На встречу с
Игорем Викторовичем Продановым я пришла чуть заблаговременно. Мне хотелось
настроить себя, сосредоточиться, собраться с мыслями. Хотя какие могли быть
мысли? Я никогда не видела его, и ничего толком не знала об этом человеке.
Ничего – кроме того, что это художник, один из организаторов красноперекопской
изостудии «Штрих», и что именно его персональная выставка сейчас проводится в
городском Дворце культуры.
Я все время пыталась представить того, с кем
мне предстояло пообщаться. Мимо проходили такие разные люди, и я провожала
глазами почти каждого. Может, вот этот, присевший на соседнюю скамью? Пожилой,
грузноватый мужчина с палкой, бросающий хлеб голубям? Нет, он встал и уныло
направился прочь. Или тот, в белых полотняных брюках, с загорелым до черноты
лицом, увлеченно болтающий по телефону? Но до меня долетела парочка нецензурных
слов, и стало понятно – не он. Мимо прошел еще один, со скучающим взглядом то
ли безработного, то ли алкоголика, у которого на данный момент в кармане пусто.
Нет, у художника не может быть таких равнодушных глаз. Прямо ко мне торопливо
шел полицейский в белой рубашке и с деловой папкой – неужели? Полицейский?! Но
нет, промчался мимо. К стоявшему неподалеку автомобилю.
Мне казалось,
что я узнаю в незнакомце художника, обязательно узнаю, потому что у него будет
что-то такое, что отличает его от остальных. И это не мольберт и не просторная
хламида, в которых обычно изображают живописцев. Что-то должно быть в его
глазах, во взгляде – ведь не ошиблась.
Невысокий, с благородной сединой и внимательными улыбающимися глазами, Игорь Викторович немного смущался предстоящим действом. Но лиха беда начало! Стоило спросить о самом начале его творческого пути – и рассказ полился легко и свободно. Он улыбался и говорил, говорил, словно не о себе рассказывал, а так, вообще, о чем-то абстрактном. И было приятно слушать его и открывать для себя его удивительный мир.
Игорь Викторович
родился в Феодосии.
- Богом данная,
- уточняет он.
Живопись в
Феодосии — красивое явление в истории изобразительного искусства. Имена живописцев, чье творчество связано с
Феодосией, составляют гордость не только крымской культуры. О таких титанах
живописи, как Айвазовский, Богаевский или Волошин не слышал в Крыму только
младенец. Именно в Феодосии была создана уникальная региональная Киммерийская
школа живописи. И в семье Продановых была традиция: девочек непременно отдавали в музыкальную школу,
мальчиков – в «художку». Получается, Игорю Проданову еще до рождения
предназначалось стать не кем-нибудь, а художником.
Так судьба привела
его в студию при картинной галерее им. Айвазовского. Показали комиссии рисунки
семиклассника Игоря – и его сразу приняли. Говорите после этого, что не
существует предназначения свыше!
- А преподавать
нам начал Худченко Александр Николаевич. Год он с нами занимался, а потом
отправили его в командировку в Антарктиду. На последнем его уроке он разрешил
рисовать, что сами захотим. Мы все изобразили его! Конечно, кто как мог… Но его
портрет, нарисованный моими руками, с его автографом у меня хранится до сих
пор. Это моё, если можно так выразиться, свидетельство о рождении художника.
Для справки: Александр
Худченко – член Профессионального союза художников России, член Международной
Федерации художников ЮНЕСКО, член Ассоциации художников-маринистов России. Награжден
медалью «Петр Великий».
В 1925—1962
годах преподавал в феодосийской художественной студии, а затем в детской
художественной школе Барсамов Николай Степанович. Художник, искусствовед,
педагог, музейный работник, Н.С. Барсамов стал связующим звеном между представителями Киммерийской школы
живописи начала и середины XX столетия. И Игорю Викторовичу повезло заниматься
и у этого преподавателя.
- И не только
мне. У него же учился и наш общий знакомый Лев Петрович Кружко. С разницей в двадцать
лет. Между прочим, смешной случай вышел. Когда у Льва Петровича была
персональная выставка, я увидел там одну работу и изумился, потому что у меня
дома была точно такая же! Подошел, поинтересовался:
– Откуда у вас мой рисунок?
Он смеется:
- Это мой
рисунок, еще со студийных лет!
Вот так, с
разницей в двадцать лет два живописца
выполняли одно и то же задание у одного и того же преподавателя.
А после того,
как закончилось детство, в картинную галерею Айвазовского Игорь Викторович
попал только более чем через два десятка лет, когда возил туда на экскурсию
детей вместе с Мантук Анатолием Семеновичем, учителем рисования КОШ №2.
Изостудию
«Штрих» при ГДК Игорь Викторович Проданов основывал тоже с ним, с А.С.Мантук, и
с Л.И.Тимощук. Руководителем изостудии стал Крюков Л.П. Изостудия начала работу
и Игорь Викторович активно включился в нее. Вообще, появился огромный стимул
писать, и писать много, и писать хорошо, потому что изостудия начала проводить
выставки работ красноперекопских художников. Выставки стимулируют творческий
процесс. Какой смысл писать, если твое творчество никто не увидит, не
почувствует, не оценит?
- Оценка
зрителей, конечно, очень важна, но это не единственное, ради чего я пишу. Так
вот, бывает, что во время выставки к художнику подходят посетители и спрашивают,
можно ли приобрести ту или иную картину, и сколько она стоит. Но вот смотришь в
глаза человеку – и вдруг осознаешь, что ему не принципиально, какую картину
покупать. Он картин не чувствует. Он спрашивает так, словно бутылку пива
покупает. И сам взгляд у него такой же, бутылочный. И раньше их много было,
безразличных, глухих к живописи. Сейчас намного меньше стало, люди острее стали
чувствовать искусство. Однажды я видел, как на выставку пришла очень пожилая
пара, муж и жена. Денег, чтобы что-то купить, у них явно не было, они просто
ходили и смотрели. И возле одной картины у них прямо лица изменились! Глаза
вспыхнули, понимаете? Вот такая оценка – дороже денег.
Игорь Викторович
Проданов пишет и маслом, и акварелью. Акварель, по меткому выражению Людмилы
Тимощук, королева живописи. Самая виртуозная, самая трудная техника – это как
раз акварельная. Но именно с нее начинается преподавание в любой
изобразительной студии. Да, она сильно отличается от техники выполнения картины
масляными красками, но чем? В детстве, в студии, ему казалось, что все просто:
вода, бумага – и нет проблем. И масло не надо разводить, и руки чище, и с
готовой работой возни никакой: в папку сложил и все дела. А потом оказывается,
что не тут-то было! Если раз мазок положил, то исправить уже почти невозможно,
будет грязь. Так что, если кто не верит – пожалуйте попробовать и убедиться
лично.
Кстати, на
выставке большинство работ – именно акварели. Есть, конечно, и графика. Игорь
Проданов – единственный художник в городе, который пишет акварели. Его работы
выставлялись и в Союзе художников Крыма, и в здании Государственного Совета
Республики Крым, и везде получили очень высокую оценку мастерства.
А есть ли
награды? Или звания?
Игорь Викторович
смеется в ответ на этот вопрос:
- А как же! Все
мэры нашего Красноперекопска награждали, диплом или грамота почти от каждого –
обязательно есть. Ну, это, конечно, те, которые были с опытом работы. Нынешние,
молодые, мало интересуются такими вещами. Да и вообще, многое сейчас изменилось
в худшую сторону. Часто молодые люди приходят учиться рисовать и один из первых
вопросов, который они мне задают – сколько? Имеется в виду, сколько я
зарабатываю на своих картинах. И я сразу понимаю, что никогда из них не
получится художников. Даже при наличии таланта не получится. Если во главу угла
ставится рубль – это будет в лучшем случае ремесленник. А в худшем – торгаш.
Разменяет свой талант на рекламные картинки в глянцевых журналах, а толку не будет.
Да, художнику можно подрабатывать таким образом, спору нет. Но во всем должен
быть баланс, некое равновесие. Что-то надо делать для денег, для хлеба
насущного – а большую часть надо делать для души. Потому что художник, он ведь
не что-нибудь пишет – он себя пишет, свою душу вкладывает. А тот, кто
спрашивает, сколько я с этого имею – это тоже обладатель «бутылочного взгляда».
С таким даже неинтересно.
Кто-то из
великих говорил, что акварель – это отражение жизни в цветной воде, и когда мы
поднялись на второй этаж ГДК и я увидела эти картины, я вспомнила это
выражение. Впечатление от увиденного было именно такое: яблоневая ветка словно
отражалась в подрагивающей воде, от нее веяло прохладой, чем-то настолько
чистым и свежим, что казалось, еще минута – и яблоко в воду упадет прямо с
веточки. Волны, разбивающиеся о прибрежные камни, тоже были прохладными,
хотелось войти в эту бурлящую воду, ощутить, как смывается усталость с ног,
хотелось зачерпнуть этой воды и умыть лицо…
Перед тем, как
проститься с Игорем Викторовичем, я задала ему традиционный журналистский
вопрос о том, что бы он хотел пожелать людям.
Да, друзья мои,
не здоровья и не материального благополучия, не любви и не успеха. А вот именно
так: внимания и понимания.
И вот тут только
до меня дошло, чем именно отличается взгляд настоящего художника на вещи от
всех остальных взглядов. И я бы очень хотела, чтобы как можно больше наших
земляков увидело эти прекрасные, тонкие, нежные работы.
Спасибо большое Ирина! Очень хороший,правильный и чуткий получился очерк.
ОтветитьУдалитьИ тебе, дорогая, спасибо, что познакомила меня с таким интересным человеком!
Удалить