30 августа 2016 года ушел из жизни
известный крымский поэт Владимир Терехов. Его памяти был посвящен прошедший 17
сентября 2017 года КрымБукФест и поэтический марафон. Мероприятие состоялось в
районной библиотеке им. Ивотского и, конечно же, пятиозерцы приняли в нем
горячее участие.
80-летие
известного крымского поэта, публициста, общественного деятеля, почетного
академика Крымской академии наук, заслуженного деятеля искусств Республики Крым
Владимира Павловича Терехова – хороший повод поразмышлять об истоках таланта
этой многогранной личности. Сделать это не так просто, если учесть, что из-под
его пера вышло сотни стихотворений, десятки очерков, публицистические статьи.
Число книг приближается к двум десяткам.
Жизненный багаж
В.Терехова копился в поездках по Крыму, в экспедициях по бескрайней России. Любознательная
муза Терехова срывала цветы впечатлений в экзотической Индии, загорала под
жарким солнцем Египта, лепила снежки в горных долинах Швейцарии, вслушивалась в
горное эхо ущелий Дагестана, грелась на древних камнях Парфенона.
Из биографии: « Он обошел пешком почти весь полуостров, особенно горы, побережье. Его можно было увидеть и в крымском небе среди парашютистов, и в пещерах со спелеологами, исследующими крымский карст, и с рабочими, готовящими участок под молодой сад, и с аквалангистами у берегов Аю-Дага и Тарханкута, и с археологами, раскапывающими Херсонес или скифские курганы в степи. Его можно было увидеть читающим стихи сельским школьникам или рабочим-мелиораторам, участвующим в лесопосадочных работах на горных плато, карабкающимся с теодолитом по трассе строящегося ялтинского тоннеля, на горных метеостанциях и гидропостах, коротающим вместе с их обитателями длинные осенние вечера. На корабле, вертолете, в седле вместе с лесниками….»
Но первые слова матери, первый луч солнца, первые запахи жизни Терехов услышал, увидел и вдохнул именно в степном Крыму. Образы степного Крыма – это его генетическая память, которая глубже и значительнее всех дальнейших наслоений. Всякий, кто внимательно вслушивался в родной язык, знает. что среди сотен тысяч слов есть такие, в которых сосредоточено главное содержание жизни разбросанные по бескрайнему полю языка. Они, как тяжелые колосья, содержат самые полновесные зерна. И, вчитываясь в стихи Терехова, начинаешь понимать, что на прочном стебле слова «степь» утвердился целых колос понятий, отражающих всю его жизненную философию: мать, хлеб, вода, совесть, красота. Его стихи проникнуты звуками степного ветра, теплом догорающего летнего дня и потрясающими запахами степи:
Пахнет
весною, парным молоком –
Дышит
земля материнским теплом…
………
Пахнет
поле выпеченным хлебом,
А
покосы пахнут молоком.
………..
Строки из
стихотворения «Летний день» прямо перекликаются с эпизодами из чеховской
«Степи»:
Летний
зной разнообразит небо
Редкими
мазками облаков,
Над
рекой разморенные вербы
В
обществе горластых рыбаков.
Пацанам
заботы есть по нраву:
Мутят
бреднем воду в камышах.
И
болтает иволга картаво,
Улететь
по делу не спеша.
Природа
настолько близка и понятна Терехову, что по ее состоянию автор четко определяет
времена года до конкретной декады месяца:
Шумливый
март
Уже
за половину.
Степные
дали
Стали
голубей.
И
Чатыр-Даг
На
солнце греет спину,
И
в небе вьются
Стаи
голубей.
Для поэта
крымская степь – это судьба. О говорит о своей житейской дороге языком,
навеянным пением хлебной нивы:
Доволен
или недоволен,
Судьбе
не шибко возражай…
Вполне
пора готовить поле
Опять
под новый урожай.
Для Терехова «поле»
- синоним слова «степь». Будучи агрономом, землемером, в свои молодые годы он
измерял шагами степные просторы Крыма и его горные кряжи. Но именно к полю
обращается поэт, когда думает о наполнении своего внутреннего мира:
Беспредельным
покоем полей.
……..
Я
хочу захлебнуться полем –
Этой
силой земных начал.
Как
же так: я теперь только понял,
Что
без поля скучал.
……….
Где
я только и был, и не был…
И
не верю давно судьбе,
Но
за мудростью, как за хлебом,
Я
всегда прихожу к тебе.
Образ степи,
сотворенный Владимиром Тереховым, завораживает бесконечной игрой оттенков, как
завораживает игрой света хорошо ограненный алмаз. Степь завораживает во все
времена года, считает поэт. В его степных пейзажах встречаются и романтические
образы, и картины, содержащие бытовые реалии. Терехов родился в сентябре, и
потому, быть может, осень особенно созвучна его душе.
Ноябрь
мусолит и листает,
Как
листья, считанные дни.
Я,
как отбившийся от стаи,
Бреду
по озими один.
……….
…я
ушел, и в воскресенье
Под
небо низкое, в поля
Играет
в прятки дождь осенний,
Вороны
каркают, паря.
Скирда,
посапывая, дышит,
К
земле расслабленно осев.
Шурша.
Попискивают мыши
В
недомолоченном овсе.
……….
Так
хорошо, спокойно, сыто,
Как
у родителей в гостях.
И
дождик сеется сквозь сито,
О
давнем детстве шелестя.
Солнцем
пропитаны не только степные дали – солнце пронизало всю поэзию Терехова.
Ощущением степной жары дышат многие стихотворения поэта, и он постоянно находит
все новые и новые образные выражения.
По
степям проселков пролегло немало,
Полднем
бродят вихри, завеваясь в дым,
За
лиманом облако упало
Сбившейся
отарой у воды.
Над
косою чайки хнычут недовольно,
За
косою море – глянь и не дыши…
К
Перекопу расплескались волны
Маревом
горячим – Сиваши.
Поэт не мог
ограничиться описанием степных красот, героики труда хлебороба, картинками
сельской жизни. В сущности степь – это история человеческой цивилизации. В
курганной степной культуре, как выясняется, заложены корни арийских народов.
Символика и мистика курганных захоронений трансформировались в философские и
поэтические образы «Ригведы». Не мог не задуматься о прошлом таврских и
таврических степей поэт Терехов.
Гогочут
гуси к ночи у ставков.
Дичает
степь от их гортанных криков.
Восходят
над землею высоко
И
рыскают костры кочевий диких.
Таинственным
предчувствием грозы
Волнуются
ковыльные могилы.
Истлевшие
сарматские возы
Опять
на звездопад заголосили.
Но молодое очарование природой, восторг перед ее красотой и силой сменились волнением
за ее благополучие, заботой о ее спасении, о спасении людей, загнавших себя в
экономический и экологический тупик. Об этом была написана знаменитая книга Терехова
«За перевалом перевал». Ей присуща острая экологическая направленность, острая
озабоченность судьбой Крыма – уникального уголка планеты. Она вышла в свет в
1983 году, но позднее тираж ее был изъят из магазинов и арестован. Киевские
идеологи книгу уничтожили.
Завершая
разговор о «степном акафисте» Владимира Терехова, отметим, что немало
произведений его посвящено трагическим противоречиям природы и прогресса.
Особенно ярко эти противоречия выражены в книге «Дикое жито».
Потным
асфальтом лоснится дорога,
Землю
кроит без ножа.
Дикому
житу досталися крохи:
Яма,
канава, межа…
Поэт призывает
людей, деловито мчащих по дорогам прогресса, пристально вглядеться в себя, в
окружающий мир, услышать голос природы и разума. Остановиться. Задуматься.
Мы
перед временем в ответе,
А
перед вечностью – вдвойне!
Комментариев нет:
Отправить комментарий