Дорога из Красноперекопска в Армянск, по
большому счету, ровненькая, примудриться на этой дороге заблудиться – это
талант нужен. И расстояние-то смешное, тридцати километров нет. Хотя и на этом
участке всяко бывает: кто в кювет слетит, кто на обгон не вовремя вырулит, да и
человеческий фактор учету не поддается. В «лихие девяностые», было дело, два
прибандиченных джиповладельца в лобовой таран друг на друга пошли, чисто как
истребители во время Великой Отечественной: у кого первого нервы сдадут. Да
маленько не подрассчитали. Аккурат между ними ведро с гайками марки «Москвич»
вписалось в последнюю секунду. Так что «быкам» с их навороченными бамперами
хоть бы хны, а водила в «Москвиче» даже испугаться толком не успел.
А сколько было желающих пешим строем прошагать
эти километры? По большей части это граждане, которые среди интеллигенции
красиво именуются «маргиналами», в милицейских протоколах «бомжами», а на языке
уголовной романтики – бичами. Бич, чтоб вы знали, это не
ругательство, это сокращенное «бывший интеллигентный человек». И все они, одним
миром мазанные, напричащаются до рогатых зябликов, ноги в руки, да и пошагали.
Он идет, водила баранку крутит. Качнуло такого пешехода, вынесло аж на середину
шоссейки, вот и догадайтесь с трех раз, что дальше будет… Так что вдоль даже
такого коротенького участка ровной дороги все едино попадаются маленькие
жестяные памятники с именами, скорбными датами да привядшими букетиками полевых
цветов. Это жизнь.
Единственный аппендикс – железнодорожный
переезд. Километра за три или чуток больше до Армянска дорога делает поворотец
для того, чтобы пересечь железнодорожное полотно, а после того снова
устремляется в прежнем направлении. Во времена застойного «совка» этот поворотец
громко именовался «опасным», был оснащен необходимым количеством
предупреждающих знаков с обеих сторон, у переезда стояла будка путевого
обходчика, шлагбаум и светофоры. Минут за десять до того как по путям пропыхтит
пригородный, шлагбаум опускался, препятствуя движению, начинали предупреждающе
моргать светофоры, выходил путеец с красным флажком, и машины дисциплинированно
ждали. Прокатил поезд, минут через пяток путеец выключал «светомузыку»,
милостиво поднимал шлагбаум, движение возобновлялось. Пассажиры бухтели потихоньку,
но пассажиры всегда чем нибудь да недовольны, и потому их воркотню никто во
внимание никогда не брал. А когда «совок» закончился и наступили смутные
времена «демократии», исчез из будки путеец. Некому стало поднимать и опускать
шлагбаум – не стало и шлагбаума, потом исчезла и сама будка. Половина дорожных
знаков со светофорами пошли «на металл». А уж когда отменили и большую часть
пригородных поездов до Армянска, то переезд и вовсе стал никому не нужен.
И теперь раз в сутки проползает здесь
пригородный поезд с единственным вагоном, разворачивается в Армянске и через
пару часов уезжает восвояси. Захолустье. И вот под этот единственный паровоз и
угодила та злополучная маршрутка с шестнадцатью пассажирами.
Рейс Севастополь – Армянск, время в пути – около
четырех часов, промежуточные станции – Симферополь и Красноперекопск. Это
значит, что до конечной всем оставалось минут десять, не больше. И вот выезжает
эта маршрутка на полотно и… замирает. Ни взад, ни вперед. И водитель сидит,
смотрит на дорогу и не шелохнется. Глаза, словно привидение увидал. А пассажиры-то
видят приближающийся поезд! Крик, паника в салоне – у водилы ноль реакции. Ну,
и снесло ту маршрутку поездом к свиньям собачьим, поскольку чудеса хоть и
случаются, но и закономерности никто еще не отменил. Из шестнадцати душ семь
трупов, включая и водителя. Да пятерых в ближайшую реанимацию доставили, благо
ехать до нее, повторюсь, минут десять, город – вот он, рядом уже был. Остальные
отбоярились, что называется, легким испугом. Легким, ага…
Эту аварию обсасывали все местные «брехунки»,
начальство разного ранга накатало центнер протоколов, в которых злосчастного
водилу полоскали как «не справившегося с управлением», «уснувшего за рулем»,
«находившегося в состоянии наркотического опьянения». Вроде как в крови у него
нашли следы какого-то препарата, а раз нашли – чего бы сразу на наркоту не
вывернуть, водиле ведь уже без разницы. У страха глаза велики, обыватель чего и
не было приплетет. А потом благополучно забыли о той аварии, поскольку жизнь-то
продолжалась. И по этому же маршруту гоняла уже другая машина, и через полгода
никто ничего не вспоминал. И все стало
опять нормально.
Я бы тоже ничего не вспомнила, если бы не два
обстоятельства, позволивших мне увидеть и оценить все происшедшее под
совершенно другим углом зрения. Первое: мне тоже нужно было ехать в Армянск.
Нет, собственно обстоятельством был не тот факт, что мне нужно было ехать, а
тот факт, что в тот раз в салоне маршрутки я оказалась единственной
пассажиркой, и шофер лет под 60, с лысой, как коленка, головой, по черепашьи
сморщенной шеей и в солнцезащитных очках, трещал без умолку. За двадцать минут
пути он рассказал мне все о своей жизни: жена, дети, внуки, братья, жены и дети
братьев, кто где учится, кто кем работает, сколько зарабатывает, куда тратит и
на кой кляп им это надо.
Когда мы доехали до переезда, водила вдруг на
минуту смолк, а затем спросил:
- Про аварию слыхали? Ну, здесь которая, весной
еще… Слыхали? Люди погибли там.
- Конечно, - автоматически кивнула я.
- Не был он ни под какой наркотой, - продолжал
водила.
- Кто?
- Кто! Конь в сиреневом пальто! Он еще утром был
никакой. Голова болела. Давление, что ли. Я же не доктор. Говорю ему: «Не ходи
в рейс, отлежись!». Не согласился. «Работать надо, - говорит, - деньги нужны».
Из Севастополя выезжал – как-то так попрощался, вроде как надолго. Я еще
подумал, что примета плохая – надолго прощаться.
- А потом?
- А потом звонил мне отсюда, из Перекопа.
Совсем, говорит, плохо, аж кровавые круги перед глазами. Но осталось, говорит,
вшивых полчаса, а там конечная. Я ему кричу в трубу: «Таблетку хоть выпей, дурак!»
Все бы полегче было. Так что он, скорее всего, таблетки выпил перед тем, как
ехать. Но не доехал, я так думаю, что он еще за рулем помер. И на путя уже
мертвый выезжал. Потому и стоял там, и криков не слышал.
- Думаете, он умер за рулем?
- А как артист на сцене умирает? Вон Миронов, к
примеру.
И водила чуть фальшивя напел про бабочку,
которая «крылышками бяк-бяк-бяк-бяк».
- Кто же его больного выпустил на линию-то?
Разве вас не проверяет медсестра?
Водила шумно вздохнул. Несколько минут мы
молчали, а потом он сказал:
- Ничего не попишешь, работать-то надо. Деньги нужны.
Мысль о том, что человек может умереть вот так
внезапно впервые встала передо мной вот с такой страшной ясностью, хотя и
раньше вокруг меня было много внезапных смертей. Директор Юрий Федорович,
который в пятницу устраивал «вливание» начальникам участков, в понедельник уже
был не то что мертв, а полностью экипирован в последний путь. Наладчик Олег
Иваныч, месяц подкашливавший и жаловавшийся на неэффективные сиропы от кашля,
еще накануне расписывавший с мужиками «пульку» в «пьяном углу», наутро не вышел
на работу, а вместо него пришла его заплаканная дочь в траурной повязке.
Начальник электроцеха Энвер, ни грамма спиртного не употреблявший и
неукоснительно соблюдавший Рамазан, придя с работы, включил телевизор, сел в
любимое кресло, спросил жену, скоро ли вернется дочь – и через час его
обнаружили в том же кресле, словно он уснул под негромкий рассказ диктора о
жизни слонов в дикой Африке. Сан Саныч, слесарь, шел вечером домой, нехорошо
стало прямо посреди дороги. Упал… И никто не подошел, потому как мало ли пьяных
валяется. А Сан Саныч даже не выпивши был, а так: голова закружилась, в глазах
потемнело – инсульт…
Но все они уходили сами, не собирая компанию на
тот свет, уходили в одиночку, оставив здесь родных и друзей, не беря на себя
ответственности за чужие жизни. Может быть, им и было плохо перед смертью, но
никто не услышал жалоб, хотя это были мужчины уже не первой молодости. И этот
водитель тоже был «еще молодой», ему надо было работать, кормить семью, и у
него были дети, внуки, племянники, братья-сестры, жена… И он встретил смерть на
рабочем месте, в чем, собственно, не было бы ничего из ряда вон выходящего,
если бы он не забрал с собой на тот свет еще шесть человек, и пятерых не
определил на больничную койку.
Им всем было по пятьдесят с симпатичным
хвостиком. Кое-кто даже успел выйти на пенсию, но еще работал, не позволяя себе
расслабиться: деньги нужны, сколько той пенсии… И у каждого из них своё: у
одного прыгало давление, у другого чуть-чуть повышен сахар, а кому-то никак не
помогали аптечные препараты от кашля… Не
критично же. Кто знает об этом? Все знают. И все воспринимают это как должное:
это жизнь, говорят они, это нормально.
И всем нам повысили пенсионный возраст на том
основании, что в 60 лет человек еще полон сил и здоровья. Наверное, не только работягам деньги-то нужны...
Собственно, это и есть второе обстоятельство, почему я вспомнила об аварии. А так бы забыла, конечно.
Собственно, это и есть второе обстоятельство, почему я вспомнила об аварии. А так бы забыла, конечно.
Это жизнь. Все нормально.
Здравствуй автор, все мы смертны .
ОтветитьУдалить