторович смеется в ответ на этот вопрос:
- А как же! Все мэры нашего Красноперекопска награждали, диплом или грамота почти от каждого – обязательно есть. Ну, это, конечно, те, которые были с опытом работы. Нынешние, молодые, мало интересуются такими вещами. Да и вообще, многое сейчас изменилось в худшую сторону. Часто молодые люди приходят учиться рисовать и один из первых вопросов, который они мне задают – сколько? Имеется в виду, сколько я зарабатываю на своих картинах. И я сразу понимаю, что никогда из них не получится художников. Даже при наличии таланта не получится. Если во главу угла ставится рубль – это будет в лучшем случае ремесленник. А в худшем – торгаш. Разменяет свой талант на рекламные картинки в глянцевых журналах, а толку не будет. Да, художнику можно подрабатывать таким образом, спору нет. Но во всем должен быть баланс, некое равновесие. Что-то надо делать для денег, для хлеба насущного – а большую часть надо делать для души. Потому что художник, он ведь не что-нибудь пишет – он себя пишет, свою душу вкладывает. А тот, кто спрашивает, сколько я с этого имею – это тоже обладатель «бутылочного взгляда». С таким даже неинтересно.
Кто-то из великих говорил, что акварель – это отражение жизни в цветной воде, и когда мы поднялись на второй этаж ГДК и я увидела эти картины, я вспомнила это выражение. Впечатление от увиденного было именно такое: яблоневая ветка словно отражалась в подрагивающей воде, от нее веяло прохладой, чем-то настолько чистым и свежим, что казалось, еще минута – и яблоко в воду упадет прямо с веточки. Волны, разбивающиеся о прибрежные камни, тоже были прохладными, хотелось войти в эту бурлящую воду, ощутить, как смывается усталость с ног, хотелось зачерпнуть этой воды и умыть лицо…
Перед тем, как проститься с Игорем Викторовичем, я задала ему традиционный журналистский вопрос о том, что бы он хотел пожелать людям.
- Внимания. И понимания.
Да, друзья мои, не здоровья и не материального благополучия, не любви и не успеха. А вот именно так: внимания и понимания.
И вот тут только до меня дошло, чем именно отличается взгляд настоящего художника на вещи от всех остальных взглядов. И я бы очень хотела, чтобы как можно больше наших земляков увидело эти прекрасные, тонкие, нежные работы.



2 комментария:

  1. Спасибо большое Ирина! Очень хороший,правильный и чуткий получился очерк.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И тебе, дорогая, спасибо, что познакомила меня с таким интересным человеком!

      Удалить

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...