среда, 7 июня 2017 г.

Наталья Шадловская. Ностальгия, или Мы родом из детства.

Маленький посёлок в предгорьях Алтая, в Хакассии. Я даже названия его не помню. Просто - Центральная. Семья  - мама, папа и я, переехали сюда, когда мне исполнилось  4 года. Мама говорила, что виновницей переезда из  города Ангарска была я. Климат Прибайкалья  оказался  для меня неблагоприятным и врачи посоветовали сменить его на более здоровый, желательно деревенский.

     В неизвестность родные ехать не захотели. Мама всё-таки  уговорила отца отправиться в места, откуда сама родом была. Мол,  проживающие там её две старшие сестры, брат и мать всегда смогут помочь на первых порах, после переезда. Квартиры тогда не покупали, их давало государство. Не поверите, совсем бесплатно. Но первое время пришлось пожить у тёти Кати, потому что обещанная квартира ремонтировалась. Её сын Саша, мой  двоюродный брат, был старше меня всего на год.

   Первое воспоминание после приезда: на веранде  стоит клетка с какой-то большой птицей. Я же таких не видела раньше никогда,  да ещё так близко.  Сейчас мне кажется, что это была сова или филин. Естественно, я тут же решила с ней познакомиться  поближе, за что и была наказана. Она незамедлительно пребольно  клюнула меня в протянутую руку.

Отношения с братом складывались сложно. Я ведь была городской девочкой и постоянно задирала и обижала Сашу. Он терпел, ведь его учили, что девочек настоящим мужчинам  обижать нельзя, чем я и пользовалась. Это продолжалось до тех пор, пока Санькиному терпению не пришёл конец. Получив однажды отпор, я прекратила его задирать.

По соседству девочек моего возраста не было, поэтому я «хвостиком» таскалась за братом и его друзьями, которых тоже звали Сашами. Надоедала ему «хуже горькой редьки», наверное. Но он ничего не мог сделать. Думаю, меня ему навязали, наказав, чтоб он «Наташку не обижал». Поэтому ему и его друзьям приходилось терпеть моё присутствие и несносный характер.

Однажды три Саши пошли «в поход» в ближайший от деревни лесочек Я, как всегда, увязалась за ними. Мальчишки играли, я бегала следом и мешала. Вдруг недалеко от нас, за кустами появился серый зверь. Друзья Саньки, испугавшись «волка», быстренько убежали. А брат не мог бросить меня на съедение неизвестному животному и тащил за собой. Я еле поспевала за ним, мелко перебирая ногами, и ревела благим матом. Страшно же. Мы добежали до дерева, Санька быстро забрался на первую ветку и пытался туда же затащить меня. Я схватилась за неё руками, но подтянуться не хватало силёнок. Так я висела, и орала что есть мочи. Наверное, серое чудовище испугалось моих воплей, и убежало. Через какое-то время я оторвалась от ветки и села под растущий рядом куст, размазывая слёзы и грязь по щекам. Санька, спрыгнув с дерева, начал успокаивать меня. Потом он подобрал две сухие хворостины. Одну вручил мне, чтоб было чем защищаться, если зверь рискнёт напасть на нас и мы, что есть мочи, настороженно оглядываясь, помчались домой.

    На окраине села нам вновь повстречалось то же создание, которое так напугало нас в лесу. Но, удивительным образом, оно оказалось обыкновенной собакой, серой окраской похожей на волка.

   Ещё одно яркое воспоминание из детства. Кстати, кто-нибудь из вас помнит увлечения ходулями? Это такие длинные палки с приспособлением для ног. Отец брата сделал нам одни на двоих. И мы с Санькой по очереди забирались на них с насыпи подвала и ходили по двору, то и дело падая, хохоча над неуклюжестью друг друга.. Было интересно и весело.

   Детство моё совпало с шестидесятыми годами прошлого столетия. Время для большинства людей тогда было трудное, не очень богатое. Но как же дружно все жили!

У меня, как и у многих моих подруг, не было покупных кукол и кучи игрушек, как у современных детей. . Мои ровесницы наверняка помнят самодельных куколок, которых мы делали из лоскутков. Сворачивали в толстенький валик светлый отрезок - тело готово. Потом брали лоскуток потоньше скручивали его – получались руки, которые привязывали к телу поперёк. Готовой кукле разрисовывали лицо.

Химическим карандашом, его надо было наслюнить, чтоб рисунок получился чётким. Из ниток делали волосы и уже на них надевали «платочек». Из всевозможных разноцветных кусочков вырезали «платья» - обыкновенные прямоугольные полоски, с вырезанной посредине дыркой такого размера, чтобы могла пройти её голова. Они держалось на её «руках». Ах, какие гардеробы были у моих куколок и кукол моей двоюродной сестры Лорки, которая была на год младше меня. Мы могли часами играть с ними: ходили в гости, учились, работали, меняли гардеробы, обустраивали им квартиры… Кстати, в доме у Лариски полкухни занимала большая русская печь. Она задёргивалась цветной ситцевой занавеской, служащей нам отличными театральными кулисами. Какие концерты: с песнями, танцами, чтением стихов устраивали мы на печке – сцене, Мы вдохновенно лицедействовали, воображая себя то великими актрисами, то  певицами. Зрителем чаще всего была бабушка. А больше нам и и не надо было.

     Как вы думаете, придёт ли современным детишкам идея собирать фантики от конфет? А ведь во времена моего детства они перепадали нам по большим праздникам, и их ассортимент был весьма скуден. Если пачка фантиков, собранная тобой, была толстой, а картинки на них разнообразными, то ты считался настоящим богачом.

 А как мы, девчонки, хвастались друг перед другом маленькими цветными осколками от посуды. Счастьем было найти где-нибудь стёклышко с замысловатым рисунком. И чтоб ни у кого подобного не было!

   Представляете, мы всё свободное время проводили на улице, и нашим мамам с большим трудом удавалось загнать нас домой. И если это у них получалось, то вместо полноценного обеда на большой ломоть хлеба намазывался слой настоящего домашнего масла, его посыпали сахаром и с этим «бутербродом» мы опять мчались на улицу. Поверьте, вкуснее его ничего не было!

   Скакалка была у каждой уважающей себя девчонки. Мы соревновались, кто дольше проскачет, не сбившись ни разу. Да не просто так, а фигурно: на одной ножке, на двух, назад, скрещивая руки, … На дорогах постоянно рисовались «классики», по которым мы могли прыгать, споря до скандалов, «заступила или не заступила».

Мальчишки присоединялись к нам, когда организовывалась игра в «чижика». Если спросить у нынешних детей, что это такое, они сделают удивлённое лицо и пожмут плечами, едва подняв глаза от своего навороченного мобильника или планшета.

   А мы просто делали в земле лунку, находили прямую палочку подлиннее и другую коротенькую, которая и была «чижиком». Большой надо было подцепить маленькую, размещённую поперёк ямки и, как можно дальше, забросить её. Другому играющему необходимо было поймать «чижика» и попасть им в бегущего противника,. Если в убегающего попадали, то наступала его очередь ловить «чижика» и «выбивать» противника.

Хуже всего было тогда, когда тебя наказывали и не пускали гулять. Но можно было играть и одной. Я садилась на крыльцо и рисовала лицо на коленке. Всё тем же химическим карандашом. Ведь шариковых, гелевых ручек, фломастеров и маркеров тогда ещё не было Сверху водружала носовой платочек и начинала фантазировать…Что бы вы обо мне подумали. увидев как я веду беседу со своей коленкой? Но тогда это было в порядке вещей.

   Родители часто собирались у кого-то из соседей дома и долгими вечерами играли в «лото». . А мы, ребятишки, бегали вокруг и переживали за своих, радуясь, когда они выигрывали. Взрослые в те времена не сидели, уставившись в телеящик. Просто потому, что его тогда в сёлах не было, да и электричество подавалось дозировано. Где-то на окраине стоял бензиновый генератор. Если свет мигнёт три раза - скорее по домам, так как через десять минут его выключат, до утра.

   Мы умели развлекать себя сами. Ведь в то время не было ни телевизоров, ни, тем более, интернета и всевозможных гаджетов. Но нас это нисколько не печалило. Было интересно жить и без них, потому что всегда рядом находились друзья, с которыми придумывались всевозможные игры и проказы И хочется сказать словами из отрывка стихотворения Юлии Друниной:

«…вы поймёте, стильные девчонки,

Я не пожалею никогда,

Что носила старые юбчонки…»

 Детство не забуду никогда.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...