среда, 6 декабря 2017 г.

Андрей Смагин. Интервью.



Ему довелось родиться в Магадане, а жить суждено в Крыму. Крымская земля взрастила в нем поэта и режиссера. Армянск знает его как художественного руководителя Центра культуры и досуга (киноконцертный дворец «Титан») и вот уже много лет подряд бессменного ведущего различных городских мероприятий. Его произведения не единожды украшали страницы журнала «Брега Тавриды», Крымского литературно-историко-философского журнала «Предвестие», геокультурного альманаха «
POLUS-Крым» и альманаха «Поэтическая карта Крыма», газеты «Литературный Крым» и др. Его творчество отражено в поэтическом сборнике «Серебряная полынь» авторской книге «Белый остров», сборниках «Понимание», «Вторжение», «Еще раз про любовь». Многие его стихи положены на музыку наших земляков. Он продолжает творческий поиск, не устает самосовершенствоваться и оттачивать грани своего таланта. Сегодня на страницах «Титан Медиа» - интервью с нашим даровитым земляком Андреем Петровичем Смагиным.

-Андрей Петрович, а вы помните, что и когда зародило в вас любовь к искусству, сцене, музыке, поэзии?
-Любовь к искусству, будь то театр, музыка или литература, не может зародиться на голом месте. Мне кажется, к этому должна быть некая внутренняя предопределенность. В истории немало примеров тому, когда в нетеатральной (нелитературной) семье рождались будущие талантливые артисты, музыканты, писатели. Изучая их биографии, исследователи акцентируют внимание на каком-либо эпизоде их жизни, якобы послужившем толчком в становлении на путь творчества. Возможно, в каких-то случаях это и верно, но, на мой взгляд, подобного рода «подталкивание» может стимулировать лишь первый осознанный шаг к действию в выбранном направлении, а не полностью поменять уже заданный вектор. Поэтому предположение, что в моей жизни сложилась определенная ситуация, которая подтолкнула меня к зарождению любви к искусству, не соответствует истине. Любить сцену, музыку, литературу, живопись – это или дано изначально, или не дано вовсе, это как дышать. Возможно, это спорная точка зрения, но так сложилось со мной.

- Вы окончили Симферопольское училище культуры по специальности «Руководитель самодеятельного театрального коллектива». Это был осознанный выбор профессии или какая-то судьбоносная встреча определила ваш творческий путь?

- Конечно, это осознанный выбор профессии. Еще в школе я был участником художественной самодеятельности, играл в самодеятельном театре. Помимо Симферопольского училища культуры за моими плечами ее и Международный Славянский университет, который я окончил в 2002-м по специальности «Режиссер», правда, уже профессионального театра.

-А когда в вас родился поэт? Помните свое первое стихотворение? Кто был первым вашим слушателем?

- Мы все пишем, как нам кажется, стихи в юном возрасте, и я не стал исключением. В то время молодежь интересовалась поэзией, большинство что-то писали сами. Но бежать делиться с миром всем, что ни сделаешь – это, скорее, примета сегодняшнего времени. Конечно, еще в школе несколько работ, заслуживающих, на мой взгляд, внимания, были обнародованы. Но первых слушателей как таковых не было – была просто общая тетрадь. Позже, в узкой компании друзей, мы делились какими-то своими произведениями. Но почти все мои друзья играли на гитаре, сочиняли песни, писали стихи сами, и чужие их интересовали больше как возможные тексты будущих песен, поэтому в основном мои поэтические строки просто пополняли общую тетрадь.

-Есть люди, которых вы считаете своими творческими наставниками, примером для подражания?

-В юности, конечно, были свои кумиры, но подражать кому-то из них я не старался. Хотя любая творческая величина, безусловно, оказывает влияние на только формирующуюся личность. В более зрелом возрасте, уже с определенным опытом за плечами, моим творческим наставником стал замечательный поэт, поэт-переводчик Зыгмунт Левицкий. В поэзии он – мой Учитель.

-Что является главным в ваших произведениях? Что вы пытаетесь своими стихами донести до читателя?

- Изначально, когда пишешь, так глобально не думаешь. Это уже потом, когда есть определенный объем произведений, будь то изданные книги или достаточно большое количество публикаций, можно подумать о том, «что же своей работой хотел сказать автор»… Иногда автору есть что сказать, иногда за его работами стоит только одно – неуемное желание доказать всем, что он что-то из себя представляет. Можно бесконечно долго называть белое черным, а черное – белым, но правда останется правдой, и это основной ориентир, которому, относясь искренне к искусству, следует в своем самовыражении творческий человек. В творчестве хочется быть честным. Ведь стихи – это маленькая исповедь, в которой преломляются взгляды автора, отражаются его переживания, живут его чувства. Просто так взять и написать стихотворение может далеко не каждый. «Перепевы» чужих мыслей, рифм, а иногда и строк, то есть, откровенное графоманство, скудное по духу, форме и содержанию – то, что многими авторами выдается за стихи, не в счет. Прежде, чем что-то создать, нужно многое пропустить через себя, состояться как личность, овладеть языком, научиться держать форму. И только потом Господь позволяет уже своим, выстраданным, делиться с другими. Для меня это важно и, как мне кажется, в своих работах я следую этим критериям.

- Не хотелось сменить жизненные ориентиры?

- Если говорить о профессии, у каждого человека есть своя жизненная предопределенность, данная от рождения – то. На что он, как говорится, «заточен». Если в приоритете материальные ценности – такой человек вряд ли напишет «Алые паруса». Выбор вкусов, пристрастий и жизненных ориентиров зависит от многообразия красок в душевной и духовной палитре человека и в конечном итоге определяет выбор профессии. Думаю, что и мой выбор был так же предопределен.

- Случались ли в вашей творческой жизни промахи, ошибки? Насколько критично и строго вы к себе относитесь?

- Я очень критично отношусь к своему творчеству. Статьи, книги, стихи, режиссерские работы, выступления, спектакли – среди них есть более удачные и менее. Прекрасно осознаю свой творческий потенциал. Но знать, что ты не стоишь на одном уровне с той или иной масштабной личностью, не означает, что нужно опустить руки и ничего не делать. Каждый творческий человек имеет право на самовыражение, поэтому я продолжаю писать, ставить, выступать. И, как говорится, «что сделано, то сделано».

- То есть, для вас главное – жить и творить? Или признание тоже имеет значение?

- Что такое признание? В зависимости от личного выбора духовных ценностей человек имеет свое суждение обо всем, в том числе и о творчестве того или иного автора. Хорошо ли, если твоя работа находит отклик в душе каждого читателя, (зрителя, слушателя и т.д.)? Конечно, это радует. Значит, ты был кому-то полезен. Приятно ли, если твоя работа получила высокую оценку и тебя награждают цветами и аплодисментами? Почему нет? Все это хорошо, но не является самоцелью. Да и нравиться всем невозможно. Одни с удовольствием читают Есенина, другие – Мандельштама. Но это не означает, что кто-то из них лучше или хуже другого. Главное, что все они Поэты, и в этом есть смысл. Ну а на каждого творца всегда найдется свой почитатель.

-Вы являетесь еще и педагогом сценической речи. Почему вы решили передавать свой опыт и мастерство юным дарованиям, только начинающим творческий путь? Насколько сценическое мастерство сейчас востребовано у молодежи? И какими достижениями своих учеников вы гордитесь?

- Такой творческий опыт есть, но сказать, что я активно передаю его начинающим, наверное, не совсем справедливо, т.к. я не преподаю сценическую речь в каком–либо учебном заведении и, к сожалению, не занимаюсь этим видом творческой деятельности как отдельным направлением, стабильно. Подобного рода занятия носили эпизодический характер, в основном, в ходе подготовки к тем или иным мероприятиям, поэтому говорить, насколько сценическое мастерство сейчас востребовано у молодежи, сложно. Это огромный добровольный труд, на который сознательно отважится не каждый, но способная молодежь есть. И мы со многими добивались хороших результатов. Не хочу никого обидеть, помню всех своих учеников, но особенно запомнилась работа с Дмитрием Русских, Владом Бесединым, Максимом Гурнаком. Позже многие из них неоднократно выступали в роли чтецов поэтических произведений, ведущих различных мероприятий на сценических площадках нашего города и не только.

- Над какими проектами вы работаете сейчас? Поделитесь задумками, планами.

- «Стихи рождаются внезапно, иначе в них какой же толк…» Сюжеты для новых работ рождает сама жизнь. Это могут быть собственные переживания, либо тронувшая до глубины души чья-то история. Или случаются какие-то интересные события, о которых хочется поведать. А бывает, хочется из обыденности выделить островок любви, красоты и радости.
Сказать, что в настоящее время есть какие-то особые масштабные проекты, было бы неправдой. Конечно же, остаются старые незаконченные работы, намечаются новые. В планах – выпуск новой книги. Но я не тороплюсь – еще, как говорится, не пришла лодка. Всему свое время.

-Вы всегда для себя ищете какие-то новые пути творческой реализации. Как вы видите свой дальнейший профессиональный рост?

- Пути Господни неисповедимы. Вряд ли стану танцевать или выступать в цирковом жанре, литература все-таки ближе. Вот, пробую себя в прозе. Возможно, стану писать сказки. А для детей или для взрослых, поживем – увидим!

- Что ж, желаем вам вдохновения, творческих успехов, полной самореализации и массы почитателей вашего таланта! А теперь, Андрей Петрович, давайте оставим наших читателей наедине с вашим творчеством…
(Виктория Бугославская.
 По материалам газеты «Титан Медиа» №15 (52) от 25 августа 2017 года)

…Мы были крепостью, внушавшей гордость
Тем, кто, вложив в нее всю силу знаний,
Мог наслаждаться стройными рядами
Могучих стен и легких перекрытий,
Своим величием вселявших веру
В ее надежность и несокрушимость.

Мы были молоды и так наивны!
Не видели, что слепо потакаем
Стремлению людей в короткой жизни
Бороться лишь за видимые блага…
Материальных ценностей основа
Не ведает духовных горизонтов.

Но все проходит и уходит юность.
Неумолимо время. Неизменна
И неизбежна смена дня и ночи,
Чередование зимы и лета.
И даже камни, как и все живое,
Подвержены суровому старенью.

И вот теперь мы лишь напоминанье
О том, что нет незыблемости в мире:
Все движется по замкнутому кругу
И повторяется, не повторяясь,
Стирая след участников событий…
Но люди этого не замечают.

Законом жизни есть закон Вселенной.
Существовать, законы нарушая
Непониманием слепым, нелепо…
Ведь нелогично, поднимая парус,
Все правила, предписанные морем,
Не знать, но плыть, не сознавая глупость.

Ведь, постигая мудрости крупицы,
Приблизиться возможно к Совершенству…
В нем Истина Любви, и в этом мире
Призванье наше – в этом приближеньи.
Лишь в нем есть суть земного пребыванья –
К Истоку Созиданья прикоснуться…


(фрагмент поэмы «Камни»)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Положение о конкурсе чтецов "Онегин - наш герой романа" (к 225-летию А.С.Пушкина)

  Положение о конкурсе чтецов  «Онегин – наш герой романа» в рамках Всероссийского фестиваля   «Великое русское слово» 1. Общее по...